XVIII век – важный период в истории кыргызского народа. В этот период социальное объединение кыргызского народа, в том числе дуальная этнополитическая структура, получила дальнейшее развитие, а национальное сознание росло. Укреплялось единство народа, образовавшего общность между кыргызскими племенами, принадлежащими к правому и левому крылу и в племенной группе ичкиликов.
В указанное время территория кочевок кыргызов простиралась приблизительно с севера на юг от Таласа – Балхаша до Гиндикуша – Яркенда и с запада на восток от Ташкента – Бухары до Джунгарии – Тибета. Основными районами расселения кыргызов оставались Восточный и Западный Тянь-Шань. По сведениям исследователя Д.Б.Сапаралиева общее число кыргызов в XVIII веке доходило 350-450 тыс. человек [1, с. 64-65].
В то время социально-экономические отношения в кыргызском обществе были патриархально-племенными, преобладал патриархально-феодальный строй, свойственный родам и племенам. Цель исследования – раскрыть сущности общественно-политического строя и сущности дуальной системы управления кыргызов в XVIII в. Исследование общественно-политического развития кыргызов в рассматриваемый период позволит дать исторически достоверную оценку происходящим в сегодняшнее время этнополитическим ситуациям в Ферганской долине.
Материалы и методы исследования
Основными методами исследований в статье выступают: метод сравнительного анализа, позволяющий выявить основные тенденции происхождения дуального объединения кыргызов тесно связанного с историческими процессами в предшествующих племенных объединениях. Такая политическая консолидация кыргызов базировалась на патриархально-родоплеменном понятии, составляющем основу концепции кочевого государства. Были использованы принцип историзма, хронологический метод, историко-сравнительный метод, рассматривающие ход исторических событий как объективный процесс.
Результаты исследования и их обсуждение
В сочинении XVI века Сайф-ад-дина Ахсикенди «Маджму ат-таварих» написано, что кыргызы в то время происходили из родов ак огул (уул) и куу огул (уул) Долон бия. Согласно этим сведениям «...у Ак Уула было два сына – Салусбек Булгачы и Отуз Огул. От Булгачы произошли племена бостон, тейит, жоо кесек, доолос, кыдырша, канглы ... от Отуз Огула родились Адыгине, Муңгуш, Кара Багыш, Тагай. Потомки сыновей Куу Уула – Басыз, Кушчу, Мундуз, Чоң Багыш, Саруу, Кытай – постепенно сформировали ядро отдельных племен, больших и малых» [2, с. 207].
Как отмечалось выше, основную административно-политическую структуру кыргызского общества сформировали самостоятельные племенные объединения, которые в начале XVI века были объединены этими племенными союзами, и на протяжении столетий племенная общность сохранялась.
Каждое племя было разделено на более мелкие племена. Однако, кыргызские племена, родоплеменные объединения и патриархально-феодальные отношения позднего средневековья принципиально отличались от раннего коллективного общества. Правители каждого племени принимали группу других племен, и общество или община формировалась из региональных объединений, а не из родственников.
Племенные союзы принадлежали двум территориальным и политическим объединениям – правому и левому. Распад государства Моголистан в начале XVI века открыл путь для дальнейшего развития политических, внутренних хозяйственно-экономических и этнических связей Кыргызстана. Племенные объединения правого крыла были ближе к Сыр-Дарьинским городам, а племена левого крыла были экономически тесно связаны с населением Ферганской долины. Исходя из этих обстоятельств, структура, которая привела к разделению кыргызских племенных объединений на правую и левую группы, занявших соответствующие северные и южные районы, явилась одной из причин отсутствия политического единства кыргызов. Эти два территориально-политических объединения в первую очередь соответствовали традиционному делению кыргызов (правые, левые), а в XVIII веке родовые объединения не соответствовали генеалогическим канонам.
В процессе формирования народа эта дуальная этнополитическая структура способствовала дальнейшему развитию хозяйственных, экономических и этнических связей кыргызских племен. Однако высокие горы Тянь-Шаня, географически отделяющие кыргызские племена от северных и южных регионов, привели к длительным эволюционным отношениям между этими двумя регионами. Как указывает профессор А.М. Мокеев, «…политическая самостоятельность Кыргызстана в начале XVI в. способствовала дальнейшему развитию внутренних хозяйственно-экономических и этнических связей…родоплеменные объединения, входящие в правое крыло, в большей степени тяготели к городам Восточного Туркестана, тогда как племена левого крыла экономически были тесно связаны с оседлыми районами Ферганской долины» [3, с. 123].
