Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

SOME ASPECTS OF THE TELEFILM AS AN AUDIOVISUAL PRODUCT

Alekseeva T.V. 1
1 Saint Petersburg State University of Film and Television
This article considers the problem of researching the peculiarities of television films in the context of modern realities. In order to better understand the process of creating a television film, it is proposed to study the evolutionary trajectory of the formation of audiovisual products of this format. It is assumed that a detailed study of the features of audiovisual products with an understanding of the historical stage of production, contributes to the realization of the choice of means and methods used to convey information to the viewer. Knowledge of existing audiovisual products that have already been recognized by the public, as well as knowledge of the unique creative and artistic techniques used, contribute to the creation of creative search of modern television film makers. The article presents an extensive selection of empirical material in accordance with the historical stages of the formation of audiovisual products, which can be used to form the visual experience of both future and present specialists of TV production. Given the current dynamics of increasing information flows and the lack of structure of modern information space, any systematization of data will be in demand by the professional community, including television production. The author of the article believes that this problem is poorly studied and such research will help authors and creators of television films in the process of television production. In addition, such a view will be of interest to novice TV production specialists.
TV film
TV movie
TV content
TV production
audiovisual product
audiovisual TV content

Современное телевидение быстро развивалось, и, несмотря на такие реалии сегодняшнего дня, как мультиэкранность, трансмедийность и кроссплатформенность (межплатформенность), телевидение остается востребованным до сих пор. Одной из главных функций телевидения является просвещение зрителя. С этой функцией могут справляться не только культурно-исторические и образовательные телепередачи, но и документальные телевизионные фильмы, транслируемые различными телеканалами («Первый», «Культура», «МИР», «ОТР», «История»). Положительная динамика производства циклов телевизионных документальных фильмов, способствующая реализации просветительской функции телевидения, указывает на необходимость производства телеконтента данного формата, соответствующего не только качественному уровню, но и перечисленным выше современным реалиям.

Следует отметить, что создатели телефильмов находятся в постоянном поиске новых форм и способов подачи информации, предлагая современному зрителю релевантные экранные художественно-выразительные средства для раскрытия героя и темы [1, 2]. Сегодня в своем большинстве телевизионные документальные фильмы представлены в виде масштабных научных, исторических, культурных и познавательных телепроектов: «Следствие вели…» (с 2006 г.), «История государства Российского» (2006–2007), «Счастливые люди» (2008), «Великая война» (2010–2012), «Титаник» (2012), «Романовы» (2013), «Непобедимые» (2016), «Рюриковичи» (2019), «Путь за мечтой» (2022), «Пищеблок: экстра» (2023). Тенденция увеличения объемов создания таких фильмов приносит пользу огромной части зрительской аудитории, развивая ее. Также телевидение стремится разнообразить контент на большинстве каналов, и познавательные телефильмы помогают сформировать аудиторию, которая готова думать и анализировать. В связи с этим для способствования эволюционному продвижению процесса создания телефильмов значимость приобретают решения исследовательских задач, представляющие дифференциальные уровни познания, различную логику осмысления и альтернативные точки зрения на всевозможные аспекты такого аудиовизуального контента, как телефильм, способствующие обеспечению уровня качества телеконтента в современных условиях. Таким образом, целью данной работы является компендиум исследования характерных особенностей телевизионных фильмов посредством штудирования ключевых этапов траектории становления от классических (первых) кинофильмов к современным телевизионным фильмам.

Материалы и методы исследования

История кинематографа началась в конце XIX в., тогда начали проводить первые успешные эксперименты с кинотехникой. Довольно долго кино являлось самостоятельным жанром [3] и ассоциировалось исключительно с развлечением. Первые киноаттракционы представляли на ярмарках, людей привлекали различные визуальные эффекты и иллюзии. С появлением первых фильмов кино переросло в нечто большее, чем аттракцион, хотя по-прежнему относилось к развлечениям. Фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1895) вызвал настолько огромный всплеск эмоций у зрителей, что подобные фильмы начали создавать с некоторой периодичностью: «Акробатическая смесь» (1895), «Арест карманника» (1895), «Танец Лои Фуллер» (1895), «Выход рабочих с фабрики в Лионе» (1895), «Ловля золотых рыбок» (1895), «Бокс» (1896), «Недружелюбный человек» (1897), «Прибытие поезда на вокзал Венсанна» (1898), «Бритон против Боура» (1900) и др.

