Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

CULTIVATION IN STUDENTS OF A GENERAL EDUCATION SCHOOL WITH THE VALUES OF CREATIVE LABOR BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES COURSES: METHODICAL ASPECTS

Gukalenko O.V. 1 Pustovoitov V.N. 1
1 Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education
The methodical aspects of cultivation in students of a general education school with the values of creative labor by means of extracurricular activities courses are considered. Among these values, the following are highlighted: acceptance of creative labor as a value from a young age, its understanding as the meaning of life; awareness of labor as the basis of professional self-realization; respect for labor, working people; professional education, professional development, career; values and meanings of Russian professional traditions and cultures. The following methodical conditions for the organization of courses of extracurricular activities to cultivation in students of the values of creative labor have been determined: a combination of subject-lesson and educational orientation of the courses, a target orientation to preserve the content of the values of creative work traditional for Russia; orientation to the relationship through extracurricular activities of formal, non-formal and informal education of the student; content design based on local history material; filling the educational process with modern pedagogical tools, widespread use of the possibilities of information technologies, variability in the forms activities of students’ with a systematic extracurricular work; targeting of the design of extracurricular activities, reliance on the activity of students; attraction of parents, opportunities of institutions of additional education, culture and sports; pedagogical skill of the teacher. It is recommended, taking into account the integrity of the educational process, to organize all forms of extracurricular activities based on the ideas of the technology of collective creative affairs of I. P. Ivanov.
values of creative work
upbringing in the system of general education
professional self-determination of students
extracurricular activities
forms of extracurricular activities
methods of upbringing students

Ценности и идеалы личности составляют основу ее мировоззрения, определяют характер взаимодействия с окружающим миром. Особое место в системе ценностных ориентаций современного человека занимает его отношение к трудовой деятельности. Их культивирование у учащихся школы составляет одну из ключевых задач системы общего образования: «возможности для самореализации и развития талантов», «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» входят в национальные цели развития Российской Федерации [1, п. 1], создают базу для развития нашей страны, обеспечения высокого качества жизни россиян, национальной безопасности государства.

Цель исследования: выявить ключевые методические требования к курсам внеурочной деятельности по профессиональной ориентации и приобщению школьников к ценностям созидательного труда.

Материалы и методы исследования

Методологическую базу исследования составляют концептуальные идеи педагогического сопровождения и поддержки личности (О.С. Газман, Т.В. Фролова и др.), ценностно-смыслового содержания воспитания (М.В. Богусловский, Б.Л. Вульфсон, В.Н. Дадонов, В.В. Давыдов, М.С. Каган, В.А. Сластенин и др.), образовательных (В.П. Борисенков, С.К. Бондырева, О.В. Гукаленко, Ю.С. Давыдов, А.Н. Джуринский, В.Е. Шукшунов и др.) и воспитательных (И.Д. Демакова, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова, В.И. Слободчиков и др.) пространств, воспитания учащихся средствами внеурочной деятельности (Д.В. Григорьев, А.В. Иванов, П.В. Степанов, А.Л. Трофимова и др.).

Материалами исследования служит понимание традиционных ценностей трудовой деятельности и созидательного труда, состояние и педагогический опыт организации внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных школ. Основные методы исследования: терминологический анализ, классификация, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Труд в истории человечества всегда понимался и как основа общественного развития, и как средство воспитания. Т. Мор, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие классики педагогики в своих работах отмечали влияние труда на становление и развитие личности. Сегодня учебная и трудовая деятельности рассматриваются как ключевые средства в решении задач достижения целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала. В частности, «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» предусматривает: «Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается путем... предоставления гражданам широких возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда» [2, п. 33].

Принятие с юных лет созидательного труда как ценности, его понимание как смысла жизни, убежденность в его необходимости; осознание труда как основы профессиональной самореализации, как пространства для творчества и самовыражения; уважение к труду, людям труда, трудовым достижениям; профессиональное образование, профессиональное становление, карьера; ценности и смыслы российских профессиональных традиций и культур – это те традиционные для многонациональной российской культуры ценностные доминанты, которые должны составлять основу отношения россиян к трудовой профессиональной деятельности.

