В настоящее время проблема функциональной грамотности становится ключевой в системе начального образования. Современному обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. В трудах современных ученых отражается необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, саморегулированию. Достижение этой цели обеспечивает сформированность функциональной грамотности, поскольку предполагает не только лишь владение определенным багажом суммы знаний, умений и навыков, но и способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Так, в работе Г.А. Репринцевой рассматриваются концептуальные основы мониторинга функциональной грамотности младших школьников [1]. Автором разработана модель развития функциональной грамотности младших школьников и предложен соответствующий диагностический инструментарий. Исследование Н.Ф. Виноградовой посвящено проблеме формирования функциональной грамотности младших школьников как основного результата обучения, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [2]. Автор проанализировала широко распространенные педагогические ошибки учителя, а также трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения. В работе определены основные виды учебной деятельности, которые в наибольшей степени способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, к которым в первую очередь относится поисково-исследовательская деятельность. В исследовании М.Г. Меджидова, А.А. Адиевой, М.А. Меджидова, А.А. Пахрутдиновой, С.А. Джамаловой дается понятие естественно-научной грамотности как необходимого компонента развития функциональной грамотности учащихся. В работе представлен анализ составляющих естественно-научной грамотности учащихся [3].
Целью статьи является выявление возможностей педагогических технологий в системе развития функциональной грамотности младших школьников через систему заданий.
Материалы и методы исследования
Предметом исследования является изучение особенностей применения педагогических технологий в рамках развития функциональной грамотности младших школьников. Теоретическим методом изучения стал анализ трудов педагогов, психологов по теме исследования. В качестве эмпирического метода было выбрано анкетирование, в котором приняли участие 109 учителей начальных классов общеобразовательных школ г. Караганды.
Результаты исследования и их обсуждение
Работа по развитию функциональной грамотности младших школьников предполагает применение разнообразных педагогических технологий.
В толковом словаре «технология» определяется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли, а также научное описание способов деятельности [4, с. 797]. В терминологическом словаре О.С. Гребенюка, М.И. Рожкова «технология» определяется как устойчивая (рациональная) комбинация последовательно использованных действий для получения какого-либо результата [5]. По определению Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, «педагогическая технология» – совокупность последовательно выполняемых методов, способов и шагов, обеспечивающих решение проблем обучения, воспитания и развития личности обучающегося; построение и последовательная реализация структур учебно-воспитательного процесса в виде системы действий, которые обеспечивают положительный результат [6, с. 149]. По мнению Б.М. Бим-Бада, «педагогическая технология» – система методов, средств осуществления теоретически описанных действий для воспитания и обучения, которые способствуют эффективной реализации цели [7, с. 191].
В работе над развитием функциональной грамотности педагогу следует комбинировать разнообразные педагогические технологии.
Игровые технологии считаются неотъемлемой частью педагогического процесса в начальной школе. В педагогической науке выделяют два вида игр: дидактические и деловые. Деловая игра – игра, направленная на развитие способностей, воображения, речевой деятельности в имитационных условиях реальной деятельности в искусственных условиях, которую можно также считать дидактической игрой. Ценность игровых технологий заключается в большом интересе младших школьников. Деловые и дидактические игры основаны на изучаемом материале художественных произведений или ситуаций реальной жизни. Это кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры, лингвистические игры [8, с. 24].