Позже режиссеры ушли от отстраненных и бесчувственных наблюдений и начали снимать фильмы с историей, сюжетом. Такой подход вызвал гораздо больше положительных откликов у зрителя, ведь шоу они могли увидеть в цирке, на ярмарке, а для удовлетворения вкусов более искушенной публики активно развивались театры и оперы. Кинематографу было необходимо занять свою нишу, так появились первые фильмы, где были использованы классические приемы построения композиции (завязка, кульминация, развязка) [4].

Первые игровые немые фильмы были неотличимы от пародий, например «Политый поливальщик» (1895), «Путешествие на Луну» (1902), однако они пользовались успехом у зрителей, и этот жанр начал развиваться. Комедия долгое время была основным вектором развития в киноиндустрии. Такие актеры, как Чарли Чаплин и Бастер Китон, до сих пор являются каноническими, ведь именно им удалось создать очень сильные образы, которые запомнились зрителям на долгие десятилетия. В период зарождения кинематографа немые черно-белые комедии стали сопровождаться музыкой, ее исполнял оркестр или пианист прямо в кинозале. Кроме комедии еще одним популярным жанром был вестерн: «Сцена в баре в Крипл-Крике» и «Покер в Доусон-Сити» (1899), «Большое ограбление поезда» (1903), «Кит Карсон» (1903), «Пионеры» (1903), «Маленькое ограбление поезда» (1905), «Калифорнийская остановка» (1906), «Битва при Элдербушском ущелье» (1913), «Сделка» (1914), «Против Бродвея» (1917). Захватывающие приключения героев, разбойники, положительные персонажи, прекрасные девушки – такие сюжеты непременно вызывали одобрение публики. Людям в их обычной жизни не хватает сильных эмоций, кино помогает их получить в полном объеме. Со временем развивались другие жанры, появились хорроры, первыми фильмами ужасов были «Казнь Марии Шотландской / Казнь Марии Стюарт» (1985), «Замок Дьявола / Замок с привидениями» (1896), «Ужасная ночь» (1897), «Сон астронома» (1898), «Призрак Дзидзо» (1898), «Фауст в Аду» (1903), «Мистическая реторта» (1906), «Вий» (1909), «Франкенштейн» (1910), «Ад» (1911), «Пражский студент» (1913), «Пиковая дама» (1916), «Кабинет Доктора Каллигари» (1920), «Носферату» (1922). Этот жанр является отражением теневых фобий человека. Появляясь на экране, визуализируясь, ужасы перестают представляться чем-то неизвестным, страх человека уменьшается – происходит своеобразная перезарядка нервной системы. До сих пор комедии и триллеры являются самыми популярными жанрами, а также приносят хорошую прибыль создателям.

С появлением звуковых фильмов одним из первых стал фильм «Певец джаза» (1927), началась другая эра кино. С этих пор кинематограф был центром обсуждений зрителей. Кинотеатры стали самым популярным времяпрепровождением. Долгое время кино развивалось отдельно от всех видов искусств. Кинематограф до сих пор является самостоятельным, но активно объединяется с телевидением, музыкой, театром и опереттой (мюзиклы). Такие комбинации помогают развиваться во многих направлениях. С появлением телевидения просмотр фильмов стал еще более популярным занятием, ведь теперь не было необходимости выходить из дома и идти в кинотеатр, чтобы увидеть киноленту. Первым фильмом, который демонстрировали в нашей стране на экране телевизора, стала художественная двухсерийная лента «Великий гражданин». Его первая серия транслировалась в 1938 г. в Москве.