Данные ценностные установки, связанные с трудовой деятельностью личности, представлены в результатах освоения учащимися образовательных программ общего образования всех уровней. Так, например, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет требования формирования у учащихся «установки на активное участие в решении практических задач... технологической и социальной направленности… интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода… осознание важности обучения на протяжении всей жизни… уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей» [3, п. 42.1.6].

Воспитательная работа по привитию учащимся ценностного отношения к труду предполагает реализацию принципа системности: целенаправленное участие общества и государства в воспитании подростков и юношества, сочетание урочной и внеурочной деятельности учащихся, привлечение всех возможностей и средств образовательной организации, родителей, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Большой учебный и воспитательный потенциал в решении задачи профессиональной ориентации и приобщения школьников к ценностям созидательного труда имеет внеурочная деятельность. Вне урока учитель и учащиеся, как субъекты образовательного процесса, меньше ограничены формальными требованиями к своему взаимодействию, более свободны в выборе содержания и форм образовательной деятельности.

Внеурочная деятельность учащихся школы регламентируется Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Стандарты начального и основного уровней общего образования рекомендуют образовательной организации использовать учебные курсы внеурочной деятельности, насыщая занятия различными интересными для учащихся формами взаимодействия [3, п. 27].

Курс внеурочной деятельности может иметь предметную или межпредметную направленность, проводиться локально или в сетевом формате взаимодействия образовательных организаций. Но, независимо от выбранной стратегии организации курса, его характерными чертами являются взаимосвязь с учебной и самообразовательной деятельностью школьников, включенность в систему воспитательной работы школы.

Учет данной взаимосвязи позволяет определить как образовательную цель курса – она состоит в том, чтобы расширить и углубить содержание учебных предметов, которые отражают проблематику труда и мира профессий, так и установить задачи и содержание результатов освоения курса внеурочной деятельности учащимися. Предметные результаты курса внеурочной деятельности должны соответствовать содержанию учебных предметов, с которыми он взаимосвязан. Воспитательные задачи курса, целевые ориентиры личностного развития школьников определены доминантами ценностного отношения россиян к труду и профессиональной самореализации – такими взглядами и убеждениями наших соотечественников, которые позволяют человеку состояться как личности, как профессионалу в современном обществе.

При планировании внеурочной работы со школьниками необходимо учитывать логику воспитательного процесса и следовать классическим этапам его реализации: на первом этапе – формирование знания о ценностях, связанных со сферой труда и трудовыми отношениями; содержанием второго этапа является формирование у школьников убеждений в значимости и ценности созидательного труда в современном обществе; на третьем этапе создаются условия для апробации учащимися своих убеждений на практике, в поведении, ведется стимулирование созидательного труда, поддержка активной деятельности учащегося.

В основу отбора содержания курса внеурочной деятельности целесообразно положить требования Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности [4], а также идеи Примерных рабочих программ курсов внеурочной деятельности [5].

Центральное место в приобщении школьников к ценностям созидательного труда и профессиональной самореализации в ходе внеурочной деятельности, очевидно, занимает подбор педагогом форм занятий, организация активной деятельности учащихся [6]. Анализ определения внеурочной деятельности учащихся [7] позволяет отметить ее особенности, которые определяют, по сути, принципы отбора содержания и форм проведения внеурочных занятий в школе. Внеурочная деятельность – это:

– неотъемлемая и обязательная часть основной общеобразовательной программы; направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов освоения основных образовательных программ;

– осуществляется в формах, отличных от урочной деятельности;

– предполагает расширение образовательной среды, повышение гибкости ее организации;

– планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.

