Актуальность темы исследования обусловлена происходящими в современном обществе преобразованиями, внедрением новых стратегических ориентиров практически во все сферы жизнедеятельности человека. «За хорошим советом обращайся к родителю либо к учителю», – гласит народная поговорка. Учитель во все времена развития человечества являлся авторитетом, примером для подражания, к нему обращались за советом и помощью. И в наше время, в век модернизации и информатизации общества, педагог играет важную роль в просвещении народа, в повышении уровня его образованности и духовно-нравственного развития. Говоря о модернизации образовательного процесса, мы должны отметить, что на первый план выходит качество подготовки педагогических кадров для всех ступеней образования, компетентных, способных успешно работать в условиях многозадачности и стремительно меняющегося общества.
Вопросы о значимости преобразований в системе педагогического образования раскрываются во многих отечественных исследованиях. Проблема развития системы отечественного педагогического образования рассматривалась в работах П.А. Хроменкова [1], К.И. Подпориной [2], Л.М. Нуриевой [3], Н.Ф. Радионовой [4] и других авторов. Большинство исследователей приходит к выводу, что значительная доля выпускников педагогических вузов не стремится работать по полученной специальности. Например, Л.М. Нуриева и С.Г. Киселев отметили: «…основные претензии к системе педобразования – значительные масштабы уклонения выпускников педвузов от работы по специальности, а также перепроизводство специалистов педагогического профиля при отсутствии потребности в них…» [3, с. 37].
В последнее десятилетие заметно повысилась роль государства в повышении престижа профессий педагогической направленности. Например, организуется ряд профессиональных конкурсов для учителей, педагогов («Учитель года России», конкурс на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности, «Воспитатель года России» [5]), учреждаются ведомственные награды и премии в сфере образования (медали, почетные звания, нагрудные знаки, почетные грамоты [6] и, кроме этого, 2021 г. ознаменовался установлением профессионального праздника для педагогов вузов – День преподавателя высшей школы [7]. Также необходимо отметить, что 2023 г. в Российской Федерации Указом Президента объявлен Годом педагога и наставника, целью которого является «признание особого статуса педагогических работников» [8]. Недаром Президент России В.В. Путин в рамках заседания президиума Государственного Совета 25 августа 2021 г. отметил, что «…образование, его развитие, совершенствование – это вопросы общенациональной повестки, один из ключевых государственных приоритетов. Они крайне важны для всего нашего общества, для каждой семьи, каждого человека… Без современного качественного образования, причем во всех регионах страны, невозможно добиться ничего в сфере развития…» [9].
Одним из важнейших шагов в направлении преобразований в области образования стала «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р, определившая конкретные цели, задачи, принципы, основные мероприятия, а также механизмы реализации российской государственной политики в области подготовки кадров для всех ступеней системы образования [10]. Долгосрочная концепция представляет собой в том числе основу для организации деятельности образовательных организаций высшего образования. Особенностью российской системы образования является то, что модели подготовки педагогических кадров в вузах разнятся и, соответственно, нет единых подходов к оценке содержания образования и качества подготовки специалистов. Реализация утвержденной концепции позволит в корне изменить ситуацию: сформировать единое образовательное пространство, обеспечить развитие системы непрерывного педагогического образования, увеличить численность студентов, обучающихся по программам подготовки педагогических кадров на условиях договора о целевом обучении [10, с. 17]. «Целевая» подготовка позволит разрешить проблему потребности в педагогических кадрах в регионах Российской Федерации.
Изучение Банка вакансий [11] на интерактивном портале Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики позволило установить, что в современном обществе профессия педагога продолжает оставаться одной из самых востребованных и значимых: по состоянию на сентябрь 2022 г. в Чувашской Республике открыты 205 вакансий преподавателей и учителей. Другие интернет-источники: ГородРабот.ру – 592 вакансии учителей [12], Сheboksary.hh.ru – 85 вакансий [13], rabota1000.ru – 211 вакансий [14], premium-job.ru – 391 вакансия [15]. Аналогичная ситуация и на других сайтах.
Цель исследования – определить уровень востребованности педагогического образования и влияния стратегии развития педагогического образования и концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на выбор сферы деятельности студентов – будущих педагогов после получения специальности.