Проблемное обучение как одна из педагогических технологий также позволяет развивать функциональную грамотность младших школьников. Технология проблемного обучения – организованный педагогом процесс, который направлен на развитие у обучающихся мыслительных процессов, критического мышления, творческое и самостоятельное овладение знаниями, умениями. В данной педагогической технологии педагог создает проблемную ситуацию, затем направляет обучающихся на решение учебной проблемы [9, с. 218]. Педагог создает учебную проблему и предоставляет классу возможность найти способы решения учебной проблемы, применяя ранее усвоенные знания и умения. В начальном образовании применяют два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Педагогическая проблемная ситуация применяется для организации урока с помощью постановки вопросов учителем. Психологическая проблемная ситуация используется для создания «вопросного состояния». По содержанию решаемых проблем выделяют 3 вида проблемного обучения: научное творчество (решение научных проблем) – теоретическое исследование, т.е. решение теоретических учебных проблем в результате процесса поиска нового знания; методами научного творчества являются метод проб и ошибок, мозговой штурм, синектика, метод контрольных вопросов; практическое творчество (решение практических проблем) – поиск практического решения, т.е. применение заранее известных знаний в новых условиях, посредством конструирования, изобретения, обобщения; художественное творчество (создание художественных решений) – художественный процесс выражения эмоций, отношения к миру и к себе, в результате рисования, игры, игры на музыкальном инструменте и т.д. Для эффективной реализации технологии проблемного обучения необходимо учитывать следующие факторы: построение системы проблемных ситуаций и средств их создания, учитывающих возрастные особенности (устная и письменная речь, мультимедиа средства); важное значение имеют личностный поход и мастерство педагога, которые могут стимулировать активную познавательную деятельность младших школьников. Г.К. Селевко рекомендует использовать педагогическую технологию проблемного обучения в начале урока, ход урока будет направлен на решение проблемной ситуации [10, с. 244].
Одной из применяемых педагогических технологий развития функциональной грамотности младших школьников является технология проектного обучения. Проект – специально организованный учителем процесс, направленный на развитие исследовательских умений (анализа, наблюдения, формирования гипотез, экспериментирования, обобщения) школьников, самостоятельное проектирование своих знаний, умений ориентироваться в информационном пространстве с целью развития критического и творческого мышления [10, с. 245]. Учитель, научный руководитель в проектном обучении именуется тьютором, который помогает школьникам. Разработка проекта осуществляется в следующих стадиях: организационно-подготовительная стадия (на данной стадии школьники совместно с педагогом активно обсуждают возможные темы, отбирается актуальная проблема; деятельность учителя заключается в выполнении организационной работы по объединению учащихся, которые выбрали определенные подтемы и виды деятельности; после распределения обязанностей между школьниками они организуются в малые группы); разработка проекта – планирование и организация деятельности (на данном этапе учитель разрабатывает задания для выполнения малыми группами, учитывая их индивидуальные особенности, возможности, контролирует, стимулирует обучающихся; школьники находятся в поиске необходимой информации, обсуждают ее между собой); технологическая стадия – осуществление деятельности (учащиеся моделируют собранную информацию, консультируются с учителем); заключительная стадия (учащиеся оформляют результаты исследовательской работы, защищают в форме доклада, презентации) [10, с. 246].
Одной из педагогических технологий развития функциональной грамотности является групповая технология. Ее суть заключается в том, что педагогический процесс протекает в группе, то есть обучающиеся объединяются в небольшие группы – до шести человек. Работа в группе предоставляет возможности обучения в процессе общения с ровесниками, обучающиеся учатся правильно говорить, излагать свои мысли, аргументировать их. Групповая работа повышает мотивацию обучающихся к учебной, познавательной деятельностям, расширяет их кругозор, что способствует развитию функциональной грамотности. Задача групповой технологии состоит в научении самостоятельному приобретению знаний, формировании умения работать в группе. В процессе организации такого вида деятельности важно учитывать интересы, познавательные способности обучающихся [11]. Этапы обучения при групповой работе: подготовительный этап (на данном этапе происходит деление обучающихся на группы, это можно осуществить по желанию обучающихся, познавательным интересам или методом жребия; далее учитель объявляет группам заданную проблему и раздает необходимый дидактический материал); этап групповой работы (обучающиеся в группе обсуждают заданную тему, распределяют роли для решения проблемы; после выполненного задания обсуждают результат между собой, дополняют, делают выводы); заключительный этап (каждая группа выступает с сообщением о проделанной работе, изученном материале; группы совместно с учителем рефлексируют, анализируют, делают выводы об изученном материале) [11, с. 79]. Работая в группе, младшие школьники учатся взаимодействовать с одноклассниками, в процессе учебной деятельности они узнают друг друга, а это способствует улучшению психологического климата в классе, что является неотъемлемым фактором успешной учебной деятельности. В данной форме работы младшие школьники высказывают свое мнение, учатся выслушивать одноклассников, оценивать высказанное, соглашаться или, наоборот, аргументировать свою противоположную точку зрения, учатся приходить к одному решению, имея несогласие в группе. Работая в группе, обучающиеся более ответственно относятся к выполнению задания, каждый участвует в обсуждении, выполнении работы, у них формируются коммуникативные навыки в работе, которые необходимы для дальнейшей жизни [11, с. 59].
