Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает, что одним из результатов освоения младшими школьниками программы начального образования в части ценности научного познания является сформированная познавательная активность. Информатизация образовательного процесса привела к появлению новых методов и приемов формирования и развития познавательной активности. Совмещение ИКТ и игровых методов представляет собой эффективный инструмент, который превратит трудные задания в интересную игру. Такое явление называют геймификацией.
Цель исследования – теоретическое обоснование геймификации как инструмента стимулирования познавательной активности у младших школьников.
Материалы и методы исследования
Материалы и методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ сервисов, использующих элементы геймификации в образовательной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
В век информационных технологий можно найти множество средств, которые помогут стимулировать познавательную активность младших школьников. Одним из таких инновационных средств является геймификация.
Термин «gamification» был введен в научный оборот в 2010 г. [1] Так как сам термин появился относительно недавно, в настоящее время нет единого общепринятого определения понятия «геймификация». Впервые этот термин использовал американский программист и изобретатель Н. Пеллинг в 2002 г., а уже к 2010 г. это понятие стало популярным.
Геймификация – это способ организации образовательной или профессиональной деятельности с помощью игровых технологий, в том числе на основе компьютерных игр. Принцип геймификации подразумевает внедрение в образовательный процесс элементов из других областей (игр, социальных сетей) для создания более удобной и привлекательной образовательной среды [2].
Объединив эти определения, мы можем сделать вывод, что геймификация – это способ организации образовательной деятельности, базирующийся на использовании игровых технологий и подразумевающий внедрение игровых элементов в неигровые ситуации, например для лучшего понимания материала детьми.
Исследования показывают, что в образовании геймификация призвана сделать увлекательным любое занятие, повысить эффективность и качество обучения, мотивировать к учебе и вовлекать в учебную деятельность. Наряду с деловыми и ролевыми играми геймификация учебного процесса «способствует развитию коммуникабельности, целеустремленности, познавательной и интеллектуальной активности обучающихся и т.д.» [3].
Геймификация применима на любом этапе урока или любого другого познавательного учебного занятия. Суть геймификации заключается в том, чтобы использовать природную склонность человека к игре как ключ к вовлечению в процессы обмена и потребления информации [4].
Анализ литературы позволил нам определить, что у игры можно выделить три основных компонента, которые отображены на рисунке 1 [5].
Эти компоненты связаны между собой, но их можно использовать в игре с разной степенью интенсивности. Выделяют три уровня погружения в игру: hard, где ученики имеют свою роль, выполняют функцию, связанную с ней; middle, где есть история, но при этом дети остаются учениками; light, где в сценарий урока добавляется соревновательный элемент (рейтинг, баллы) [5].
Современные цифровые ресурсы дают возможность практически реализовать геймификацию. В настоящее время существует достаточное количество сервисов, которые позволяют использовать элементы геймификации в образовательном процессе. Рассмотрим некоторые из них.
1. Classcraft – это образовательный ресурс, разработанный канадским учителем Ш. Янгом в 2013 г. Он поддерживается как на компьютере, так и на мобильном телефоне. Поскольку эта игра иностранного происхождения, она разработана на английском языке. Некоторые ресурсы Classcraft подразумевают перевод на русский язык, а вот основные, которые непосредственно предназначены для работы на уроке, – нет.
Classcraft дает возможность зарегистрироваться как учителю и ученикам, так и родителям. Это позволяет разграничить работу, каждый получает свои особенности использования ресурса. Так, дети, регистрируясь, могут выбрать себе персонажа и определить для него класс (Целитель, Маг, Воин), родители получат доступ к рейтингу и чату с учителем, а педагог получит возможность контролировать рейтинг учащихся (рис. 2), создавать задания, поддерживать связь в чате как с родителями, так и с учениками.
Рис. 1. Основные компоненты игры
Рис. 2. «Игровая панель», или рейтинг класса
Classcraft для учителя состоит из 3 разделов: «Главная», «Активность», «Библиотека». Раздел «Библиотека» предоставляет возможность быстро просматривать задания, разработанные учителем. В «Активности» можно ознакомиться с последними событиями класса. Раздел «Главная» помогает переключаться между разными классами, а внутри этих классов уже содержатся рейтинговые таблицы, чаты и пр.
