Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

DEVELOPMENT OF CONCEPTS ABOUT THE WORLD IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF EXERCISES IN ART ACTIVITIES

Zelenkova I.V. 1 Natarova V.K. 1
1 State Social and Humanitarian University
The article reveals the possibilities and directions of using visual activity in the development of ideas about the world around children of senior preschool age. The authors substantiate the integrative approach in education, which implies the relationship between the cognitive and artistic and aesthetic development of preschoolers as the basis for enriching, clarifying and consolidating knowledge about the diversity of the surrounding world. The authors propose to form the whole range of ideas about the surrounding world in children of senior preschool age based on the figurative perception of the surrounding reality and its creative transformation in their own visual activity. The article presents the course and results of experimental work on the development of ideas about the world around children of senior preschool age in the process of engaging in visual activity. The authors developed and implemented a series of classes based on the integration of cognitive and artistic and aesthetic development, built around the artistic image. To achieve the goals set, cognitive conversation was used (to enrich children’s ideas about the world around them) and art criticism conversation (to develop the artistic and aesthetic perception of preschoolers). Consolidation of the acquired knowledge was carried out with the help of didactic games, and teaching children the ability to create an artistic image, make it meaningful and detailed was carried out using modeling tools, including algorithmic diagrams, mnemonic tables, linear models with signs and symbols.
preschool age
ideas about the world around
visual activity
integrative approach
cognitive development
artistic and aesthetic development

Необходимость развития представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста обусловлена требованиями ФГОС ДО к качеству образования, социальной и личностной значимостью. В сфере дошкольного образования выполнение государственного заказа реализуется через образовательные области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», затрагивающие вопросы экологического воспитания личности, ознакомления с социальным миром, явлениями общественной жизни, предметным окружением. Согласно ФГОС ДО, качество образования включает решение задач по формированию общей культуры личности детей, социально-культурных ценностей, развитию представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, формированию положительного отношения к разным видам труда и воспитанию любви к Родине [1, с. 7].

В старшем дошкольном возрасте продолжается знакомство детей с социальным окружением (семья, семейные ценности и традиции, профессии), расширяются представления о малой Родине, родной стране, Российской армии, предметном и природном окружении, живой и неживой природе, мире растений и грибов, животных, нашей планете (история человечества в произведениях искусства, культурно-исторические особенности и традиции России). Это становится возможным благодаря активному развитию психических процессов (восприятия сложных форм, их анализа, причинного мышления, воображения, произвольного внимания), высокой продуктивности познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

В программах и методических пособиях дошкольного образования (Л.В. Абрамовой, О.А. Воронкевич, О.В. Дыбиной, Л.Г. Киреевой, С.Н. Николаевой, О.А. Соломенниковой, Л.Л. Тимофеевой и др.) значительное место отведено развитию представлений об окружающем мире в различных его аспектах: элементарные научные экологические знания, предметный мир и явления окружающей жизни, социальный мир и жизнь человека. Авторы предлагают использовать для решения проблемы тематические занятия, беседы, экскурсии, художественное слово, игровую и исследовательскую деятельность [2, с. 64–65]. На практике работа по развитию представлений об окружающем мире часто ориентирована больше на получение общих теоретических сведений о фактах и явлениях, которые не всегда прочно запоминаются детьми. Авторы пришли к выводу о необходимости поиска средств, которые бы оказывали воздействие на эмоциональную сферу личности, способствовали бы творческому и практическому усвоению опыта, основывались на чувственном и эстетическом познании окружающего мира.

Богатыми возможностями для развития представлений об окружающем мире обладают занятия изобразительной деятельностью, сочетающие процесс познания, художественно-эстетического восприятия и художественного творчества, способствующие не только теоретическому усвоению знаний, но и их осознанию, преобразованию практическим путем в самостоятельной изобразительной деятельности [3, с. 63].

Учитывая это, авторы поставили перед собой цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Материалы и методы исследования

Проведя анализ методических пособий Д.Н. Колдиной, Н.Н. Леоновой, И.А. Лыковой, Т.С. Комаровой, Н.В. Шайдуровой и других авторов, авторы предположили, что развитие у старших дошкольников представлений об окружающем мире будет протекать эффективно при условии, если в основу занятий изобразительной деятельностью положен интегративный подход, предполагающий взаимосвязь познавательного и художественно-эстетического развития, а в процессе работы используются беседа как метод познания и художественно-эстетического восприятия и средство моделирования. Эффективность такой интеграции, по мнению О.В. Погодиной, объясняется возможностью образно передавать объекты и явления окружающей действительности средствами изобразительной деятельности [4, с. 40].

