Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

EXAMINING THE COURSE CONTENT IN HIGH SCHOOL PROGRAMS WITHIN THE SCOPE OF VOCATIONAL GUIDANCE

Beknazar kyzy G. 1 Efilti E. 1
1 Kyrgyz-Turkish Manas University
The article discusses the issue of analyzing the content of subjects in secondary school education programs in Kyrgyzstan from the point of view of vocational guidance. The problem of the study was to determine which subjects in the secondary school curriculum are at an appropriate level in terms of vocational orientation. When studying the content of subjects in grades 5–11 of the curriculum, compiled in accordance with the National Education Standards developed by the Ministry of Education and Science of the Kyrgyz Republic, the “content analysis” method was used to separate the data. Materials were obtained from the official website of the Kyrgyz Academy of Education. Based on the results of the review, the content of the subjects in the curricula covers such elements as students getting to know themselves, exploring the world of professions, getting to know their own professional lives and choosing an area in which students will specialize as individuals. More topics related to career guidance are discussed in secondary school classes. The study concluded that vocational guidance in educational programs in secondary schools is insufficient. During the learning process, it is believed that it is impossible to provide full-fledged professional guidance.
profession
vocational guidance
vocational guidance at school

В каждой сфере общества существуют разные группы, различающиеся по экономическому и культурному уровням. Эти группы отличаются друг от друга многими характеристиками. Наиболее важной экономической деятельностью, которая демонстрирует эти различия, является занятие. Профессия важна не только для удовлетворения экономических потребностей, но и для самовыражения и самореализации личности [1, c. 32]. Профессия определяется как явление жизнедеятельности, возникающее в результате разделения труда, требуемого социальной, экономической и технологической структурой общества, знаниями и способностями человека, а также необходимостью участвовать в социальной деятельности, а также требования общества к личности принять на себя ответственность в социально-экономической жизни, и определяется как явление жизнедеятельности [2, с. 9]. Слово «профессия» происходит от арабского слова «сулук» и означает «путь, курс, метод, стиль, расположение» [3, с. 847]. Со временем наблюдалась профессиональная дифференциация от традиционных сообществ к современным обществам. Если рассматривать профессию как понятие, то это ситуация, возникшая как требование совместного проживания людей и вследствие их специализации, в результате чего происходит разделение труда. В простом понимании профессию можно определить как «работу, которую человек выполняет, чтобы заработать на жизнь». В настоящее время, особенно в информационных обществах, возможности людей узнавать и осваивать профессии путем наблюдения, попыток и опыта весьма ограничены. По этой причине появились некоторые учреждения, которые берут на себя задачу подготовки молодых людей к выбору карьеры. Самым важным из этих институтов является институт «руководства» [4, с. 15]. Руководство – это услуги, оказываемые систематически и профессионально, чтобы человек мог познать и понять себя, раскрыть и развить свои таланты, а также реализовать себя, адаптируясь к своему обществу [5, с. 3]. Выбор профессии без учета собственных особенностей личности и особенностей профессии существенно влияет на дальнейшую жизнь личности. Профориентационная работа осуществляется администрацией школы и учителями с учетом физических и социально-экономических особенностей учащегося, личных пожеланий, ожиданий, способностей, интересов и установок. Потребности общества тоже существенно влияют на процесс принятия решений при выборе карьеры. Профориентация в школе – это система мероприятий, направленных на выявление склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности, а также повышение готовности к труду и помощь в выборе профессионального пути. [6, с. 144]. Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу, если к профориентационной работе привлекаются все сотрудники школы.

В соответствии с этими объяснениями постановка проблемы данного исследования такова: достаточно ли содержания предметов в программах среднего школьного образования с точки зрения профессиональной ориентации?

Целью исследования является изучение содержания предметов в программах среднего школьного образования в Кыргызстане с точки зрения профессиональной ориентации. Для достижения этой цели искали ответы на следующие вопросы:

1. Пункты о профессиональной ориентации в содержании Национального стандарта образования.

2. Каковы вопросы профессиональной ориентации в содержании предметов средней школы (5–9 классы)?

3. Каковы вопросы профессиональной ориентации в содержании предметов средней школы (10–11 классы)?

4. Какие вопросы профориентации рассматриваются в содержании классных часов?

Материалы и методы исследования

В исследовании использовался метод анализа документов для изучения содержания предметов программ среднего школьного образования, подготовленных в соответствии с Национальным стандартом образования, разработанным Министерством образования и науки КР и используемым в школах, с точки зрения профессиональной ориентации.

Использовались аналитический метод: поиск, отбор, интерпретация, оценка и синтез данных, обнаруженных в учебных программах, подготовленных в соответствии с Национальными стандартами образования, разработанными Министерством образования и науки КР, размещенных на интернет-сайтах http://cbd.minjust.gov.kg, https://kao.kg и https://edu.gov.kg. Данные обработаны с помощью контент-анализа [7, с. 16].