В раздел «Главная» перед учителем появляются еще 2 панели. Вертикальная панель включает в себя разделы: игровая панель; инструменты класса; квесты; сообщения; аналитика; настройки класса; звук и помощь. Горизонтальная панель показывает выбранные класс и раздел вертикальной панели, также предоставляет переключение вида изображения информации (значки и список), дает возможность быстро просматривать новости и оповещения системы.
Стоит отметить, что у Classcraft есть отдельный сайт, к которому можно перейти, нажав на кнопку «Помощь» в вертикальной панели, на котором есть видеоуроки с объяснениями, как пользоваться той или иной возможностью ресурса. Также учитель может обратиться в поддержку со своей проблемой.
Таким образом, проанализировав Classcraft, мы пришли к выводу, что этот ресурс включает в себя все составляющие геймификации, а именно элементы, динамику и механику игры. Сама система имеет удобный интерфейс и дополнительные полезные ресурсы, но, на наш взгляд, веским недостатком является то, что в Classcraft не предусмотрен полный перевод на русский язык, даже автоперевод браузера не справляется с этим. Отсутствие четкого перевода всех компонентов вызовет трудности в понимании системы у младших школьников.
2. LearningApps.org – это образовательный ресурс, созданный в Германии, который позволяет создать интерактивное задание или выбрать его из открытого каталога. Этот сервис иностранного происхождения, но он предоставляет возможность перевести текст на русский язык. Некоторые картинки так и остаются на английском языке, но они не сильно влияют на использование ресурса.
LearningApps.org состоит из 4 разделов: «Все упражнения», «Новое упражнение», «Создать коллекцию», «Мои упражнения». Также ресурс дает возможность набирать ключевые слова в поисковой строке для быстрого подбора нужного упражнения. Рассмотрим разделы сайта подробнее.
Раздел «Все упражнения» – это банк готовых заданий. С помощью фильтров учитель может выбрать возрастной диапазон, предмет и его некоторые характеристики.
Раздел «Новое упражнение» предлагает 21 шаблон для самостоятельного создания упражнений: «Найти пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», «Простой порядок», «Ввод текста», «Сортировка картинок», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполнить пропуски», «Аудио/видеоконтент», «Кто хочет стать миллионером?», «Пазл “Угадай-ка”», «Кроссворд», «Слова из букв», «Где находится это?», «Угадывание слов», «Скачки», «Игра “Парочки”», «Оцените», «Таблица соответствий», «Заполнить таблицу», «Викторина с вводом текста» (рис. 3).
Рис. 3. «Новое упражнение»
Необходимо просто нажать на понравившийся шаблон, заполнить требующуюся информацию и сохранить получившееся задание. Перед созданием упражнения каждый раз предлагается по 3 примера подобных заданий.
Раздел «Создать коллекцию» дает возможность сгруппировать задания по теме и отследить прогресс каждого ученика. А в разделе «Мои упражнения» сохранены задания, разработанные учителем.
Таким образом, проанализировав LearningApps.org, мы пришли к выводу, что этот ресурс нельзя отнести к геймификации. Сервис лишь предоставляет возможность создавать интерактивные занимательные упражнения, которые не включены в конкретные сценарии. На наш взгляд, LearningApps.org удобен для создания упражнений, которые можно включить в систему геймификации, поскольку предоставляет достаточное количество различных шаблонов заданий.
3. Wordwall – это образовательный ресурс, разработанный в 2016 г., с помощью которого можно создавать интерактивные упражнения. Этот сервис зарубежного происхождения, но он предполагает переключение на русский язык.
Wordwall состоит из 4 разделов: «Главная страница», «Функции», «Мои занятия», «Мои результаты». Рассмотрим каждый раздел.
«Главная страница» отражает важную информацию о сервисе, также предоставляет возможность изменить язык теста и перейти во вкладку с банком заданий. В открытом доступе представлено 30 заданий от разных авторов, но все они на английском языке.
В разделе «Функции» можно ознакомиться с информацией, которая научит использовать возможности сервиса.
