Анализ состояния высшего медицинского образования указывает на необходимость поиска путей его совершенствования и оптимизации. Эта работа носит весьма интенсивный характер, и в настоящее время наблюдается целый ряд интересных и перспективных направлений, основной смысл которых – сделать все составляющие элементы системы высшего медицинского образования максимально управляемыми.
Цель исследования заключается в изучении особенностей педагогического руководства процессом лингво-профессионального развития студентов медицинского университета.
Материалы и методы исследования
При проведении исследования мы опирались как на теоретические (изучение литературы по педагогике высшей школы и психологии личности, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение полученных данных), эмпирические (наблюдение, эксперимент и др.), так и качественные методы.
Результаты исследования и их обсуждение
Одним из приоритетных видов деятельности студента в любом вузе, включая и медицинский университет, является познавательная деятельность. Получение же новых знаний, формирование умений и навыков осуществляется при помощи различных форм и видов коммуникации, включая и общение на иностранном языке. Лингво-профессиональное развитие студентов медицинского университета в настоящее время является одной из актуальных задач высшего медицинского образования.
Мы рассматриваем лингво-профессиональное развитие студентов медицинского университета как управляемое движение и переход от одного качественного состояния к другому, более высокому, при изучении иностранного языка в профессионально ориентированном аксиологическом пространстве медицинского университета [1].
Следует отметить, что лингво-профессиональное развитие студентов медицинского университета – сложный, длительный и динамичный процесс и как всякий сложный процесс он должен быть управляемым. Уровень успеха в процессе лингво-профессионального развития зависит в первую очередь от собственной активности студентов в познавательной деятельности и во вторую – от целенаправленной организации данной деятельности педагогическим руководством. Процесс лингво-профессионального развития студентов медицинского университета осуществляется посредством познавательной деятельности студентов, т.е. через развитие их мышления.
Одной из приоритетных задач лингво-профессиональной подготовки студентов медицинского университета является развитие творческого самостоятельного мышления, которое может быть реализовано только на основе грамотного и четкого руководства данной деятельностью со стороны преподавателя. Н.В. Кузьмина и А.А. Реан отмечают, что педагогическая деятельность представляет собой решение огромного количества задач, направленных на формирование личности другого человека [2].
Процесс лингво-профессионального развития студентов требует от преподавателей глубокого научного понимания сущности этой деятельности. Необходимо отметить, что преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов, овладевают же знаниями и осуществляют познание сами студенты [3]. Преподаватель, организуя познавательную деятельность студентов в процессе их лингво-профессионального развития, конструирует пути активизации студентов в данной деятельности, поскольку, как широко известно, личность формируется в деятельности. Студент медицинского университета в процессе лингво-профессионального развития выступает главным носителем познавательной деятельности, ее субъектом.
Эффективное педагогическое руководство лингво-профессиональным развитием студентов медицинского университета не ограничивается только сбором, систематизацией и организацией информации, а также контролем усвоения, оно подразумевает также и организацию познавательной деятельности (выбор уровня, степени детализации, абстрагирования, формализации, выстраивания звеньев знаний и т.д.), выбор оптимальных средств и форм передачи информации, непосредственную или опосредованную передачу информации. Все это составляет организационную компоненту педагогической деятельности и, как следствие, педагогического руководства лингво-профессиональным развитием студентов медицинского университета. Коммуникативная компонента подразумевает умение преподавателя правильно организовывать и строить взаимоотношения в системе: преподаватель – студент. Гносеологическая компонента предполагает постоянное изучение психологических и педагогических особенностей образовательной деятельности; содержание средств, форм и методов ее реализации; осознание особенностей своей личности и деятельности, без чего невозможно ее совершенствование. Только в процессе общения личность может превратить социально накопленные способности и ценности человечества в свои способности и личностные ценности.
Таким образом, аксиологическая компонента подразумевает ценностный потенциал развития личности как студента, так и преподавателя, присвоение и интериоризацию как личностных, так и профессиональных ценностей студентами медицинского университета, осуществляемые во взаимной деятельности [4].
Деятельность преподавателя по лингво-профессиональному развитию студентов медицинского университета – это организованная, ставшая оптимальной и направленная на студента деятельность. Признавая образовательный процесс двусторонним, необходимо отметить, что именно преподаватель создает условия, необходимые для эффективной работы студентов, помогает овладевать методами вузовского обучения, в том числе самостоятельной работы; расширить аксиосферу студента, уделяя внимание на каждом занятии ценностям будущей профессиональной деятельности, способствуя становлению личностных и профессиональных качеств студента-медика; постоянно развивать логическое мышление; знакомить студентов с методами учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.
