В повышении качества образования заинтересованы все страны, особенно обострился этот интерес в период пандемии COVID-19. Качество образования имеет комплексную характеристику, зависит от образовательной деятельности. Образование является составной частью и в то же время продуктом социализации.
Образование стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения – в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, т.е. правил поведения, мышления, знания и технологий (способов и орудий деятельности), от поколения к поколению. Образование служит интересам личности и общества, одновременно сохраняя культуру и развивая способность новых поколений ее совершенствовать [1].
На качество образования также влияет степень подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам, государственным требованиям. В законе Республики Узбекистан «Об образовании» образовательные стандарты и требования приводятся как «государственные образовательные стандарты – совокупность требований к содержанию и качеству образования, устанавливаемых государством» и «государственные образовательные требования – обязательные требования, предъявляемые к структуре, содержанию и условиям реализации образования, а также к физическим, личностным, интеллектуальным, научным и профессиональным качествам обучающихся, потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность» [2].
Одним из методов, качественно влияющих на комплекс образовательного процесса, представляется метод SWOT-анализа. Это комплекс исследований сильных и слабых сторон конкретного объекта, состоит из четырех факторов.
Акроним «SWOT» получен из Strengths, Weaknesses, Opportunities, and Threats», которые переводятся как «сильные стороны», «слабые стороны», «возможности» и «угрозы» соответственно [3].
Цели исследования состоит из двух составляющих. Первый – стратегический исследовательский метод SWOT-анализ. Методика применения SWOT-стратегии как полезный инструмент. Осуществление с помощью данной стратегии надежного и актуального исследования. Определение стратегического направления развития объекта исследования. Второй – практическое использование данного метода в отношении конкретного объекта, в данном случае двигателя внутреннего сгорания. Условием проведения данного исследования является то, что участники исследовательского процесса владеют отмеченным методом и имеют необходимую информацию о принципах работы бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания.
Материалы и методы исследования
Аналитический метод SWOT-анализа применяется с целью выявления, приобретения, документирования и моделирования различных элементов в широких отраслевых контекстах. Этот метод объединяет различные взгляды и идеи в единую структуру. Помогает развивать исследуемые вопросы, вызовы, которые препятствуют бизнесу в достижении поставленных целей или развитию и жизнеспособности любого другого объекта, ставить цели и искать решения.
Кроме того, сводит к минимуму слабые стороны и внешние угрозы, вырабатывает структурированные решения в нескольких измерениях [4].
Чаще всего четыре параметра стратегического анализа располагают в матрице 2×2 (матрица SWOT):
− S (strengths) – сильные стороны. Это преимущества, ценности, уникальные навыки. За счет этого компания увеличивает продажи, присутствие на рынке, чувствует уверенность в конкурентной борьбе и т.п.;
− W (weaknesses) – слабые стороны. Это недостатки, по которым компания проигрывает конкурентам. Эти характеристики тормозят рост прибыли, мешают развитию, тянут назад и т.п.;
− О (opportunities) – возможности. Это рычаги во внешней среде, которые доступны компании и могут быть использованы для ее дальнейшего развития, например развитие информационно-коммуникационных технологий, появление новых каналов сбыта и продвижения и т.п.;
− T (threats) – угрозы. Это трудности и негативные тенденции во внешней среде, которые могут быть потенциально опасными для успешности изучаемой компании [5].
Материалом исследования являются двигатели внутреннего сгорания, работающие на углеводородном топливе.
Рост цен на горюче-смазочные материалы является основным стимулом для поиска новых путей совершенства двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в том числе повышения топливной экономичности и соответствия силовой системы транспортного средства экологическим требованиям «EVRO».
Таблица 1
Цены на бензин и дизельное топливо в Европе
Страна |
Бензин (Euro 95), евро |
Дизельное топливо, евро |
Австрия |
1,768* (1,24**) |
2,060* (1,17**) |
Бельгия |
1,988 (1,53) |
2,213 (1,51) |
Дания |
2,069 (1,55) |
2,218 (1,32) |
Франция |
1,619 (1,54) |
1,884 (1,42) |
Германия |
1,900 (1,55) |
2,147 (1,33) |
Италия |
1,688 (1,62) |
1,871 (1,48) |
Польша |
1,468 (1,14) |
1,729 (1,13) |
Испания |
1,767 (1,34) |
1,972 (1,20) |
Великобритания |
1,946 (1,42) |
2,224 (1,45) |
Примечание: * Цены на топливо в Европе на 31 октября 2022 г. Источник: https://www.cargopedia.ru/.