В высказывании А.М. Мокеева, авторы видят, что этническое значение дуальной организации кыргызского народа, заключается в необходимости объединения всех народов под властью кыргызских племен.
Из народных родословий и многих работ русских авторов знаем, что кыргызы формировались как этнополитическое общество, состоящее из двухплеменных объединений правого и левого крыла, разделенных на племена, роды – дети одного отца. Например, в санжыре Алымбека в разделе «Происхождение кыргызских племен» есть очень интересные сведения о местонахождении и этнополитическом составе кыргызских племен. По его словам, «…бывшее племя Тагая было народом племени правого и левого крыла – саруу, кытай, кушчу... южно-правых и левых кыргызов... точнее кыргызы, преследовавшие калмыков, были упомянутыми выше кыргызами» [4, с. 15–17].
Очевидно, что кыргызы приспособили свои условия жизни к жизни на дуальной основе во внутриэкономических и этнических отношениях. Согласно этой традиции, когда отец разделил свое наследство между сыновьями, он разделил скот, землю и людей на две части, заявив, что правая часть принадлежит Ак Уулу, а левая – Куу Уулу. Распределение наследства было традицией большого социально-экономического значения в патриархально-кочевой жизни с древних времен. И это повлияло на формирование основы дуальной этнополитической системы и было связано с экономическими проблемами в кочевом обществе.
Русский востоковед, историк и этнограф Н.А. Аристов в своем труде «Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков большой орды и каракиргизов…» по этому вопросу пишет так: «…народные сказания, как и киргиз-казачьи родословные, интересны по своим указаниям на племенной и родовой состав кара-киргизов…кыргызы состоят из родов, почитаемых собственно кыргызскими и группирующихся в два крыла он и сол и из четырех родов или колен, имеющих чуждое происхождение, каковы китай, кипчак, найман, ичкилик» [5, с. 431].
В этнополитической истории кыргызов сформировались понятия «отуз уул» и «ичкилик», или другими словами, «отуз уул» и «он уул». Исследователи давно изучают фольклорные сюжеты, связанные с этой проблемой, пытаясь передать проблему в более глубоком смысле. Однако далеко не все исследователи однозначно раскрывают свои взгляды на трактовку данной проблемы на разных уровнях и в разных методологических направлениях в зависимости от своего понимания. Например, русский исследователь Н.Ф. Ситняковский в своей работе «Перечисление некоторых родов киргиз, обитающих в восточной части Ферганской области» дает характеристику Андижанскому восстанию 1898 года и называет кыргызов, узбеков и таджиков «разнородными элементами мусульманского мира» [6, с. 83], а Андижанское восстание назвал «враждебно-фанатическим движением в Ферганской области» [6, с. 83]. Далее, автор дает сведения о происхождении кыргызских родов, об этнополитической структуре кыргызов. Для нас очень важно, что автор разделяет кыргызов на 2 рода: «…ферганские киргизы делят себя на два больших рода: 1) Отус-огул (30 братьев) и 2) Ичкилик. Первый раскинулся в восточной части Ферганской области, в Семереченской области и в Кашкарской провинции; второй занял горные места к югу от Ферганской долины. Оба рода сохранили свое старинное деление на «Оң» и «Сол» [6, с. 90–91].
Приведенные авторами исторические данные показывают, что этническое объединение племен в рамках дуальной системы является наиболее сложным процессом. При изучении этого процесса в его начале наблюдается формирование дуальной структуры как части этносферы. По мнению исследователя Т.И. Асанова, «...эта система, как сказано в «Маджму ат-таварих», называется Правое крыло – Левое крыло или Отуз уул ичкилик, согласно родословию... в любом случае формирование дуальной системы состоит в основном из трех этногенетических корней... следовательно, все три первоисточника исторически должны рассматриваться одинаково... потому что, хотя «Маджму ат-таварик» утверждает, что есть два крыла, в основном речь идет о трех ветвях... таким образом, разница между известиями и родословными данными заключается в том, что Отуз уул и Булгачы (Ичкилик) показаны как правое крыло, а левое крыло показано отдельно... в историческом смысле слова два крыла считаются Отуз Уул, а ичкилик рассматривается как независимая ассоциация ... следовательно, есть три начала с обеих сторон» [7, с. 49].
