Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PECULIARITIES OF PEDAGOGICAL GUIDANCE OF THE PROCESS OF LINGUO-PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Zabolotnaya S.G. 1
1 Orenburg State Medical University
The article deals with the actual present-day peculiarities of the realization of pedagogical guidance in the process of linguo-professional development of medical university students. The level of linguo-professional development of students depends both on their own activity and on the purposeful organization of pedagogical guidance of this process. It is the teacher who organizes the linguistic and professional development of students, includes them in this activity, looks for the ways to activate students in this activity, contributing to the personality development of a future skilled specialist in the field of healthcare. The condition for the effectiveness of pedagogical guidance for linguo-professional development of medical university students is a combination of all possible forms and methods of organizing training sessions in a complex. In the classroom and extracurricular, the teacher organizes not only the activities of students, providing them with methods and technologies for conducting and managing it, but also his own activities for the linguistic and professional development of students, The success of pedagogical management of the phenomenon under study lies in the development of the student’s thinking, in the ability to creatively apply the acquired knowledge in changing conditions of practical activity, the formation of persistent professional skills and value attitudes. Pedagogical guidance of linguo-professional development is purposeful and mutually active process.
linguo-professional development
pedagogical guidance
medical university student
value attitudes
foreign language

Анализ состояния высшего медицинского образования указывает на необходимость поиска путей его совершенствования и оптимизации. Эта работа носит весьма интенсивный характер, и в настоящее время наблюдается целый ряд интересных и перспективных направлений, основной смысл которых – сделать все составляющие элементы системы высшего медицинского образования максимально управляемыми.

Цель исследования заключается в изучении особенностей педагогического руководства процессом лингво-профессионального развития студентов медицинского университета.

Материалы и методы исследования

При проведении исследования мы опирались как на теоретические (изучение литературы по педагогике высшей школы и психологии личности, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение полученных данных), эмпирические (наблюдение, эксперимент и др.), так и качественные методы.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из приоритетных видов деятельности студента в любом вузе, включая и медицинский университет, является познавательная деятельность. Получение же новых знаний, формирование умений и навыков осуществляется при помощи различных форм и видов коммуникации, включая и общение на иностранном языке. Лингво-профессиональное развитие студентов медицинского университета в настоящее время является одной из актуальных задач высшего медицинского образования.

Мы рассматриваем лингво-профессиональное развитие студентов медицинского университета как управляемое движение и переход от одного качественного состояния к другому, более высокому, при изучении иностранного языка в профессионально ориентированном аксиологическом пространстве медицинского университета [1].

Следует отметить, что лингво-профессиональное развитие студентов медицинского университета – сложный, длительный и динамичный процесс и как всякий сложный процесс он должен быть управляемым. Уровень успеха в процессе лингво-профессионального развития зависит в первую очередь от собственной активности студентов в познавательной деятельности и во вторую – от целенаправленной организации данной деятельности педагогическим руководством. Процесс лингво-профессионального развития студентов медицинского университета осуществляется посредством познавательной деятельности студентов, т.е. через развитие их мышления.

Одной из приоритетных задач лингво-профессиональной подготовки студентов медицинского университета является развитие творческого самостоятельного мышления, которое может быть реализовано только на основе грамотного и четкого руководства данной деятельностью со стороны преподавателя. Н.В. Кузьмина и А.А. Реан отмечают, что педагогическая деятельность представляет собой решение огромного количества задач, направленных на формирование личности другого человека [2].

Процесс лингво-профессионального развития студентов требует от преподавателей глубокого научного понимания сущности этой деятельности. Необходимо отметить, что преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов, овладевают же знаниями и осуществляют познание сами студенты [3]. Преподаватель, организуя познавательную деятельность студентов в процессе их лингво-профессионального развития, конструирует пути активизации студентов в данной деятельности, поскольку, как широко известно, личность формируется в деятельности. Студент медицинского университета в процессе лингво-профессионального развития выступает главным носителем познавательной деятельности, ее субъектом.

Эффективное педагогическое руководство лингво-профессиональным развитием студентов медицинского университета не ограничивается только сбором, систематизацией и организацией информации, а также контролем усвоения, оно подразумевает также и организацию познавательной деятельности (выбор уровня, степени детализации, абстрагирования, формализации, выстраивания звеньев знаний и т.д.), выбор оптимальных средств и форм передачи информации, непосредственную или опосредованную передачу информации. Все это составляет организационную компоненту педагогической деятельности и, как следствие, педагогического руководства лингво-профессиональным развитием студентов медицинского университета. Коммуникативная компонента подразумевает умение преподавателя правильно организовывать и строить взаимоотношения в системе: преподаватель – студент. Гносеологическая компонента предполагает постоянное изучение психологических и педагогических особенностей образовательной деятельности; содержание средств, форм и методов ее реализации; осознание особенностей своей личности и деятельности, без чего невозможно ее совершенствование. Только в процессе общения личность может превратить социально накопленные способности и ценности человечества в свои способности и личностные ценности.