В разделе «Мои занятия» собраны все разработанные учителем задания, а в разделе «Мои результаты» находятся результаты выполнения заданий учениками. Для того чтобы предоставить доступ к заданию учащимся, достаточно просто поделиться ссылкой на него или вывести на интерактивную доску. Также сервис предоставляет возможность создавать не только интерактивные материалы, но и печатные. Wordwall предлагает 18 бесплатных шаблонов заданий (рис. 4).
Таким образом, проанализировав Wordwall, мы пришли к выводу, что этот ресурс нельзя отнести к геймификации. Сервис содержит лишь один элемент – механику игры. Ресурс предоставляет возможность создавать интерактивные занимательные упражнения, которые не включены в конкретные сценарии, но реализованы в форме игр. На наш взгляд, Wordwall удобен для создания упражнений, поскольку предоставляет достаточное количество шаблонов заданий, в каждом из которых есть собственная механика.
4. Joyteka – это образовательный ресурс, разработанный российской группой педагогов и программистов для создания интерактивных заданий для детей, которые могут разнообразить урок.
Рис. 4. Шаблоны заданий
Рис. 5. «Сервисы»
Joyteka состоит из 4 разделов: «Сервисы», «Тарифы», «О нас», «Материалы». Рассмотрим каждый из них. Раздел «Тарифы» включает в себя информацию о платных подписках на сервис. В разделе «О нас» можно познакомиться с историей ресурса и командой создателей. «Материалы» представляет собой небольшой магазин шаблонов, в котором есть как платные товары, так и бесплатные.
Рассмотрим подробнее раздел «Сервисы» (рис. 5). Joyteka предлагает 5 видов заданий: квест, видео, тест, викторина, термины. Проанализируем каждое из них.
1. Образовательная игра «Квест». При переходе к этому виду заданий сервис предлагает выбрать одну из 16 бесплатных комнат. Затем необходимо указать название урока, добавить предисловие перед началом прохождения квеста и загрузить необходимые задания. После внесения данных программа сгенерирует образовательный квест.
2. Веб-сервис «Видео». Такой тип задания предназначен для добавления интерактивных элементов в образовательные видео. При переходе к созданию такого упражнения сервис предлагает ввести название темы, вставить ссылку на YouTube-видео и добавить описание к интерактивному ролику. Затем необходимо обозначить тайм-код, просто переместив ползунок на нужное время, и добавить задание или комментарий.
3. Интеллектуальная игра «Викторина». Такой шаблон задания поможет быстро оформить игру «Своя игра». Для этого необходимо ввести название темы, добавить описание и загрузить необходимые задания.
4. Игра «Термины». Задание такого типа предназначено для закрепления изученных терминов. Чтобы создать упражнение, следует ввести название темы, описание игры и добавить термины. Также можно добавить дополнительные настройки к игре: перемешивать термины при запуске игры, разрешить повторное использование темы.
5. Сервис проверки знаний «Тест». При переходе к такому виду заданий сервис предлагает ввести название для теста, добавить описание и загрузить необходимые задания. Joyteka разрешает использовать разные типы вопросов, также предоставляет возможность загружать изображения и добавлять объяснения.
Таким образом, проанализировав Joyteka, мы пришли к выводу, что этот ресурс тоже нельзя отнести к геймификации. Сервис лишь предоставляет возможность создавать интерактивные занимательные упражнения, которые не включены в конкретные сценарии. На наш взгляд, Joyteka удобен для создания упражнений, предназначенных чаще всего для проверки знаний. Ресурс предлагает всего 5 шаблонов заданий, но и этого достаточно, чтобы разнообразить урок. Педагог может включать задания, разработанные с помощью Joyteka, в свою систему геймификации.
Проанализировав популярные сервисы по созданию игр, мы пришли к выводу, что в основном такие платформы помогают создавать задания, оторванные от каких-либо сценариев (LearningApps.org, Wordwall, Joyteka), либо не подразумевают перевода на русский язык (Classcraft). В таком случае педагогу необходимо самостоятельно разрабатывать систему геймификации, а такие сервисы помогут ее наполнить и соединить в одно целое.
Заключение
Геймификация является эффективным инструментом стимулирования познавательной активности у младших школьников. Однако для того, чтобы создать успешную систему геймификации, недостаточно воспользоваться только готовыми сервисами. Необходимо осознавать важность составляющих игры, поскольку именно от них зависит успех разработанной системы геймификации.