Как уже отмечалось выше, объединение племен было сложным процессом. Объединения отуз уул, имеют, скорее, этнические, чем политические имена. Когда начала складываться дуальная система, на первый план вышел этнический фактор. По этой причине в популярном представлении учитывались наиболее близкие в этногенетическом отношении правое и левое крыло, такое как отуз уул. Поскольку этот процесс происходит в той же этнической среде, формирование группы он уул-ичкилик (Булгачы) показывает, что он находится на одном уровне с отуз уул. Экономические, региональные и демографические проблемы между ассоциациями также усилили политическую конкуренцию и позволили им развиваться до некоторой степени независимо.
В кыргызской традиции раздел скота, земли и власти между правителями племен и отцами детей был одним из основных принципов их экономической и политической жизни.
Согласно многим родословным легендам Наалы эже, воспитавшая своих младших братьев, передала скот Адигине, а власть Тагаю и Муңгушу. Адигине и Тагай устроят пир, на котором произведут раздел наследства, по кыргызской традиции разделив скот и людей на две части. По границе Кара-Дарьи, Оша Адигине взял западные земли, а Тагай – восточные.
Из этих данных авторы считают, что раздел внутри правого крыла осуществляется по двум политическим ветвям.
В книге Б. Солтоноева «Кызыл кыргыз тарыхы» (Бишкек, 1993) говорится, что Суусар-Суу было тем самым местом, где Тагай обиделся на своего брата Адигине и отошел от него во время конфликта, когда играли в ордо [8, Кн. 1. с. 87]. По другим легендам, он приезжал в Кетмен-Тюбе и Тогуз-Торо, чтобы ухаживать за своим скотом. По некоторым легендам, он враждовал с узбеками и переехал к северным племенам.
Профессор А.Н. Бернштам дает ценные сведения о родоплеменном составе кыргызов по источнику «Цинь дан Хуан Юй Си юй тучжи», изданному в 1782 г. По СЮТЧ кыргызы делятся на западных и восточных. Первые занимали территории Алая и его окрестностей. Вторые названы тяньшанскими кыргызами. В источнике указывается расселение кыргызов в следующих географических параметрах: «граница для восточных и западных киргизов р. Кара-Дарья, и распространенность восточных киргизов до верховий р. Кара-бура (левый приток р. Талас) отмечает, что Кегень, Каракара и Темирту были местами их древнего обитания» [9, с. 127].
По исследованию А.Н. Бернштама для западных кыргызов «Цинь дан Хуан Юй Си юй тучжи» указывает пятнадцать племен, но приводит названия только четырех: «эдгене (э-де-гэ-на), монгордор (мэн-кэ-р-до-р), черик (ци-ли-гу) и босто (ба-се-цзы)» [9, с. 128]. Также источник указывает географическую локализацию племен. Они локализовались на востоке, доходя до Цзунлин, на западе – до Бухарского ханства.
Описание кыргызов в XVIII в. дает другой китайский источник «Си юй вэнь цзяньлу» («Описание Западного края»), изданный в 1777 году. По данному источнику не встречается ни одного племенного названия, указывается что «кыргызы кочуют по территории между Кашгаром и Андижаном» [9, с. 128].
Значит, в вышеуказанном источнике не упомянуты названия всех племен входивших в два крыла. Чтобы сведения были достоверными, авторы опирались на работу Г.П. Супруненко. Там имеются сведения о разделения кыргызов на две ветви – «северную и южную. Южная ветвь – То-го-со-хо-лэ, куда входили племена: кыпчак, каратегин, багыш, адигине, берю, найман, жору, теелес; и северная ветвь Кэ-эр-гэ-ци-сы, включавшую племена: саяк, сары багыш, кытай, кушчу, саруу, монголдор, солто, ават, мундуз, басыз, черик» [10, с. 2–3]. По материалам Г.П.Супруненко племена кыпчак, жору, теелес входили в ветви южных кыргызов («Тогуз уул»), племена саяк, сарыбагыш, кытай, кушчу, саруу, моңолдор, солто, ават, мундуз, черик входили в состав северной ветви («Кыргыз»).