Материалы и методы исследования
В ходе исследовательской работы были использованы преимущественно методы теоретического анализа научно-педагогической литературы и законодательных источников, обработки, обобщения и систематизации результатов проведенного исследования, а также статистические методы, позволившие произвести качественную обработку данных. Материалами исследования и эмпирической базой послужили результаты анкетирования студентов 1–5 курсов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
Результаты опроса студентов
Вопрос |
ответы |
|||||||||||
1 к., 33 чел. |
% ответов |
2 к., 51 чел. |
% ответов |
3 к., 30 чел. |
% ответов |
4 к., 54 чел. |
% ответов |
5 к., 36 чел. |
% ответов |
1-5 к., 204 чел. |
% ответов |
|
Считаете ли Вы профессию педагога востребованной? |
||||||||||||
*да |
33 |
100 |
47 |
92,2 |
30 |
100 |
48 |
88,9 |
34 |
94,4 |
192 |
94,1 |
*нет |
0 |
0 |
4 |
7,8 |
0 |
0 |
6 |
11,1 |
2 |
5,6 |
12 |
5,9 |
Считаете ли Вы профессию педагога престижной? |
||||||||||||
*да |
29 |
87,9 |
24 |
47,1 |
18 |
60 |
19 |
35,2 |
9 |
25,0 |
99 |
48,5 |
*нет |
4 |
12,1 |
21 |
41,2 |
10 |
33,3 |
29 |
53,7 |
27 |
75,0 |
91 |
44,6 |
*не знаю |
0 |
0,0 |
6 |
11,8 |
2 |
6,7 |
6 |
11,1 |
0 |
0,0 |
14 |
6,9 |
Почему Вы выбрали ЧГПУ? |
||||||||||||
*интересно |
6 |
18,2 |
0 |
0,0 |
3 |
10 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
9 |
4,4 |
*по совету |
9 |
27,3 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
9 |
4,4 |
*есть нужное направление |
0 |
0,0 |
26 |
51,0 |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
5 |
13,9 |
31 |
15,2 |
*много бюджетных мест |
0 |
0,0 |
4 |
7,8 |
10 |
33,3 |
24 |
44,4 |
21 |
58,3 |
59 |
28,9 |
*низкие проходные баллы |
0 |
0,0 |
9 |
17,6 |
8 |
26,7 |
15 |
27,8 |
5 |
13,9 |
37 |
18,1 |
*мечта детства |
3 |
9,1 |
3 |
5,9 |
0 |
0 |
5 |
9,3 |
0 |
0,0 |
11 |
5,4 |
*квалифицированные кадры |
3 |
9,1 |
9 |
17,6 |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
12 |
5,9 |
*другое |
12 |
36,4 |
0 |
0,0 |
9 |
30 |
10 |
18,5 |
5 |
13,9 |
36 |
17,6 |
Готовы ли Вы работать по специальности? |
||||||||||||
*да |
24 |
72,7 |
30 |
58,8 |
13 |
43,3 |
12 |
22,2 |
9 |
25,0 |
88 |
43,1 |
*нет |
2 |
6,1 |
6 |
11,8 |
5 |
16,7 |
30 |
55,6 |
21 |
58,3 |
64 |
31,4 |
*не знаю |
7 |
21,2 |
15 |
29,4 |
12 |
40 |
12 |
22,2 |
6 |
16,7 |
52 |
25,5 |
Планируете ли Вы работать в образовательных организациях? |
||||||||||||
*да |
18 |
54,5 |
9 |
17,6 |
6 |
20 |
12 |
22,2 |
3 |
8,3 |
48 |
23,5 |
*нет |
3 |
9,1 |
12 |
23,5 |
15 |
50 |
30 |
55,6 |
26 |
72,2 |
86 |
42,2 |
*не знаю |
12 |
36,4 |
30 |
58,8 |
9 |
30 |
12 |
22,2 |
7 |
19,4 |
70 |
34,3 |
Результаты исследования и их обсуждение
Основной «кузницей» педагогических кадров в Чувашской Республике является Чувашский государственный педагогический университет (ЧГПУ) им. И.Я. Яковлева. По данным ежегодного статистического отчета ВПО-1 «Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы высшего профессионального образования», находящемся в открытом доступе на сайтах Минобрнауки России, Минпросвещения России и ГИВЦ Минобрнауки России [16], в 2022 г. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева выпустил специалистов по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» – 240 чел. и по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки» – 757 чел. по очной, очно-заочной и заочной формам обучения. Из общего количества выпускников по полученной специальности трудоустроены в Чувашской Республике 108 чел. по направлению «Педагогическое образование» и 204 человека по направлению «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки», что составляет 45 и 26,9 % соответственно. Подобная статистика еще раз доказывает, что педагогическая деятельность не является целью молодых специалистов, она не воспринимается ими как престижная, перспективная работа.
В исследованиях, посвященных проблеме перспективности педагогической профессии, часто делается акцент на периоде выбора профессии. Так, Л.А. Григорович [17] отмечает, что «…развитие профессиональной позиции успешнее происходит у тех студентов, которые выбрали профессию осознанно, свободно и ответственно…» [17, с. 50]. Таким образом, вероятность того, что выпускник трудоустроится по полученной специальности, выше в том случае, когда он самостоятельно, целенаправленно сделал выбор в пользу педагогического образования.