Н.Д. Никандров и О.Г. Горохольская, отмечая необходимость интенсификации педагогического руководства деятельностью студента, особое значение придавали разумному экономному использованию времени и сил как студентов, так и преподавателей; необходимости отбора наиболее эффективных познавательных задач и рациональных методов и приемов аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов; постоянную работу по развитию самостоятельности, активности и творческого мышления студентов [5].
В рамках вузовских организационных форм обучения и осуществляется то взаимодействие преподавателя и студента, главная цель которого, при всей многогранности работы и при всей важности этих граней – управление познавательной деятельностью, активизация этой деятельности. В процессе лингво-профессионального развития студентов медицинского университета важен способ организации познавательной деятельности; навыки самостоятельной работы, умение видеть проблему, искать пути ее решения, работать с источником информации, составлять конспекты, рационально организовывать свою работу являются объективными показателями уровня образованности (лингво-профессионального развития) и качества знаний, а также степени сформированности самостоятельного мышления. Особое значение в данном случае приобретает развитие профессионального (клинического) мышления, которое позволяет моделировать целостное предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, способствуя формированию познавательной и профессиональной мотивации [1].
Следовательно, преподаватель организует деятельность студентов по лингво-профессиональному развитию, готовит их к ней, обеспечивает методами ее ведения и управляет ею. Ориентация на теорию поэтапного формирования умственных действий помогает правильно вести студента от первичного этапа к этапу окончательному и, таким образом, формулировать критерии определения стадии лингво-профессионального развития студентов медицинского университета. Имея возможность определить это, преподаватель вносит в свою работу необходимые коррективы, способствуя совершенствованию лингво-профессионального развития студентов и переходу на более высокий уровень, позволяя преподавателю сделать процесс лингво-профессионального развития управляемым.
Каждый этап предъявляет вполне конкретные требования к деятельности как преподавателя, так и студента, а также к качественному уровню этой деятельности [6]. Это позволяет определить и характер требуемой деятельности по лингво-профессиональному развитию студентов, и достигнутое качество в ней.
Так, первый этап требует от преподавателя разъяснения цели овладения знаниями, изложения изучаемой теории, разъяснений, позволяющих студентам получить представления о ней. Второй этап предполагает самостоятельную работу студента с источником информации (книгой) или необходимую практическую деятельность с целью усвоению предложенных знаний и выработке умений. Здесь может иметь место организация изложенного материала, анализ, соотнесение теории с практикой, уже имеющимися знаниями или же работа над первоисточниками; выполнение практических заданий; самостоятельная подготовка докладов, рефератов. На данном этапе также осуществляется отработка профессионально значимых умений и навыков; тренировка в действиях в самых разнообразных формах, обусловленных спецификой дисциплины «Иностранный язык». Эффективность лингво-профессионального развития студентов медицинского университета в данном случае зависит от характера деятельности студентов, с одной стороны, и от качества руководства, т.е. управления данной деятельностью, с другой. Чем выше уровень управления, тем быстрее происходит развитие. На этом этапе возможен объективный контроль со стороны как преподавателя, так и членов группы. Он позволяет определить уровень понимания изученного материала и на этом основании наметить последующие действия преподавателя и характер работы самих студентов.
Следующий этап характеризуется тем, что теперь уже сам студент знакомит группу с результатами своей работы. На этом этапе студенту уже требуется умение обобщить полученную информацию, наметить опорные моменты, найти то, что непосредственно относится к решению проблемы, доказать свое суждение. Здесь недостаточно простого воспроизведения или репродуктивного изложения изученного материала. Обязателен элемент самостоятельности, выборочной деятельности над материалом. Таким образом, реализация данного этапа предъявляет к преподавателю требования умело формулировать вопросов, стимулируя не только память, но и мышление студентов.
На последующем этапе имеет место сокращение действий студентов по переработке информации до конкретного вывода или правила с дальнейшим автоматическим переносом его в практику без предварительного осмысливания, анализа и т.д. Преподаватель на данном этапе видит уже конечный результат всей проделанной им и студентами работы, оценивая действия и решения студента, предлагаемые им обоснования этих решений.
Процесс лингво-профессионального развития студентов медицинского университета, как видно, движется от действия «по образцу» к творческому самостоятельному действию.