Большим воспитательным потенциалом обладают формы внеурочной деятельности, целенаправленно формирующие знания и взгляды учащихся на мир профессий. В ходе диспутов, встреч с представителями различных профессий, круглых столов, гостиных различных видов можно организовать обсуждение со школьниками актуальных тем профессионального самоопределения и самореализации личности в эпоху цифровой трансформации общества, планирования профессионального становления выпускника современной школы, вуза, проблем востребованности профессиональных кадров на рынке труда сегодня и в перспективе. Независимо от формы взаимодействия участников внеурочных занятий, правильно подобранный для обсуждения материал способствует формированию у учащихся осознанности значимости труда, позволяет им спрогнозировать свое профессиональное будущее.

Апробацию своих формирующихся идеалов и убеждений школьники могут провести, принимая участие в различных творческих лабораториях, конкурсах, квестах, деловых играх профориентационной тематики, профессиональных пробах, моделирующих определенную специальность, в ходе работы с кейсами профессионально ориентированного содержания. Практическая направленность и совместная деятельность с одноклассниками делают эти формы занятий для подростков личностно значимыми, несущими на себе ценности общности и взаимодействия, так необходимые для профессионального выбора школьников.

Особое место в учебном курсе внеурочной деятельности учащихся должно быть отведено проектам. Проектная деятельность дает возможность прививать школьникам ценности созидательного труда в органичном единстве знаниевого и деятельностного компонента образовательного процесса; проекты дают возможность учащимся организовать собственную учебно-познавательную, творческую, исследовательскую деятельности. В отборе содержания проектной деятельности учащихся учитель практически не ограничен. Познакомиться в реальной обстановке с профессиями и героями труда, проявить свою активность и апробировать свои взгляды на будущую профессию подростки могут, включившись в работу по реализации практико-ориентированных проектов социальной направленности.

Эффективными формами помощи учащимся в выборе профессии, в осознании ими значимости профессиональной самореализации являются такие формы работы, как экскурсия и посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. В непосредственном знакомстве с рынком профессий, профессионалами своего дела, их профессиональной культурой учащиеся постигают красоту труда, учатся ценить плоды трудовой деятельности, расширяют свою социокультурную среду. Экскурсии, проводимые учителем в своем регионе, дают возможность познакомить школьников с особенностями профессиональной деятельности их родителей, родственников, значимых взрослых и тем самым формировать у подростков ценностное отношение к труду через родственные и личные связи с близкими им людьми.

Внеурочные занятия по приобщению учащихся к ценностям труда призваны быть современными, интересными для школьников. Этому в большой степени способствует привлечение во внеурочную деятельность возможностей информационно-коммуникационных технологий, учет уровня информатизации общества и экономики России. Органичное включение информационно-коммуникационных ресурсов во внеурочную работу дает учителю возможность эффективного решения учебно-воспитательных задач. Телекоммуникационные проекты и марафоны, виртуальные гостиные и виртуальные флешмобы профессий, виртуальные экскурсии на предприятия и по местам трудовой славы нашей Родины, совместное изучение учащимися специализированных цифровых ресурсов и участие в проводимых взрослыми кампаниях ценностно-профессиональной направленности в социальных сетях, разработка и сопровождение под руководством учителя цифровых информационно-образовательных платформ, содержащих профориентационный контент, – эти и подобные формы внеурочной работы со школьниками позволяют активизировать их учебно-познавательную деятельность, сделать для подростков внеурочную деятельность интересной, а значит – личностно значимой.