Технология развития критического мышления является педагогической технологией развития функциональной грамотности младших школьников посредством таких приемов, как «синквейн», «кластер», «диаманта». Синквейн – мощный прием для развития функциональной грамотности младших школьников, способности к самовыражению. Синквейн представляет собой нерифмованное пятистишье, в котором первая строка – существительное, заданная тема; вторая строка – два прилагательных, описывающих тему; третья строка – три глагола, описывающих действия заданной темы; четвертая строка – предложение из четырех слов, характеризующее тему; пятая строка – синоним заданной темы. Прием «кластер» – способ изложения информации в наглядной форме. В процессе составления кластера у младших школьников формируются коммуникативные навыки, они учатся излагать материал в сжатой форме, повышается интерес к изучаемой теме. Критическое мышление – умение определять новые проблемы, формировать различные выводы, высказывать самостоятельно обдуманные решения. Диаманта – нерифмованное семистрочное стихотворение, в котором первая и последняя строка имеют противоположное значение. Конструкция диаманты: существительное, заданная тема; два прилагательных, которые характеризуют тему; три глагола, описывающих действия темы; четыре синонима темы, ассоциации; три глагола, описывающих действия антонима темы; два прилагательных, характеризующих противоположное значение темы; существительное с противоположным значением заданной темы. Написание диаманты предполагает, что обучающиеся лучше усвоят взаимосвязь понятий.
В рамках нашего исследования было проведено анкетирование учителей начальных классов, направленное на изучение предпочтительных педагогических технологий при развитии функциональной грамотности младших школьников. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ г. Караганды. В процессе анкетирования учителям предлагалось ответить на вопрос: «Какие педагогические технологии предпочитают ваши обучающиеся при развитии функциональной грамотности?» Учителям необходимо было выбрать один из предложенных вариантов: игровые, групповые, интерактивные (технология развития критического мышления), проблемное обучение, проектное обучение. В анкетировании приняли участие 109 учителей. Результаты анкетирования представлены на рисунке.
Результаты анкетирования
Результаты анкетирования среди учителей начальных классов распределились следующим образом: игровые – 42%, интерактивные – 24%, групповые – 16%, проектное обучение – 12%, проблемное обучение – 6%.
Для развития функциональной грамотности младших школьников учителя применяли вышеуказанные педагогические технологии через систему заданий. При этом использовали сборник заданий составителей А.Ж. Култумановой, А.Д. Байгуловой [12]. Так, по литературному чтению была реализована работа с текстами «Майра и красная курица», «Путешествие черепахи длиною в жизнь», «Превращение гусеницы в бабочку», «Храбрая Шарлотта». На уроках математики и естествознания применялся сборник заданий по функциональной грамотности (естественно-математическое направление), составителями которого были учителя Павлодарской области под руководством Н.Н. Жолдыбаевой [13].
Заключение
Для развития функциональной грамотности младших школьников необходимо применять широкий спектр технологий: игровые, групповые, интерактивные (технология развития критического мышления), проблемное обучение, проектное обучение. Педагогические технологии содействуют развитию функциональной грамотности младших школьников, предоставляют возможность проявить творческие способности.