Таким образом, аксиологическая компонента подразумевает ценностный потенциал развития личности как студента, так и преподавателя, присвоение и интериоризацию как личностных, так и профессиональных ценностей студентами медицинского университета, осуществляемые во взаимной деятельности [4].

Деятельность преподавателя по лингво-профессиональному развитию студентов медицинского университета – это организованная, ставшая оптимальной и направленная на студента деятельность. Признавая образовательный процесс двусторонним, необходимо отметить, что именно преподаватель создает условия, необходимые для эффективной работы студентов, помогает овладевать методами вузовского обучения, в том числе самостоятельной работы; расширить аксиосферу студента, уделяя внимание на каждом занятии ценностям будущей профессиональной деятельности, способствуя становлению личностных и профессиональных качеств студента-медика; постоянно развивать логическое мышление; знакомить студентов с методами учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.

Н.Д. Никандров и О.Г. Горохольская, отмечая необходимость интенсификации педагогического руководства деятельностью студента, особое значение придавали разумному экономному использованию времени и сил как студентов, так и преподавателей; необходимости отбора наиболее эффективных познавательных задач и рациональных методов и приемов аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов; постоянную работу по развитию самостоятельности, активности и творческого мышления студентов [5].

В рамках вузовских организационных форм обучения и осуществляется то взаимодействие преподавателя и студента, главная цель которого, при всей многогранности работы и при всей важности этих граней – управление познавательной деятельностью, активизация этой деятельности. В процессе лингво-профессионального развития студентов медицинского университета важен способ организации познавательной деятельности; навыки самостоятельной работы, умение видеть проблему, искать пути ее решения, работать с источником информации, составлять конспекты, рационально организовывать свою работу являются объективными показателями уровня образованности (лингво-профессионального развития) и качества знаний, а также степени сформированности самостоятельного мышления. Особое значение в данном случае приобретает развитие профессионального (клинического) мышления, которое позволяет моделировать целостное предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, способствуя формированию познавательной и профессиональной мотивации [1].

Следовательно, преподаватель организует деятельность студентов по лингво-профессиональному развитию, готовит их к ней, обеспечивает методами ее ведения и управляет ею. Ориентация на теорию поэтапного формирования умственных действий помогает правильно вести студента от первичного этапа к этапу окончательному и, таким образом, формулировать критерии определения стадии лингво-профессионального развития студентов медицинского университета. Имея возможность определить это, преподаватель вносит в свою работу необходимые коррективы, способствуя совершенствованию лингво-профессионального развития студентов и переходу на более высокий уровень, позволяя преподавателю сделать процесс лингво-профессионального развития управляемым.

Каждый этап предъявляет вполне конкретные требования к деятельности как преподавателя, так и студента, а также к качественному уровню этой деятельности [6]. Это позволяет определить и характер требуемой деятельности по лингво-профессиональному развитию студентов, и достигнутое качество в ней.

Так, первый этап требует от преподавателя разъяснения цели овладения знаниями, изложения изучаемой теории, разъяснений, позволяющих студентам получить представления о ней. Второй этап предполагает самостоятельную работу студента с источником информации (книгой) или необходимую практическую деятельность с целью усвоению предложенных знаний и выработке умений. Здесь может иметь место организация изложенного материала, анализ, соотнесение теории с практикой, уже имеющимися знаниями или же работа над первоисточниками; выполнение практических заданий; самостоятельная подготовка докладов, рефератов. На данном этапе также осуществляется отработка профессионально значимых умений и навыков; тренировка в действиях в самых разнообразных формах, обусловленных спецификой дисциплины «Иностранный язык». Эффективность лингво-профессионального развития студентов медицинского университета в данном случае зависит от характера деятельности студентов, с одной стороны, и от качества руководства, т.е. управления данной деятельностью, с другой. Чем выше уровень управления, тем быстрее происходит развитие. На этом этапе возможен объективный контроль со стороны как преподавателя, так и членов группы. Он позволяет определить уровень понимания изученного материала и на этом основании наметить последующие действия преподавателя и характер работы самих студентов.

Следующий этап характеризуется тем, что теперь уже сам студент знакомит группу с результатами своей работы. На этом этапе студенту уже требуется умение обобщить полученную информацию, наметить опорные моменты, найти то, что непосредственно относится к решению проблемы, доказать свое суждение. Здесь недостаточно простого воспроизведения или репродуктивного изложения изученного материала. Обязателен элемент самостоятельности, выборочной деятельности над материалом. Таким образом, реализация данного этапа предъявляет к преподавателю требования умело формулировать вопросов, стимулируя не только память, но и мышление студентов.

