В каждой сфере общества существуют разные группы, различающиеся по экономическому и культурному уровням. Эти группы отличаются друг от друга многими характеристиками. Наиболее важной экономической деятельностью, которая демонстрирует эти различия, является занятие. Профессия важна не только для удовлетворения экономических потребностей, но и для самовыражения и самореализации личности [1, c. 32]. Профессия определяется как явление жизнедеятельности, возникающее в результате разделения труда, требуемого социальной, экономической и технологической структурой общества, знаниями и способностями человека, а также необходимостью участвовать в социальной деятельности, а также требования общества к личности принять на себя ответственность в социально-экономической жизни, и определяется как явление жизнедеятельности [2, с. 9]. Слово «профессия» происходит от арабского слова «сулук» и означает «путь, курс, метод, стиль, расположение» [3, с. 847]. Со временем наблюдалась профессиональная дифференциация от традиционных сообществ к современным обществам. Если рассматривать профессию как понятие, то это ситуация, возникшая как требование совместного проживания людей и вследствие их специализации, в результате чего происходит разделение труда. В простом понимании профессию можно определить как «работу, которую человек выполняет, чтобы заработать на жизнь». В настоящее время, особенно в информационных обществах, возможности людей узнавать и осваивать профессии путем наблюдения, попыток и опыта весьма ограничены. По этой причине появились некоторые учреждения, которые берут на себя задачу подготовки молодых людей к выбору карьеры. Самым важным из этих институтов является институт «руководства» [4, с. 15]. Руководство – это услуги, оказываемые систематически и профессионально, чтобы человек мог познать и понять себя, раскрыть и развить свои таланты, а также реализовать себя, адаптируясь к своему обществу [5, с. 3]. Выбор профессии без учета собственных особенностей личности и особенностей профессии существенно влияет на дальнейшую жизнь личности. Профориентационная работа осуществляется администрацией школы и учителями с учетом физических и социально-экономических особенностей учащегося, личных пожеланий, ожиданий, способностей, интересов и установок. Потребности общества тоже существенно влияют на процесс принятия решений при выборе карьеры. Профориентация в школе – это система мероприятий, направленных на выявление склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности, а также повышение готовности к труду и помощь в выборе профессионального пути. [6, с. 144]. Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу, если к профориентационной работе привлекаются все сотрудники школы.
В соответствии с этими объяснениями постановка проблемы данного исследования такова: достаточно ли содержания предметов в программах среднего школьного образования с точки зрения профессиональной ориентации?
Целью исследования является изучение содержания предметов в программах среднего школьного образования в Кыргызстане с точки зрения профессиональной ориентации. Для достижения этой цели искали ответы на следующие вопросы:
1. Пункты о профессиональной ориентации в содержании Национального стандарта образования.
2. Каковы вопросы профессиональной ориентации в содержании предметов средней школы (5–9 классы)?
3. Каковы вопросы профессиональной ориентации в содержании предметов средней школы (10–11 классы)?
4. Какие вопросы профориентации рассматриваются в содержании классных часов?
Материалы и методы исследования
В исследовании использовался метод анализа документов для изучения содержания предметов программ среднего школьного образования, подготовленных в соответствии с Национальным стандартом образования, разработанным Министерством образования и науки КР и используемым в школах, с точки зрения профессиональной ориентации.
Использовались аналитический метод: поиск, отбор, интерпретация, оценка и синтез данных, обнаруженных в учебных программах, подготовленных в соответствии с Национальными стандартами образования, разработанными Министерством образования и науки КР, размещенных на интернет-сайтах http://cbd.minjust.gov.kg, https://kao.kg и https://edu.gov.kg. Данные обработаны с помощью контент-анализа [7, с. 16].
Результаты исследования и их обсуждение
В данном разделе представлены выводы по предметам профориентации, указанным в Национальном стандарте образования, полученные в результате анализа данных, темы, связанные с профориентацией, в содержании предметов:
1. Пункты по профессиональной ориентации в Национальном образовательном стандарте.
Утверждено постановлением Кыргызского государства от 21 июля 2014 года № 403, изданным в соответствии с редакциями Правительства Кыргызской Республики от 15 ноября 2016 года № 590, от 18 ноября 2017 года № 496, № 544 от 30 августа 2017 года, № 7 от декабря 2018 года, № 573 [8, с. 1]. В Национальном образовательном стандарте общего школьного образования статьи по вопросам профессиональной ориентации включают в себя:
Пункт 10. Цель образования: подготовить личность к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и социальное благополучие в постоянно меняющемся, разнообразном мире.
Пункт 11. Образовательные задачи: ориентирование и обучение в области открытого знания – образование, самостоятельные исследования, развитие способности к учебной деятельности.