Возникновение дуального объединения тесно связано с предыдущими историческими процессами, поскольку кыргызы полностью заселили регион Ала-Тоо и оказали значительное влияние на формирование своей политической организации. Этнополитическая ситуация XVI века не обеспечивала политического равновесия между правыми и левыми племенными объединениями.
Таким образом, во второй половине XVI века правое племенное объединение в верхнем течении реки Кара-Дарьи в Оше разделилось на две политические ветви – Адыгине и Тагайскую.
Согласно китайским источникам востоковед Г.П. Супруненко об этих политических процессах в книге «Материалы из китайских источников по истории киргизов XVIII – начала XIX века» дала верное разграничение кыргызов на западных (тогуз огуз) и восточных (кырк кыз).
Из вышесказанного авторы делают вывод что, дуальная этнополитическая система выполнила свою миссию по объединению всех племен вокруг кыргызов и стала серьезной объединяющей их идеологией.
Политическая организация кыргызов того времени напоминала небольшую кочевую государственную систему. Конечно, в контексте такой системы, правовая основа которой основана на патриархальных родовых структурах, централизация власти была невозможна. Видимо, метод правления, основанный на генеологической общности племен, был политически и идеологически оправдан. В дополнение к правящим биям каждого племени, которые составляли политическую основу государственного союза, избирался верховный бий – глава общего союза, и ему номинально подчинялись бии зависимых племен. Согласно данным родословий сложившаяся с конца XVI века политическая система могла адаптироваться к кочевой жизни и решать проблемы политической и экономической, а также военной защиты.
Как видим, упомянутые выше китайские источники подтверждают, что правители кыргызских племен избирали чон бием, управителем, Маматкула. В родословной – санжыра – Алымбека говорится, что правителями кыргызских племен левого и правого крыла были бии, которые играли роль чон биев на своих территориях и составляли ядро конфедерации северных кыргызских племен. Кыргызские племена, которыми правил Кошой-бий, заняли земли Чуйской долины и окраины Таласа. Когда эти бии бежали из Ферганы в Гиссарские горы в калмыцкую эпоху, Маматкул собрал всех людей в Кетмен-Тюбе, привел туда кыргызов и возглавил борьбу с калмыками. Маматкул-бий переселил кыргызские племена в Чуй, Талас и Ысык-Куль [4, с. 20]. Поэтому когда китайские власти начали налаживать политические отношения с кыргызами, они договорились с Маматкул- бием, главой племенного объединения, и согласились отправить группу послов от кыргызских племен на прием к императору. Более того, до этих событий Маматкул-бий сыграл важную роль в укреплении политической основы для конфедерации кыргызов, возвращающихся в свои кочевья.
Таким образом, ядром конфедеративного политического объединения северных кыргызских племен во главе с Маматкул-бием оказались в левом крыле – кытай, кушчу, саруу, в правом крыле – сарыбагыш, саяк, бугу, чекир-саяк, солто, монолдор, черик и другие племена [11, с. 62]. Такое объединение полностью реализует усилия, направленные на защиту общих политических интересов племен и целостности занимаемой ими территории. Объединяющие их правые и левые структуры имеют надстройку по форме и отражают идеологию, укрепляющую их единство по содержанию. В этом историческом контексте, помимо географических факторов, из-за политических особенностей региона появление нового объединения из правых и левых крыловых структур – явление закономерное. В результате этнополитическая структура кыргызов, сложившаяся во второй половине XVI века, возродилась во второй половине XVIII века после нашествия джунгар-калмыков, и в несколько видоизмененном виде завершился процесс объединения племен. Характерен и принцип автономии кыргызских племенных правителей. По мнению исследователя Т.И. Асанова, при верховном правящем бие на общем совете биев справедливо решались важные вопросы [См. об этом: 11, с. 63]. Даже при отсутствии полноценного государственного управления и достаточной налоговой политики в племенном объединении внутренняя структура государства была укреплена и стабильна на основе племенных и патриархальных требований.