Телевизионные фильмы произошли из классического кинематографа, их основой являются фундаментальные жанры кино. Самостоятельный формат «телефильм» появился в начале 1960-х гг. А первым отечественным телефильмом можно назвать фильм-спектакль «Большое сердце» (1957), его режиссером стал Сергей Колосов. В 1965 г. С. Колосов снял один из самых известных многосерийных телефильмов «Вызываем огонь на себя». Уже в конце шестидесятых начали проводиться фестивали телевизионных фильмов. Сначала появился Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов (ВТФ, 1966), затем Всесоюзный конкурс цветных телевизионных фильмов (1968). Фестивали и конкурсы проводились в Киеве и Москве, и получить награду на таком мероприятии означало произвести впечатление и получить признание от правительства и народа. К началу 1970-х гг. ЦК КПСС выделил как одну из основных задач развитие советской кинематографии посредством создания художественных фильмов для телевидения [5, с. 267], и расцвет телефильмов в СССР происходил в 1970-е гг. Именно в эти годы были созданы телефильмы, впоследствии ставшие классикой советского кинематографа.

В основном в этот период снимались комедии, приключенческие фильмы и музыкальные телефильмы. Транслировались телефильмы по каналу ЦТ (Центральное телевидение), премьерные показы были в новогодние праздники, когда зрительская аудитория телеканалов в своем большинстве имела возможность находиться около телевизоров. Например, легендарный телефильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» вышел в 1975 г., и его просмотр на Новый год до сих пор является традицией в нашей стране. В эти годы вышли такие легендарные телефильмы, как «Летучая мышь», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Трое в лодке, не считая собаки», «Покровские ворота», «Чародеи». На отечественный экран выходили также и документальные телевизионные фильмы «Цирк приехал!» (1970), «Тысяча сто ночей» (1970), «Струны столетий» (1970), «Страницы спортивной славы» (1970), «Думают ли животные?» (1970), «В мире звуков» (1972), «Двое на льду» (1974), «И так – всю жизнь» (1975), «Площадь Декабристов» (1975), «Батабат» (1976), «Бери и помни» (1977), «Екатерининский дворец» (1978), «Детство» (1979), «Их оружие – кинокамера» (1980), «Аборигены Антарктиды» (1981), «Наша живая планета» (1983), «Испания навсегда» (1985), «Балет от первого лица» (1987), «Белый город» (1988), «Выше, чем любовь» (1989), «Степная сюита» (1990), «Андрей» (1991) и др.

За пределами нашей страны также создавались телефильмы, ключевые особенности были те же. Производство документальных телефильмов развивалось по всему миру (США, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Китай, Иран, Швейцария, Бельгия, Австралия, Испания, ЮАР, Япония, Армения, Грузия и др.) «Вудсток» (1970), «Пусть будет так» (1970), «Воспоминания о будущем» (1970), «В поисках Тадзио» (1970), «Фальшивка» (1973), «Животные – прекрасные люди» (1974), «Это Пеле» (1974), «Серые сады» (1975), «Одиссея Жака Кусто» (1976), «АББА: фильм» (1977), «Жизнь на Земле» (1979), «Неизвестный Чаплин» (1982), «ВВС: живая планета» (1984), «1/2 человека» (1986), «Энди Уорхол» (1987), «Драконы Востока» (1988), «ВВС: Дикий мир Амазонки» (1989), «Краткая история времени» (1991) и др. В период с 1990-х гг. по наше время появились разнообразные виды телевизионных фильмов. Авторские документальные, художественные фильмы различных тематических направлений стали выходить на разных каналах. В России в 1990-х гг. были популярны телевизионные авторские фильмы-расследования, тематические фильмы, зарубежные телевизионные многосерийные фильмы. За рубежом этот формат развивался очень быстро, и уже к 1990-м гг. были созданы сотни художественных и документальных телевизионных фильмов, затрагивающих широкий тематический спектр социальных вопросов, экологических, культурно-исторических, духовных, этических и эстетических, политических, естественнонаучных и технико-технологических, эволюционных и других общественных дилемм, интересующих человечество.