Пункт 13. Национальный стандарт следует ценностным целям личности обучающегося, обеспечивает формирование самоуважения и способности реализовать личностный потенциал, готовит его к активной деятельности, обеспечивающей личностное благополучие в современных социально-экономических условиях.
Пункт 17: Предоставляет учащемуся компетенции, соответствующие ресурсам, которые он использует в своей личной и профессиональной среде [8, с. 2–10].
2. Полученные данные по вопросам, связанным с содержанием предметов профориентационной работы в средней школе (5–9 класс), представлены в табл. 1.
Таблица 1
Предметы по профориентации между 5 и 9 классами
Предметы |
Классы |
n |
Технология |
5, 6, 7 |
2 |
Человек и общество |
8, 9 |
2 |
Математика |
5, 6, 7, 8, 9 |
1 |
Всего |
5 |
Как видно из табл. 1, в предмете «Технология» для 5, 6 и 7 классов имеется 2 темы, связанных с профессиональной ориентацией, в предмете «Человек и общество» для 8–9 классов – 2 темы и в предмете «Математика» 1 тема. Всего было найдено 5 тем.
Темы, связанные с профессиональной ориентацией, на занятиях, указанных в табл. 1, перечислены в пунктах.
1. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Технология» для 5–9 классов:
Цели и задачи предмета «Технология»:
− Основная цель предмета «Технология» – подготовить ученика к самостоятельной работе в условиях рыночной экономики.
− Предоставить ученикам возможность познать себя, изучить мир профессий и выполнить упражнения, связанные с профессиями, для познания своей профессиональной жизни. Занятия по технологии доступны только в 5-м и 7-м классах.
2. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Математика» для 5–9 классов:
Цели и задачи предмета «Математика»:
− Формировать личность, развивать математические навыки и обеспечивать соответствующее профессиональное руководство в преподавании математики.
3. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Человек и общество» для 5–9 классов:
Методические рекомендации предмета «Человек и общество»: «Социализация». Идентификация, знание себя лично и профессионально.
Содержание предмета «Человек и общество». 2. Тематическое планирование. 9 класс. Человек и мир.
Часть I. Человек. Тема 3. Выбор профессии (1 стр.): Что такое выбор профессии? Дети индивидуально выбирают область, в которой будут специализироваться.
Часть II. Общество. Тема 4. Мужчина и женщина в семье и обществе (1 стр.): Роль женщины и мужчины в семье и обществе. Социальная роль мужчины и женщины в современном обществе. Семейная экономика. Оно приходит и уходит. Источники дохода семьи. Планирование семейного бюджета.
Особенно в 9-м классе, который является наиболее критическим периодом выбора профессии, видно, что профориентация существует только в предметах «Математика» и «Человек и общество». Поскольку рекомендации, которые могут быть сделаны в отношении математики, будут касаться только учителей математики, вероятность направления в область математики возрастает. Учителя математики направляют учащихся к профессиям, не относящимся к области математики, что направление будет направлено только к учащимся в области математики и за ее пределами.
3. Полученные данные по предметам, связанным с профессиональной ориентацией в содержании предметов программ старшего класса средней школы (10–11 класс), представлены в табл. 2.
Таблица 2
Предметы по профориентации в 10–11 классах
Предметы |
Классы |
n |
Кыргызский язык и литература |
10, 11 |
2 |
Математика |
10, 11 |
2 |
Химия |
10, 11 |
1 |
Биология |
10, 11 |
1 |
Всего |
6 |
При рассмотрении табл. 2 всего обнаружено 6 тем: 2 темы, связанные с профессиональной ориентацией в предмете «Кыргызский язык и литература» 10–11 классов, 2 темы в предмете «Математика», и по одной теме в предмете «Химия» и «Биология».
Темы, касающиеся профориентации на курсах и сопутствующих занятиях, указанных в табл. 2 ниже, перечислены в пунктах.
1. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Кыргызский язык и литература» для 10–11 классов:
Цели и задачи предмета «Кыргызский язык и литература»:
− Раскрыть потенциал каждого подростка и побудить его к будущей работе или дальнейшему образованию.
− Выявлять и развивать индивидуальные навыки школьников, связанные с их будущей профессией.
2. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Математика» для 10–11 классов:
Цели и задачи предмета «Математика»:
− Дать каждому школьнику возможность достичь уровня математического образования, чтобы в будущем он мог успешно жить в обществе.
− Создать систему математических знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни подросткам для продолжения обучения в своей профессиональной деятельности в будущем.
3. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Химия» для 10–11 классов:
Цели и задачи предмета «Химия»:
− Развивать грамотность, всесторонние знания, а также профессиональное и личное отношение к химическому производству и целостности общества.
4. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Биология» для 10–11 классов:
Цели и задачи предмета «Биология»:
− Готовность и способность школьников совершенствоваться. Формировать интерес к обучению и формированию целенаправленной познавательной деятельности, к важной системе социальных и межличностных отношений, к ценностным ориентирам, отражающим индивидуально-гражданскую позицию в профессии.
Видно, что предметы, связанные с профориентацией, не являются доминирующими в предметах 10–11 классов, а профориентационная работа осуществляется скрытно в содержании учебной программы. Профориентация, по-видимому, рассматривается только в рамках естественных наук, таких как математика, химия и биология. Это означает, что преподаватели, которые преподают эти предметы, естественно, будут направлять тех, кто успешен и опытен в науке, в научные области, но они будут направлять школьников, которые не преуспевают в науке, в ненаучные области, но у них нет возможности помочь им. решить, какими будут эти поля. Хотя программы находятся на заключительном этапе обучения, отсутствие предметов профориентации приводит к тому, что учащиеся имеют ограниченный выбор профессии.
Важность обеспечения сотрудничества школы, семьи и различных образовательных учреждений в процессе выбора профессии школьниками не ограничивается только предметами. Администрация школы как образовательного учреждения организует мероприятия по профориентации, и учителя проводят уроки, обращая внимание на профессиональную ориентацию учащихся во время урока, что положительно влияет на их выбор профессии [9, с. 261].
4. Сделанные выводы по вопросам, связанным с профессиональной ориентацией в содержании классных часов, представлены в табл. 3.
Таблица 3
Количество тем, связанных с профессиональной ориентацией, в содержании классных часов
Классы |
n |
5 |
1 |
8 |
1 |
10 |
1 |
11 |
2 |
Всего |
5 |
Как видно из табл. 3, всего было 5 тем: две темы рассматриваются в течение двух классных часов в 11-м классе и по одной теме в течение одного классного часа в 5, 8 и 10-м классах.
Ниже представлены темы, связанные с профессиональной ориентацией в программе классных часов:
5 класс.
Урок 16. «Моя любимая работа»
Цель урока: Информировать о том, что такое профессия и профессиональная ориентация. Объяснить факторы, влияющие на выбор профессии.
8 класс.
Урок 1. «Четко сформулируйте свою цель»
Цель урока: Объяснить детям важность постановки целей при выборе карьеры. Методы обучения для достижения цели.
10 класс.
Урок 6. «Ставьте большие цели»
Цель урока: Показать, что правильная постановка цели – необходимое условие успеха. Помощь подросткам в разработке основных методов постановки и достижения целей.
11 класс.
Урок 12. «Успех и эффективная работа»
Цель урока: Объяснить важность эффективной работы для достижения успеха. Знай себя лучше. Определение факторов, влияющих на выбор профессии. Выбор работы и профессии по себе позволяет вам заниматься тем, чем вы занимаетесь, с любовью или работать с удовольствием.
Урок 13. «Правила или формулы учебы и успеха»
Цель урока: Познакомиться с шагами достижения успеха.
В программе классных часов есть разделы, посвященные профессиональной ориентации. Реализация данной программы ограничена одним часом только один раз в неделю в школах, и все инструктивные мероприятия должны проводиться для учащихся в течение этого одного часа. Таким образом, возможности профориентации найти в этом место несколько более ограничены. Хотя классное руководство, кажется, имеет достаточный уровень активности в программе в целом, когда мы сводим это исследование к уровню класса, оно включает только один предмет и один урок в неделю в 5-м классе. В 6–7 классах нет классных часов, посвященных профессиональному консультированию. В 8 классе есть только один урок, определяющий один день и одно время урока. Он вообще не в 9 классе. В 10 классе есть урок, определяющий день и время урока. В 11 классе было включено два учебных часа. В целом невозможно обеспечить полноценную профессиональную ориентацию за пять часов.
В школах важно проводить профессиональную ориентацию на протяжении среднего и старшего школьного периода [10, с. 121]. Содержание предметов должно быть организовано так, чтобы формировать отношение школьника к профессиям, а предоставляемая теоретическая информация должна быть применима на практике [11, с. 265].
Заключение
В национальных стандартах образования вопросы, связанные с профессиональной ориентацией, рассматривается всего в четырех статьях, чего недостаточно для определения профессиональной ориентации школьников.
Темы, связанные с профориентацией, не являются доминирующими в программах предметов, и профориентационная работа осуществляется скрыто в содержании учебных программ. Хотя программы находятся на заключительном этапе обучения, отсутствие предметов профориентации приводит к тому, что учащиеся имеют ограниченный выбор профессии.