Важно отметить, что у преподавателя есть возможность строить работу в аудитории с учетом уровня ее подготовленности и степени новизны знаний. Это помогает повысить степень заинтересованности группы, т.е. позволяет определить допустимый уровень сложности, возможности активности самих студентов, допустимую степень их самостоятельности [7]. Попытка классифицировать материал на «совсем незнаком», «мало знаком» или «хорошо знаком» – повышает эффективность занятия, поскольку занятие приобретает характер целенаправленной совместной деятельности преподавателя и студентов.
Выделение этапов позволяет придать как контролю над работой студентов, так и результатам работы самого преподавателя действенный характер, поскольку, зная особенности каждого этапа, можно определить, на каком этапе процесса лингво-профессионального развития находятся студенты, и разработать мотивированную тактику руководства его дальнейшим продвижением и своей работы на занятии.
Диагностическое выделение исходного уровня сформированности знаний позволяет преподавателю, управляя познавательной деятельностью студентов медицинского университета, индивидуализировать задания, учитывать принцип доступности и тем самым повышать качественные характеристики лингво-профессионального развития студентов.
Основными операциями деятельности преподавателя по руководству процессом лингво-профессионального развития являются:
− определение цели деятельности; на этапе планирования – построение логической структуры учебного материала;
− выбор видов деятельности;
− определение ожидаемого потенциала.
На этапе корректировки это изначально коррекция действий в соответствии с выявленным исходным уровнем знаний:
− анализ информации, полученной о ходе процесса лингво-профессионального развития студентов медицинского университета;
− определение нарушающих воздействий и внедрение в процесс действий по их корректировке.
На этапе анализа достигнутых результатов это определение успешности процесса лингво-профессионального развития и аргументация достигнутых результатов.
При осуществлении педагогического руководства процессом лингво-профессионального развития студентов медицинского университета происходит переход от набора знаний к системе знаний, умений и навыков, на их основе формируется ценностное отношение к объективной действительности, своей будущей профессии, к людям.
Безусловно, в данном случае наблюдается и трансформация роли преподавателя иностранного языка в образовательном пространстве медицинского университета [8].
Реализация педагогического руководства процессом лингво-профессионального развития студентов медицинского университета основана на ряде педагогических принципов:
Принцип субъектности и активности подразумевает становление целостной личности студента медицинского университета через активную ценностно ориентированную деятельность по отношению к самому себе, другим людям и объекту деятельности. Одной из отличительных особенностей субъектности студента медицинского университета является ценностное отношение будущего специалиста в области здравоохранения к своей профессиональной деятельности.
Принцип преемственности характеризуется опорой нового на ранее усвоенное.
Принцип вариативности учитывает разнообразие постепенного перехода от непосредственных к опосредованным связям и к постепенно усложняющимся умозаключениям.
Принцип этапности и последовательности означает, что образовательный процесс строится в поступательном режиме, где каждый предыдущий этап является базой последующего, с постепенным усложнением деятельности. Этапность определяет степень самостоятельности в использовании и применении знаний при решении все более сложных теоретических и практических задач.
Принцип перспективности и прогностичности связан с умением ставить профессионально направленные цели, добиваться их результата, важного для становления личности будущего специалиста в области медицины. Данный принцип обеспечивает восхождение личности к общечеловеческим и профессиональным ценностям.
Принцип аксиологичности определяет ценностное отношение участников образовательного процесса к собственной деятельности, друг к другу и другим людям.
Педагогическое руководство процессом лингво-профессионального развития студентов медицинского университета имеет многоцелевой характер и ориентировано на разрешение целого ряда конкретных задач:
− формирование и развитие у будущих специалистов в области здравоохранения готовности к межкультурной профессиональной коммуникации [1];
− развитие профессионального (клинического) мышления;
− становление ценностных ориентаций и обогащение ценностного потенциала студента медицинского университета.
Следовательно, лингво-профессиональное развитие студентов медицинского университета способствует не только формированию профессионального (клинического) мышления и самосознания, но и выработке собственного стиля деятельности в процессе осознания и присвоения профессионально ориентированных ценностей при решении практических задач по сохранению здоровья и жизни людей, в том числе на иностранном языке.
Заключение
Все это позволяет нам сделать вывод, что педагогическое руководство лингво-профессиональным развитием студентов медицинского университета представляет собой целенаправленный, управляемый и взаимоактивный процесс, ориентированный на достижение главной цели высшего медицинского образования – формирование личности высококвалифицированного, нравственно зрелого специалиста в области здравоохранения.