Результаты исследования и их обсуждение

Телевизионные фильмы и кинофильмы относятся к одному виду искусства – экранному [6], но при этом эволюционное развитие технологий привело к таким современным реалиям, как мультиэкранность, трансмедийность и кроссплатформенность (межплатформенность), которые вносят свои коррективы в виде специфических особенностей производства аудиовизуального контента, кроме того, существуют особенности восприятия зрителем изображения на телеэкране [7]. В современных условиях к основным отличиям производства телевизионных фильмов от производства кинофильмов можно отнести следующие:

1. Размер экрана, на котором планируется транслировать фильм. Киноэкран имеет очень большую ширину, однако с развитием телевидения высокой четкости стали популярны экраны с разрешением 16:9 (1,78:1). Соответственно, на этапе производства необходимо учитывать эти и другие технологические характеристики. Если фильм, предназначенный для просмотра на маленьком экране и созданный по характеристикам меньшего размера, проигрывать на экране кинотеатра, качество контента будет в десятки раз ниже, либо будет просто невозможно воспроизведение фильма.

2. Телефильмы отличает построение визуального повествования. В хронометраже телеконтента должны учитываться рекламные паузы, во время которых зритель может забыть некоторые события из фильма. Перед рекламным блоком фильм обрывается на одном из интригующих и ярких моментов. У этого есть две основные причины: во-первых, срабатывает психологический фактор, скорее всего, этот яркий момент лучше запомнится зрителю, отложится в памяти на время рекламы. Во-вторых, это неожиданное прерывание воспроизведения телефильма дает возможность удержать зрителя, и шансы на то, что после рекламы зритель вернется на этот телеканал и продолжит смотреть телефильм, значительно увеличиваются.

3. В классическом кинематографе детали и дальние планы могут нести значительную смысловую нагрузку, отказаться от них значило бы упустить важную художественную задумку. В телефильме могут редко показывать крупные детали, в этих фильмах могут отсутствовать дальние и общие планы. Это та визуальная составляющая, которая отличает телефильмы от кинофильмов. В телефильмах эти особенности должны учитываться заранее, еще на этапе написания сценария.

4. Соблюдение хронометража для телефильма является важным. Если хронометраж будет больше или меньше, телефильм могут не выпустить в эфир, поскольку эфирное время стоит достаточно дорого и в эфирной сетке не должно быть пустых мест.

Сегодня формат телевизионных фильмов развит очень успешно, существуют циклы документальных телевизионных фильмов, односерийные телефильмы, телесериалы, авторские телевизионные фильмы, ситкомы и т.д. Среди успешных примеров документальных телевизионных фильмов можно назвать цикл «Звезды русского авангарда», вышедший на канале «Культура» в 2009 г. В каждом фильме рассказано об одном художнике, первые четыре серии были номинированы на премию «ТЭФИ-2010». Подобные циклы фильмов являются необходимым условием просвещения современного зрителя. Сегодня культурно-исторические циклы телевизионных фильмов качественно сняты и несут высокую смысловую историко-патриотическую нагрузку, часто в таких телепроектах применяют постановочный прием реконструкции исторических событий, когда в кадре играют актеры.