В ведении государственных дел правителей племен брали на себя общее военное руководство, регулируя внутреннюю и внешнюю политику. Такой властью обладали Маматкул-бий, Учуке-баатыр и его отец Манап-бий в пятом поколении.
Как упоминалось ранее, большинство кыргызов, живущих на юго-западе, в китайских источниках называются западными кыргызами. Они были условно признаны тогуз уул и включали группу булгачы (ичкилик) наряду с правыми и левыми племенами юго-западных регионов, входившими в состав бывших отуз уул. В письме китайским властям Ажы-бий, правивший племенами булгачы (ичкилик) западных кыргызов, отмечал, что большинство кыргызских племен в юго-западном регионе были частью Ажы-бия, а не только племени адигине. В письме говорится: «…покорный вам Ажы, бий племени адигине, поздравляет Великого Правителя (Императора) с днем рождения. В настоящее время житель Цзянцзюня, Кашгар, вречил нам указ правителя. С уважением получили грамоту и печать. Все 210 000 человек к востоку от Бухары принимают подданство. Прошло много дней с тех пор, как к нам приехал представитель шивей» [12, с. 123].
Согласно письму большинство кыргызских племен в юго-западном регионе были объединены вокруг этого союза. По словам источника: «…примерно в 3–5 днях езды от Коканда, в горных полях, наши граждане поселились в населенных пунктах племени теелес. Каратегин находится в 12 днях езды к югу от Коканда. Глава каратегинских бурутов Ходжому-яр (Кожомжар) правит девятью племенами под своим командованием (кыдырша, тейит, бостон, окчу, жедигер, кесек, актачы, чон кыргыз, найман)».
Кочевья бурутов обосновались в Гайшу, Изобуде и в других 18 местах расположенных вдоль реки; там растут растения всех видов, которые орошаются там, где много воды; есть крытый город с четырьмя воротами который занимает землю с площадью 20 га … Они едут прямо на запад от Кашгара и через 16 дней достигнут Алая. Алай также известен как родная земля коренных ичкиликов. Издревле это было кочевья 8 племен бурутов (теелес, кыпчак, азык, бостон, мундуз, багыш, найман, басыз). Население большое. В Оше проживают 7 племен бурутов (кармыш, жору, орто-мунки, бёрю, баргы, кара-багыш, конурат)» [12, с. 223]. Далее источник сообщает о точном местонахождении кочевий кыпчак-бурутов – жителей Ажы-бия. Они таковы: «…населенные пункты бурутов расположены на западе Кашгара и Янгигиссара в пяти местах: Цянхуре, Лайбулаке, Тэдаре, Янаяре, Чармайлян-Аңимунуне (Акиме), это кочевья подданных племен кыпчак-бурутов. Через 7 дней езды к юго-западу от Янгигиссара вы встретите горы через Яркенд и Сарыколь… через 3–5 дней на юго-западе, в 13 межгорных ущельях, подчиненных Анимуну, – 16 бухарских племен кыпчак-бурут (кара-жайдак, жаман-тейит, кызыл аяк, тору-айгыр, найман, сарт-кыпчак, кара-кыпчак, кызыл кыпчак, нойгут, кара-тейит, сары-тейит, чал тейит, кёкё-найман, кэрэмучин, сары найман, кызыл-найман)» [12, с. 223]. Для исследователей истории Кыргызстана очень важно то, что в вышеупомянутом источнике сказано: Алай – это еще одно названное место ичкиликов. Это связано с тем, что историческая и географическая территория, где располагалась группа булгачы, еще в середине XVIII века была известна как территория группы ичкиликов. Однако, как видно, эта группа не состояла из одного племени. В ее число входили племена правого, левого крыла и племена ичкиликов.
Заключение
Формирование кыргызского народа в рамках дуальной этнополитической организации происходило на территории Восточного Тенир-Тоо а также Памиро-Алая и прилегающих горных областей. В этом процессе каждая ветвь сначала формировалась как объединение племенных групп и только потом приобрела этническое значение.
Таким образом, дуальная система – это явление этнического уровня. Формирование правого и левого племенных объединений, а также группы ичкилик находилось в тесной взаимосвязи с историческим процессом образования кыргызского народа. Хотя, их условно делим на три конфедерации, эти три ветви составляют основу генетически близких этнокомпонентных объединений кыргызов.