Для подтверждения гипотезы исследования авторами была спроектирована и проведена опытно-экспериментальная работа по развитию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью. Эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 9 МАДОУ детский сад № 28 «Дельфинчик», г.о. Ступино Московской области в группе детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет).

Диагностика уровня развития у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире на констатирующем и контрольном этапах была проведена на основе комплексной методики Ю.А. Афонькиной [5, с. 22], а также с использованием диагностического анализа рисунков старших дошкольников.

Результаты исследования и их обсуждение

На констатирующем этапе эксперимента выявлено, что старшие дошкольники хорошо знают предметы мебели, посуды и игрушки; в основном правильно называют времена года, но неуверенно выделяют сезонные изменения в природе. У детей недостаточно полно сформированы представления о диких и домашних животных, отмечены трудности в классификации транспортных средств. Большинство дошкольников не знают названия деревьев и их плоды, затрудняются в назывании птиц, разделении их на зимующих и перелетных. Знание предметов народных промыслов и видов росписей у детей также находится на низком уровне. Не сформированы представления о защитниках Отечества, военных профессиях.

Диагностический анализ рисунков показал, что представления об окружающем мире слабо отражены в изобразительной деятельности дошкольников, а работы содержат мало значимых деталей, характерных для реальных объектов. Например, создавая рисунок о защитниках Отечества, военных профессиях, дети преимущественно изображали человека в зеленой одежде без отличий рода войск (иногда с собакой или пистолетом), а рисуя растения, предпочитали создавать вымышленные образы, не имеющие ничего общего с настоящими цветами и деревьями.

На формирующем этапе работы авторы составили тематическое планирование занятий изобразительной деятельностью, направленных на расширение представлений дошкольников об окружающем мире. Условием для интеграции послужили образовательные области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Перечислим тематику занятий изобразительной деятельностью на формирующем этапе эксперимента:

− Дикие и домашние животные: «Серенькая кошечка села на окошечко»; «Моя любимая собака»; «Мишка, мишка, лежебока»; «Невиданное животное»; «Лисонька-кумушка и лисонька-голубушка»; «Где обедал воробей»; «Герои сказок в рубахах и сарафанах».

− Транспорт: «Автобус едет по улице»; «Грузовая машина»; «На улицах города».

− Деревья: «Садовые деревья»; «Большие и маленькие ели»; «Чудо-дерево»; «Листопад».

− Сезонные изменения в природе: «Листопад»; «Заснеженные дома и деревья»; «Дети гуляют зимой на участке»; «Воробьи в лужах».

− Многообразие предметного мира: «Ах, натюрморт»; «Моя комната»; «Веселые игрушки»; «Чайный сервиз».

− Народные промыслы: «Герои сказок в рубахах и сарафанах»; «Дымковская слобода»; «Городецкая роспись»; «Городецкая роспись деревянной доски»; «По мотивам хохломской росписи».

− Зимующие и перелетные птицы: «Что за птица?»; «Снегири на ветках»; «Птичья столовая»; «Где обедал воробей»; «Воробьи в лужах».

− Российская армия: «Солдат на посту»; «Пограничник с собакой»; «Матрос с флажками».

− Растения: «Космея»; «Цветы в вазе»; «Тюльпаны»; «Живой уголок».

С детьми старшего дошкольного возраста, принимавшими участие в эксперименте, была проведена серия занятий на основе интеграции познавательного и художественно-эстетического развития, построенных вокруг художественного образа.

Использование интеграции позволило авторам формировать у детей представления о предметах, объектах, явлениях окружающего мира через установление связей с действительностью и художественным образом, решение одновременно познавательных и художественно-эстетических задач.

Для обогащения представлений детей об окружающем мире использовалась познавательная беседа, а расширение художественно-эстетических представлений, художественно-эстетического восприятия осуществлялось с помощью искусствоведческой беседы. Н.Г. Пантелеева пишет: «Беседа основана на объяснении, обсуждении нового материала. В процессе беседы воспитатель не только рассказывает, но и задает детям вопросы, ведет диалог, уточняет и обогащает знания детей о рассматриваемых предметах, явлениях (природных, социальных). Беседы способствуют тому, что представления детей об окружающем мире становятся более полными, детализированными, образными» [6, с. 23]. Использование беседы на занятиях изобразительной деятельностью на основе интеграции позволяет осуществлять взаимодействие искусства с окружающей жизнью, природой, ценностями культуры, способствует подготовке детей к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, ее творческой переработке.