Телеканал «МИР» также транслирует интересные масштабные проекты. Одним из таких проектов является цикл телевизионных документальных фильмов «Тайны времени» (2009). Цикл представляет собой документальное путешествие-исследование, предметом исследования являются города и маршруты, по которым в древние времена осуществляли переправу торговых грузов. Торговля уже во времена Великого шелкового пути была основным способом поддержания рыночной экономики, но импорт и экспорт в те времена только налаживался. Именно в те времена налаживались дороги от Сибири до Европы, от Китая до исламского мира. Сибирский тракт, Волжский путь стали своеобразными спасительными маршрутами, по которым люди стали не только возить товары, но и распространять свою культуру и знания среди людей других конфессий. По статистическим данным, собранным телеканалом «МИР», потенциальная аудитория канала составляет 132 млн чел., это значит, что есть большая доля вероятности прироста аудитории в связи с реализацией масштабного и интересного проекта. Территория, где снимались телефильмы, очень обширна. Это известные города России, а также Грузия, Азербайджан, Армения, Эстония, Латвия, Молдова и другие страны СНГ. По итогам реализации телепроекта в 2017 г. фильм из цикла, снятый в 2016 г. о Великом шелковом пути, был удостоен награды Международного телевизионного фестиваля «ТЭФИ-Содружество». Основной целью проекта является привлечение внимания людей к проблеме сохранения культурного наследия. Также телевизионный цикл создавался для раскрытия таких вопросов, как установление влияния создания торговых путей на просвещение разных народов, на развитие гуманитарного сотрудничества между разными странами и государствами.

На данный момент освещение исторических и культурологических вопросов является достаточно актуальным. Еще одним масштабным циклом телевизионных фильмов, реализованным телекомпанией «МИР», является «Тюрки России». Цикл документальных фильмов показывает древнюю культуру народов, которые сохраняют традиции. Каждая серия представляет один народ. В 2010 г. вышли фильмы «Тюрки России. Республика Хакасия», «Тюрки России. Республика Тува», «Тюрки России. Башкортостан», «Тюрки России. Татарстан». За фильм о республике Хакасия телекомпания «МИР» получила премию за лучшую операторскую работу. В 2011 г. вышли еще 5 фильмов. Телеканал собрал более 20 млн зрителей, которые посмотрели телевизионные фильмы. При работе над фильмами были задействованы научные сотрудники, филологи, этнографы, историки, все они были подключены к созданию фильмов. Были сняты обряды тюрков, их праздничные церемонии и быт народа.

Цикл документальных телевизионных фильмов «Легенды СССР» об истории Советского Союза был реализован каналом «РЕН ТВ» в 2012 г. В фильме затрагиваются основные темы и самые яркие периоды для народа, события, о которых рассказывают в кадре отечественные деятели культуры, являются уникальными. Они свойственны ментальности советского народа, ведь ничего подобного не происходило нигде в мире. Режиссером цикла являются Андрей Егоров и Юлия Сатарова, хронометраж – 48 мин. Цикл состоит из 10 серий. Каждая посвящена какому-то аспекту или событию из жизни советских людей: о советском спорте, о советской очереди, моде, кино, эстраде, отдельные фильмы также созданы о квартирном вопросе и советских праздниках.

Эти и множество других примеров телевизионных проектов свидетельствуют об интересе к телефильмам как со стороны зрителя, так и со стороны создателей. Зрительская аудитория хочет видеть на экране такие аудиовизуальные произведения, а создатели телефильмов находятся в поиске насущных и злободневных средств и методов преподнесения аудиовизуальной информации, удовлетворяющих современным технологическом запросам.

Заключение

Телевизионные циклы фильмов привлекают внимание абсолютно разных зрителей, поскольку эта форма повествования, заключенная в аудиовизуальный материал, является общедоступной, и зрители могут смотреть подобные фильмы, не имея специальных знаний. В основном интерес вызывают направление и тематика фильма, уже потом оцениваются концепция, сюжет, художественно-выразительные средства, формирующие мнение об аудиовизуальном произведении в целом. Перед авторами телефильма встает задача создания качественного аудиовизуального произведения, соответствующего современным условиям. Прослеживание имеющегося опыта посредством анализа ранее созданных телевизионных фильмов – один из эвристических методов, в ходе которого можно выявить различные особенности выбора тематики, выстраивания сюжета, используемые художественно-выразительные средства, технологические аспекты создания телефильма и другое, особенно учитывая огромный объем имеющегося аудиовизуального контента: познавательного, научно-исследовательского, исторического и т.д.