** Стоимость бензина в Европе на май месяц 2021 г. Источник: https://greentravel.ua/.
Таблица 2
Матрица первичного SWOT-анализа двигателя внутреннего сгорания
Внутренние факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
− множество видов ДВС; − сравнительная дешевизна, например по сравнению с паровой турбиной или газотурбинным ДВС; − обсепеченность горюче-смазочными матераиалами; − разнообразие и множество способов воспламенения топливо-воздушной смеси; − возможность использования ДВС без остановки для охлаждения; − наличие возможностей повышения эффективности ДВС через систему обеспечения (например, инжектронная система впрыска и др.); − множество способов повышения степени сжатия (поршневые, ротор-поршневые ДВС); − возможности повышения или уменьшения эффективной мощности ДВС; − возможности увеличения или сокращения число цилиндров (например, 16- или 3-цилиндровые двигатели); − возможности модернизации выпускного коллектора в соответствии с экологическими требованиями (каталитические нейтрализаторы или жидкостные системы очистки выхлопных газов); − налаженная система производства ДВС и запасных частей |
− сложная конструкция ДВС; − очень много видов ДВС (одни и те же двигатели не могут удовлетворять потребности потребителя); − сложность осуществлеия фазы газораспределения (увеличение количества клапанов, газораспределительного вала); − сокращение запасов горюче-смазочных материалов (нефть, природный газ (метан и пропан), уголь и др. ресурсы); − необходимость новых конструкционных решений для воспламенения горюче-воздушной смеси для различных видов топлива (марки и виды бензина, дизельного топлива и производных природного газа); − наличие в ДВС дополнительных систем для осуществления охлаждения двигателя; − ограниченность получения всей мощности в такте расширения (поршень за один цикл два раза проходит нулевую отметку, снижая тепловую воспламененного топлива); − необходимость конструктивных решений для повышения стпени сжатия ДВС; − высокая общая масса ДВС; − наличие в КШМ инерционных сил |
|
Внешние факторы |
Возможности |
Угрозы |
− наличие возможностей совершенствования ДВС; − наличие возможностей совершенствования ГРМ, например DOHC, SOHC, VDOHC; − наличие двух- и многотопливных ДВС; − наличие топлив, отвечающих экологическим нормам; − разнообразие систем охлаждения ДВС (воздушное, жидкостное); − возможности применения ЭБУ в системах впрыска; − возможности замены ПДВС на ротор-поршневые и ГТД (где можно получить требуемую мощность и скорость); − прменение новых материалов при конструировании двигателя; − возможности снижения силы трения цилиндро-поршневой группы применив научные достижения нанотехнологий; − прменение искусственных смазочных материалов (по заданным характеристикам); − повышение качества изготовления деталей и механизмов двигателя; − применение качественных материалов и повышение надежности двигателя; − создание гибридных систем (ДВС плюс электродвигатель); − наличие конструктивных решений для повышения мощности ДВС |
− недостаточность возможностей существующих технологий; − необходимость дополнительных технологических решений даже при небольшом конструкционном изменении систем и механизмов ДВС; − несоответствие ДВС современным экологическим требованиям; − необходимость разработки и внедрения альтернативных топлив для существующих ДВС; − необходимость внесения в ДВС конструктивных изменений для перехода на нетрадиционную топлива; − сложность конструкции ДВС; − зависимость эффективного рабочего процесса ДВС от работы двух механизмов и пяти систем, проблемы их регулирования (сложности взаимного дополнения. Например, в газотурбинных ДВС все эти функции осуществляются на одном вале); − усложнение конструкции при применении ЭБУ; − сложные системы требуют высококвалифицированных специалистов; − снжение надежности ДВС при усложнении конструкционных решений |
Таблица 3
Матрица вторичного SWOT-анализа (или поэлементный SWOT-анализ) двигателя внутреннего сгорания
Внутренние факторы |
|||
Сильные стороны |
Слабые стороны |
||
Внешние факторы |
Возможности |
− унификация основных частей и деталей двигателя; − применение инновационных технологий в двигателестроении; − широкое применение электроники; − применение возможностей искусственного интеллекта |
− увеличение издержек производства двигателей; − переоснащение производственного цикла при переходе к новым технологиям; − поиск новых видов топлива и смазочных материалов; − несоответствие современным экологическим требованиям |
Угрозы |
− потеря времени и прибыли для разработки необходимых технологий; − ужесточение экологических требований и запрещение применения ДВС; − сокращение и рост цен на топливо; − переход на альтернативные виды топлива |
− поиск новых конструктивных решений; − усложнение и снижение надежности двигателя; − применение нетрадиционных для двигателестроения технологий; − снижение уровня готовности двигателя |
Следует отметить, что совершенства ДВС имеют свои пределы и повлекут за собой крупные материально-технические и финансовые затраты. Приведут к росту цен, усложнят конструкцию силовой системы и снизят надежность транспортного средства [6]. Актуальность и своевременность применения SWOT-анализа связана с ростом цен на углеводородное топливо в ведущих странах Европы. Изменения цены на бензин и дизельное топливо в Европе приведены в табл. 1.