С целью выявления уровня востребованности педагогического образования был проведен опрос студентов 1–5 курсов (204 чел.) различных профилей подготовки Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. В процессе анализа полученных ответов планировалось определить причину выбора для получения образования педагогического вуза, отношение студентов к профессии педагога в целом, нацелены ли они связать свою профессиональную деятельность с работой в системе образования. Вместе с тем необходимо выяснить, насколько ожидания студентов коррелируют с современной стратегией развития педагогического образования.
Результаты опроса (таблица) доказывают, что большая часть опрошенных студентов считает профессию педагога весьма востребованной (94,1 %), однако всего лишь 48,5 % из них говорят о ее престижности. При этом часть респондентов отметила, что на падение уровня престижности профессии сильно влияет низкий уровень оплаты труда педагога.
Определенный интерес представляют ответы на вопрос о выборе Чувашского государственного педагогического университета для получения высшего образования. Наиболее популярными ответами стали:
− «наличие большого количества бюджетных мест» (28,9 %);
− «низкие проходные баллы» (18,1 %).
Следует отметить, что были названы и другие причины выбора вуза: удобное расположение университета, наличие интересных специальностей, хорошие отзывы выпускников, высококвалифицированные кадры и даже «есть вероятность работать учителем на крайний случай».
К сожалению, полученные ответы говорят о том, что выбор абитуриентами педагогического университета больше связан с возможностью с меньшими баллами по результатам ЕГЭ получить высшее образование, обучаясь на бюджетных местах. Это предположение подтверждается и ответами на последующие вопросы. Так, например, работать по полученной в университете специальности планируют менее половины опрошенных – 43,1 %, и всего лишь 23,5 % из них готовы пойти работать в образовательные учреждения. При этом заметно, что студенты первого курса чаще всего утвердительно отвечали на вопрос о готовности работать в образовательных организациях (54,5 %), к пятому курсу этот показатель снизился до 8,3 %.
Приведенные данные свидетельствуют, что в настоящее время профессия учителя, педагога не ценится по достоинству. Поэтому необходимо определить перспективы развития педагогической профессии в условиях современного мира и предложить условия для успешной корреляции стратегии развития педагогического образования с ожиданиями будущих педагогов.
Заключение
Принимаемые стратегии развития образования в стране зависят во многом от ожиданий общества, но при этом способствуют повышению престижности педагогических специальностей, предоставляя некую свободу выбора, возможность саморазвития в рамках единого образовательного пространства. Тем не менее молодые специалисты не стремятся трудоустраиваться по полученной специальности, предпочитая более высокооплачиваемые профессии. Однако данный факт не говорит о том, что наблюдается переизбыток в подготовке педагогов и низкий уровень профильного трудоустройства выпускников педагогических вузов: статистические данные по трудоустройству выпускников включают в основном данные по очной форме обучения, тогда как выпускники-заочники уже зачастую на момент получения образования уже работают в этой сфере.
Проблема перспективности развития высшего педагогического образования не теряет своей значимости в настоящее время, ведь общество предъявляет более высокие требования к подготовке и профессиональной деятельности педагога [4, с. 25]. Вузы должны быть нацелены на выпуск грамотных, компетентных педагогов-профессионалов, которые способны успешно решать задачи по подготовке молодежи «к преобразующей, созидательной деятельности, формирования у них научной картины миропонимания, потребностей в здоровом образе жизни и физическом самосовершенствовании, развития духовно-нравственных и других ценностных качеств» [1]. Да и образование вполне динамично: с одной стороны, мы наблюдаем процессы глобализации образования, интеграции в мировое сообщество, а с другой – возможность сохранения различий, присущих образовательным системам разных государств, которые во многом определяются традициями и культурой того или иного народа.
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева обладает высоким научно-образовательным потенциалом, способным внести изменения в систему педагогического образования в регионе: продуктивная разработка и реализация передового педагогического опыта, постоянное совершенствование учебно-методического материала и подходов к преподаванию цикла специальных учебных дисциплин, использование высокотехнологичных методик – залог успешной подготовки востребованных педагогических кадров для образовательных организаций разного уровня. Однако нужно отметить и некоторые недостатки: слабую вовлеченность представителей работодателей в процесс подготовки педагогических кадров, недостаточно развитую профориентационную работу среди старших школьников по повышению престижа педагогической профессии. Для эффективного решения проблемы, связанной с необходимостью повышения престижа профессии учителя, педагога-преподавателя, увеличения числа молодых специалистов в образовательных организациях, необходима целенаправленная работа по реализации комплекса мер поддержки педагогов, начиная со студенческой скамьи и на протяжении всех этапов жизненного цикла профессии.