На последующем этапе имеет место сокращение действий студентов по переработке информации до конкретного вывода или правила с дальнейшим автоматическим переносом его в практику без предварительного осмысливания, анализа и т.д. Преподаватель на данном этапе видит уже конечный результат всей проделанной им и студентами работы, оценивая действия и решения студента, предлагаемые им обоснования этих решений.

Процесс лингво-профессионального развития студентов медицинского университета, как видно, движется от действия «по образцу» к творческому самостоятельному действию.

Важно отметить, что у преподавателя есть возможность строить работу в аудитории с учетом уровня ее подготовленности и степени новизны знаний. Это помогает повысить степень заинтересованности группы, т.е. позволяет определить допустимый уровень сложности, возможности активности самих студентов, допустимую степень их самостоятельности [7]. Попытка классифицировать материал на «совсем незнаком», «мало знаком» или «хорошо знаком» – повышает эффективность занятия, поскольку занятие приобретает характер целенаправленной совместной деятельности преподавателя и студентов.

Выделение этапов позволяет придать как контролю над работой студентов, так и результатам работы самого преподавателя действенный характер, поскольку, зная особенности каждого этапа, можно определить, на каком этапе процесса лингво-профессионального развития находятся студенты, и разработать мотивированную тактику руководства его дальнейшим продвижением и своей работы на занятии.

Диагностическое выделение исходного уровня сформированности знаний позволяет преподавателю, управляя познавательной деятельностью студентов медицинского университета, индивидуализировать задания, учитывать принцип доступности и тем самым повышать качественные характеристики лингво-профессионального развития студентов.

Основными операциями деятельности преподавателя по руководству процессом лингво-профессионального развития являются:

− определение цели деятельности; на этапе планирования – построение логической структуры учебного материала;

− выбор видов деятельности;

− определение ожидаемого потенциала.

На этапе корректировки это изначально коррекция действий в соответствии с выявленным исходным уровнем знаний:

− анализ информации, полученной о ходе процесса лингво-профессионального развития студентов медицинского университета;

− определение нарушающих воздействий и внедрение в процесс действий по их корректировке.

На этапе анализа достигнутых результатов это определение успешности процесса лингво-профессионального развития и аргументация достигнутых результатов.

При осуществлении педагогического руководства процессом лингво-профессионального развития студентов медицинского университета происходит переход от набора знаний к системе знаний, умений и навыков, на их основе формируется ценностное отношение к объективной действительности, своей будущей профессии, к людям.

Безусловно, в данном случае наблюдается и трансформация роли преподавателя иностранного языка в образовательном пространстве медицинского университета [8].

Реализация педагогического руководства процессом лингво-профессионального развития студентов медицинского университета основана на ряде педагогических принципов:

Принцип субъектности и активности подразумевает становление целостной личности студента медицинского университета через активную ценностно ориентированную деятельность по отношению к самому себе, другим людям и объекту деятельности. Одной из отличительных особенностей субъектности студента медицинского университета является ценностное отношение будущего специалиста в области здравоохранения к своей профессиональной деятельности.

Принцип преемственности характеризуется опорой нового на ранее усвоенное.

Принцип вариативности учитывает разнообразие постепенного перехода от непосредственных к опосредованным связям и к постепенно усложняющимся умозаключениям.

Принцип этапности и последовательности означает, что образовательный процесс строится в поступательном режиме, где каждый предыдущий этап является базой последующего, с постепенным усложнением деятельности. Этапность определяет степень самостоятельности в использовании и применении знаний при решении все более сложных теоретических и практических задач.

Принцип перспективности и прогностичности связан с умением ставить профессионально направленные цели, добиваться их результата, важного для становления личности будущего специалиста в области медицины. Данный принцип обеспечивает восхождение личности к общечеловеческим и профессиональным ценностям.

Принцип аксиологичности определяет ценностное отношение участников образовательного процесса к собственной деятельности, друг к другу и другим людям.

Педагогическое руководство процессом лингво-профессионального развития студентов медицинского университета имеет многоцелевой характер и ориентировано на разрешение целого ряда конкретных задач:

− формирование и развитие у будущих специалистов в области здравоохранения готовности к межкультурной профессиональной коммуникации [1];

− развитие профессионального (клинического) мышления;

− становление ценностных ориентаций и обогащение ценностного потенциала студента медицинского университета.

Следовательно, лингво-профессиональное развитие студентов медицинского университета способствует не только формированию профессионального (клинического) мышления и самосознания, но и выработке собственного стиля деятельности в процессе осознания и присвоения профессионально ориентированных ценностей при решении практических задач по сохранению здоровья и жизни людей, в том числе на иностранном языке.

Заключение

Все это позволяет нам сделать вывод, что педагогическое руководство лингво-профессиональным развитием студентов медицинского университета представляет собой целенаправленный, управляемый и взаимоактивный процесс, ориентированный на достижение главной цели высшего медицинского образования – формирование личности высококвалифицированного, нравственно зрелого специалиста в области здравоохранения.