Результаты исследования и их обсуждение
Для исследования с помощью SWOT-анализа сильных, слабых сторон и оценки всех факторов риска, влияющих на двигатели внутреннего сгорания, необходимо составить матрицу исследования, табл. 2.
С учетом выявленных в матрице первичного SWOT-анализа возможностей и угроз для объективной оценки необходимо выделить взаимовлияющие группы «Возможности – сильные/слабые стороны», «Угрозы – сильные/слабые стороны». Комбинация «Возможности – сильные стороны» укажет пути развития или модернизации ДВС. «Угрозы – слабые стороны» выявит, какие угрозы могут реализоваться из-за слабых сторон. Например, потеря определенных рынков сбыта, в данном случае европейского автомобильного рынка из-за высоких топливных расходов силовой системы. «Возможности – слабые стороны» исследует, какие возможные пути совершенства ДВС могут быть потеряны. «Угрозы – сильные стороны» даст представление о том, какие угрозы могут быть отражены за счет сильных сторон объекта исследования.
Поэлементный SWOT-анализ предполагает построение расширенной матрицы SWOT на базе первичной матрицы. Основная цель данного этапа состоит в формировании четырех пар (групп, комбинаций) различных стратегических альтернатив на основе соотнесения выделенных сильных и слабых сторон исследуемого объекта и возможностей и угроз внешней среды.
Данный анализ позволяет сделать вывод о текущей конкурентной позиции компании на рынке и потенциальной необходимости стратегических преобразований. Характеристики сильных и слабых сторон компании должны учитывать в первую очередь внутренние факторы, такие как компетенции, способности, материальные и нематериальные активы и иные ресурсы (человеческие, социальные, имиджевые и пр.) или их недостаток в организации. Характеристики возможностей и угроз должны быть направлены на внешние факторы, оказывающие воздействие в настоящем и будущем и находящиеся вне зоны влияния компании (то есть ими нельзя управлять, но можно и нужно на них реагировать). По результатам SWOT-анализа можно прийти к множеству полезных выводов [7].
Заключение
Как показывает анализ, поршневые двигатели внутреннего сгорания утратили свои положительные технические характеристики и не отвечают современным требованиям. Экологические показатели также отстают от предъявляемых к ним евронорм.
В этой связи в обозримой перспективе основной задачей автомобильных компаний станут следующие:
− разработка и применение конструктивных решений, снижающих вредные выбросы в окружающую среду;
− реализация энергосберегающих технологий путем применения новых материалов, инновационных технологий и качественного топлива;
− создание искусственного топлива для традиционных ДВС или поиск альтернативных видов ГСМ. При этом эти топливные элементы должны обладать заданными характеристиками;
− разработка концептуально новых видов силовых систем автомобилей. Данные концептуальные системы должны придать автомобилю такие характеристики, как скорость, мощность, готовность автомобиля к использованию в любых погодных условиях и географических широтах, приемлемая цена и т.п.
Таким образом, при надлежащем научном подходе SWOT-анализ – ценный аналитический инструмент, который при минимальных затратах времени и ресурсов позволяет выявить стратегию развития объекта исследования в целом.