Современное экологическое знание, будучи неотъемлемым атрибутом сложноорганизованного общества, а также социоприродного взаимодействия, должно отражать всю полноту мира и познавательных методов; сводить элементы и блоки знаний в единую целостность. Особой формой интеграции экологического знания является экологическая картина мира, которая является отражением общих закономерностей системно-структурного взаимодействия предметов мира и их природной средой обитания. Экологическая картина мира взаимосвязана с научной картиной мира и предстает как имманентная часть общей картины мира, в которой выделяется экологический аспект.
С 2007 года в Уральском государственном педагогическом университете внедряются инновационные технологии обучения на основе информационных компьютерных технологий. С этой целью нами разработано содержание электронного учебно-методического комплекса по курсу «Общая экология». С позиций системного подхода содержание дисциплины может рассматриваться как совокупность взаимодействующих между собой подсистем: экологических знаний, умений, навыков, ценностных ориентации и отношений.
В основу отбора и структурирования содержания данной дисциплины в ЭУМК были заложены следующие принципы:
- научности - который определяет включение в содержание строго выверенных и достоверных научных знаний, требует постоянного напряжения умственной деятельности и применения приемов сравнения, анализа и синтеза, объяснения причинно-следственных связей, обобщения;
- фундаментальности - который обеспечивает гарантии образовательного потенциала дисциплины от морального старения знаний;
- интеграции - предопределяет взаимопроникновение, взаимосвязь и единство идей, целей формирования экологической картины мира у студентов, содержания и процесса экологического образования;
- гуманизации - из которого вытекают требования гуманистической направленности содержания дисциплины;
- культурологической направленности экологического образования - который выполняет методологическую функцию и обеспечивает формирование экологической культуры будущего педагога.
- Цель курса - формирование целостной экологической картины мира. Задачи дисциплины: сформировать системные знания о современной экологической картине мира; обеспечить изучение экологических систем разного уровня с позиций системного подхода; развить способности и потребности в экологических знаниях, экологической деятельности, экологическом образовании; сформировать ценностные ориентации мировоззренческого уровня, отражающие объективную целостность и ценность природы; сформировать ответственное отношение к природе и готовность к активным действиям по ее охране на основе экологических знаний; развить исследовательские умения в области экологии.
Содержание ЭУМК факультативного курса «Общая экология» соответствует программе подготовки специалистов и включает введение, сведения об авторах, инструкция для тьютора и студентов по работе с учебным курсом, курс лекций, задания для проверки усвоения материала, задания для лабораторных занятий, тестовые задания для промежуточного и выходного контроля, хрестоматийные материалы, тезаурус основных понятий, схема и динамические модели, компьютерные игровые модели, список основной и дополнительной литературы.
Программа курса «Общая экология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Дошкольная педагогика» и «Педагогика и методика начального образования» и включает следующие разделы. Экология как наука. Предметы и методы экологии. Методы экологических исследований. Стратегия моделирования в экологии и интерпретация полученных результатов. Краткая история экологии. Среды жизни. Экологические классификации организмов. Понятие о жизненных формах. Экологические факторы. Классификация и уровни действия. Взаимоотношения между жизнью и физической средой. Экология организмов. Ритмы жизни организмов. Понятие о жизненной форме. Классификация жизненных форм растений и животных. Экологические ниши. Экологическая структура популяции. Динамические характеристики популяций: рождаемость, смертность, изменение численности. Рост и регуляция численности популяций. Гомеостаз популяций. Типы популяций. Саморегуляция численности популяций. Концепция экосистемы. Потоки энергии, круговороты вещества и информации, разнообразие экосистем.
Иерархия экосистем. Сообщество как экологическая единица. Популяции в сообществах.
Типы взаимоотношений между видами. Эволюция симбиотических отношений. Поток энергии в сообществах и экосистеме. Пищевые цепи и пищевые сети. Трофические уровни. Пирамиды продуктивности, численности, биомассы. Законы энергетики экосистемы. Круговороты воды и некоторых биогенных элементов. Понятие о круговороте веществ как интегрирующем факторе экосистемы. Динамика сообществ и экосистем. Многообразие экосистем. Естественные и искусственные экосистемы. Биосфера. История биосферологии. Принципы устойчивости биосферы.
Разработано содержание компьютерного лабораторного практикума на основе авторских разработок В. Некрасова, С. Комова, Е. Данилиной, В. Шолоховича. Моделирование процессов в экосистемах - игра "Озеро", «Регион», «Природные зоны», Моделирование динамических процессов в популяции. Создание и поддержание искусственной экосистемы. Изучение основных биомов Земли. Изучение сукцессии простейших в водных культурах. Интегральное описание экосистемы. Оценка состояния водной экосистемы. Обобщение знаний по синэкологии. Обобщение знаний о биосфере. Самостоятельная работа студента включает: подготовку к семинарам и коллоквиумам с использованием рекомендованной литературы; подготовку и написание контрольных работ; выполнение индивидуальных заданий; написание рефератов по важнейшим проблемам экологии.
- ЭУМК обсужден и одобрен на заседании учебно-методического совета Института педагогики и психологии Детства Уральского государственного педагогического университета по специальности «Дошкольная педагогика» и «Педагогика и методика начального образования» (протокол № 4, от 18 декабря 2008г.).
- Таким образом, знание системно-структурных закономерностей взаимодействия предметов мира и их сред обитания в экологических комплексах социального и природного характера ориентирует на формирование у студентов, будущих педагогов дошкольного и начального образования экоцентристской познавательной парадигмы, где знание должно воспроизводить суть гармонизации взаимодействия систем любого порядка с их средой и ориентировать на природосберегающую и природоохранную практику.