Краеугольным камнем в организации деятельности школьников является обеспечение их активности. Целостность учебно-воспитательного процесса позволяет рекомендовать педагогам-практикам при организации всех форм занятий внеурочной деятельности опираться на идеи технологии коллективных творческих дел И.П. Иванова, которая традиционно успешно используется в школах в организации различных воспитательных мероприятий:

– на первом этапе подготовки внеурочного занятия задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у учащихся положительную мотивацию к предстоящему занятию, спланировать его подготовку, распределить поручения. Педагогическая практика дает возможность рекомендовать учителю всесторонне учитывать индивидуальность учащихся, их самообразовательную деятельность, как можно более детально ориентироваться на интересы и предпочтения школьников в выборе своей будущей профессиональной деятельности, строить внеурочное занятие на необычности и эмоциональности подачи содержания, использовать групповые формы и сплачивающую соревновательность в организации деятельности подростков;

– второй этап – это и есть, собственно, подготовка и проведение внеурочного занятия. На данном этапе от учителя, воспитателя требуется создать условия для успешного выполнения каждым школьником, каждой микрогруппой своего задания-поручения. Важнейшими условиями организации работы с учениками являются ненавязчивость и поощрение, партнерство и сотрудничество, эмоциональность и творчество. В ходе выполнения своего поручения и представления результатов деятельности каждый учащийся знакомится с новыми специальностями, осмысливает информацию о профессиях и людях труда, о профессиональной самореализации личности, приобретает бесценный опыт взаимодействия и реализации своих возможностей;

– на заключительном этапе организации внеурочного занятия проводится педагогическая рефлексия и диагностика. Этот этап очень важен как для учащихся, так и для педагога. Учитель, используя рекомендательно-убеждающие методы работы со школьниками, создает в классном коллективе атмосферу критической оценки учащимися своей деятельности, ориентирует подростков на доказательное осмысление значимости труда в жизни человека, в его профессиональной самореализации.

Исходя из задач воспитания современных школьников и анализа образовательной практики, среди методических условий эффективности внеурочной деятельности по приобщению учащихся к ценностям созидательного труда можно выделить следующие:

– сочетание предметно-урочной и воспитательной направленности, целевая ориентация на сохранение содержания традиционных для России ценностей труда, на осознание подростками значимости труда для личного благополучия, профессионального самоопределения и развития – данное требование обусловлено целостностью и системностью учебно-воспитательного процесса, современными задачами воспитания молодого поколения россиян;

– ориентация на взаимосвязь внеурочной деятельности с урочной работой и самообразованием учащихся, учет содержания учебных предметов, привлечение краеведческого материала – выполнение требования дает возможность связать через внеурочную деятельность формальное, неформальное и информальное образование учащегося; проектирование содержания на основе краеведческого материала, включение в содержание курса внеурочной деятельности региональной тематики позволяет познакомить учащихся с профессиями, востребованными на рынке труда региона;

– наполнение образовательного процесса современным педагогическим инструментарием, интересным для учащихся содержанием, широкое привлечение возможностей информационно-коммуникационных технологий, вариативность форм деятельности учащихся при системности и систематичности внеурочной работы – требования определяются логикой и общими принципами организации образовательного процесса, высокой значимостью ИК-технологий в современной жизни, высоким потенциалом цифровых образовательных ресурсов;

– адресность планирования и реализации внеурочных занятий, опора на активность учащихся – требования вытекают из концептуальных идей личностно ориентированной парадигмы образования;

– вовлечение во внеурочную работу родителей, опора на возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта – выступают как реализация принципа системности;

– педагогическое мастерство, подготовленность педагога к приобщению учащихся к ценностям труда и профессиональной самореализации.

Заключение

Профессиональная ориентация и приобщение в современных условиях учащихся школы к ценностям созидательного труда, как и к традиционным ценностям вообще, – педагогическая задача не одного дня, и даже не одного года. Ее решение требует системности, усилий не только образовательной организации, но и семьи, общества, государства; средой интеграции взаимодействия заинтересованных в решении данной задачи институтов может по праву выступить внеурочная деятельность учащихся. Проводником своих воспитанников к ценностным идеям значения труда в жизни человека, которые выработаны тысячелетней историей человечества, выступал и выступает учитель.

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00058-22-08 от 26.07.2022 г. по теме «Психолого-педагогические основы приобщения учащихся к традиционным российским ценностям на основе внеурочной деятельности».