Н.Е. Веракса отмечает: «В старшем дошкольном возрасте достигает совершенства игровая деятельность. Детей начинают интересовать более сложные, познавательные и полезные игры, которые становятся разнообразными и развернутыми» [7, с. 118]. Учитывая это, для закрепления полученных знаний авторы включали в занятия дидактические игры, построенные вокруг изучаемого образа. Например, дидактические игры, предложенные Т.С. Комаровой: с овощами «Чудесный мешочек», с фруктами «Найди лишнее», по теме «Декоративно-прикладное искусство»: «Составь узор», «Узор на полосе», «Золотая мозаика», «Одень куклу», «Составь изображение» [8, с. 12–33]; игры-загадки, игры с картинками: «С какого дерева листья?», «Осенние листья», «На что похож лист?», которые, по мнению И.А. Лыковой, способствуют уточнению детьми названий листьев, их формы и формируют умения устанавливать ассоциативные связи, развивают эстетическое восприятие [9, с. 48].

Для обучения детей умениям создавать художественный образ, делать его содержательным, детализированным применялись средства моделирования: алгоритмические схемы, мнемотаблицы, линейные модели со знаками и символами. Средства моделирования, знаки и символы не только способствовали обучению детей рисованию животных, человека, птиц, растений, бытовых предметов, овощей и фруктов, транспорта, изделий декоративно-прикладного искусства и иного, но и совершенствовали знания о них. Дети, всматриваясь в схемы, уточняли знания, необходимые для создания образа (форму, строение, детали, части, орнамент, линии, пропорции и т.д.).

На занятиях изобразительной деятельностью авторы также использовали средства моделирования, потенциал которых широко представлен в пособиях И.А. Лыковой, Н.В. Шайдуровой, Н.В. Дубровской, А.А. Грибовской. Моделирование способствовало закреплению представлений детей об окружающем мире, повышению продуктивности детского творчества, содержательности и качества творческих работ, развитию технических навыков, умений создавать художественный образ.

На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня развития представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты детей (сумма баллов), полученные по каждому заданию на констатирующем и контрольном этапах, отражены в диаграмме (рис. 1).

После проведенной работы у детей сформированы представления о диких и домашних животных, строении, характерных особенностях их внешнего вида, повадках; о видах транспорта, его назначении (умение классифицировать транспортные средства по характерной форме, строению, деталям); о временах года, сезонных изменениях в природе; о многообразии предметного мира, свойствах и назначениях предметов, их строении. Дети преимущественно правильно называют большинство деревьев, различают форму листьев, плоды. Положительная динамика отмечается и в представлениях детей о других растениях (цветах, комнатных растениях). Сохраняются трудности в назывании предметов декоративно-прикладного искусства, однако отмечается положительная динамика. Дети называют гжель, хохлому, допускают ошибки при классификации народных игрушек, их росписей. Отмечена положительная динамика в назывании птиц, выделении их внешних особенностей. Дети узнают воробья, синичку, снегиря по характерному окрасу.

Анализ рисунков показал, что дети стали больше внимания обращать на детали, стараясь в работе передать характерные особенности объектов окружающего мира. Например, дошкольники научились различать некоторые рода войск (пограничник, танкист, матрос), в рисунках появилось изображение форменной военной одежды, техники (танк, корабль). Сводные данные представлены на диаграмме (рис. 2).

missing image file

Рис. 1. Уровень развития представлений об окружающем мире у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах (в баллах, max 45)

missing image file

Рис. 2. Уровень представлений об окружающем мире у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (в %)

Заключение

Полученные результаты указывают на эффективность проведенной работы. Интеграция познавательного и художественно-эстетического развития в процессе занятий изобразительной деятельностью в сочетании с использованием беседы, дидактической игры и средств моделирования способствовали успешному формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.

В заключение отметим, что изобразительная деятельность, связанная с образным познанием действительности, играет значимую роль в развитии у старших дошкольников представлений об окружающем мире, поэтому интегративный подход, предполагающий взаимосвязь познавательного и художественно-эстетического развития, может успешно использоваться для решения целого комплекса задач, направленных на обогащение, уточнение и закрепление знаний о многообразии окружающего мира, образное восприятие окружающей действительности и ее творческое преобразование в изобразительной деятельности.