Результаты исследования и их обсуждение

В данном разделе представлены выводы по предметам профориентации, указанным в Национальном стандарте образования, полученные в результате анализа данных, темы, связанные с профориентацией, в содержании предметов:

1. Пункты по профессиональной ориентации в Национальном образовательном стандарте.

Утверждено постановлением Кыргызского государства от 21 июля 2014 года № 403, изданным в соответствии с редакциями Правительства Кыргызской Республики от 15 ноября 2016 года № 590, от 18 ноября 2017 года № 496, № 544 от 30 августа 2017 года, № 7 от декабря 2018 года, № 573 [8, с. 1]. В Национальном образовательном стандарте общего школьного образования статьи по вопросам профессиональной ориентации включают в себя:

Пункт 10. Цель образования: подготовить личность к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и социальное благополучие в постоянно меняющемся, разнообразном мире.

Пункт 11. Образовательные задачи: ориентирование и обучение в области открытого знания – образование, самостоятельные исследования, развитие способности к учебной деятельности.

Пункт 13. Национальный стандарт следует ценностным целям личности обучающегося, обеспечивает формирование самоуважения и способности реализовать личностный потенциал, готовит его к активной деятельности, обеспечивающей личностное благополучие в современных социально-экономических условиях.

Пункт 17: Предоставляет учащемуся компетенции, соответствующие ресурсам, которые он использует в своей личной и профессиональной среде [8, с. 2–10].

2. Полученные данные по вопросам, связанным с содержанием предметов профориентационной работы в средней школе (5–9 класс), представлены в табл. 1.

Таблица 1

Предметы по профориентации между 5 и 9 классами

Предметы

Классы

n

Технология

5, 6, 7

2

Человек и общество

8, 9

2

Математика

5, 6, 7, 8, 9

1

Всего

 

5

Как видно из табл. 1, в предмете «Технология» для 5, 6 и 7 классов имеется 2 темы, связанных с профессиональной ориентацией, в предмете «Человек и общество» для 8–9 классов – 2 темы и в предмете «Математика» 1 тема. Всего было найдено 5 тем.

Темы, связанные с профессиональной ориентацией, на занятиях, указанных в табл. 1, перечислены в пунктах.

1. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Технология» для 5–9 классов:

Цели и задачи предмета «Технология»:

− Основная цель предмета «Технология» – подготовить ученика к самостоятельной работе в условиях рыночной экономики.

− Предоставить ученикам возможность познать себя, изучить мир профессий и выполнить упражнения, связанные с профессиями, для познания своей профессиональной жизни. Занятия по технологии доступны только в 5-м и 7-м классах.

2. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Математика» для 5–9 классов:

Цели и задачи предмета «Математика»:

− Формировать личность, развивать математические навыки и обеспечивать соответствующее профессиональное руководство в преподавании математики.

3. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Человек и общество» для 5–9 классов:

Методические рекомендации предмета «Человек и общество»: «Социализация». Идентификация, знание себя лично и профессионально.

Содержание предмета «Человек и общество». 2. Тематическое планирование. 9 класс. Человек и мир.

Часть I. Человек. Тема 3. Выбор профессии (1 стр.): Что такое выбор профессии? Дети индивидуально выбирают область, в которой будут специализироваться.

Часть II. Общество. Тема 4. Мужчина и женщина в семье и обществе (1 стр.): Роль женщины и мужчины в семье и обществе. Социальная роль мужчины и женщины в современном обществе. Семейная экономика. Оно приходит и уходит. Источники дохода семьи. Планирование семейного бюджета.

Особенно в 9-м классе, который является наиболее критическим периодом выбора профессии, видно, что профориентация существует только в предметах «Математика» и «Человек и общество». Поскольку рекомендации, которые могут быть сделаны в отношении математики, будут касаться только учителей математики, вероятность направления в область математики возрастает. Учителя математики направляют учащихся к профессиям, не относящимся к области математики, что направление будет направлено только к учащимся в области математики и за ее пределами.

3. Полученные данные по предметам, связанным с профессиональной ориентацией в содержании предметов программ старшего класса средней школы (10–11 класс), представлены в табл. 2.

Таблица 2

Предметы по профориентации в 10–11 классах

Предметы

Классы

n

Кыргызский язык и литература

10, 11

2

Математика

10, 11

2

Химия

10, 11

1

Биология

10, 11

1

Всего

 

6

При рассмотрении табл. 2 всего обнаружено 6 тем: 2 темы, связанные с профессиональной ориентацией в предмете «Кыргызский язык и литература» 10–11 классов, 2 темы в предмете «Математика», и по одной теме в предмете «Химия» и «Биология».

Темы, касающиеся профориентации на курсах и сопутствующих занятиях, указанных в табл. 2 ниже, перечислены в пунктах.

1. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Кыргызский язык и литература» для 10–11 классов:

Цели и задачи предмета «Кыргызский язык и литература»:

− Раскрыть потенциал каждого подростка и побудить его к будущей работе или дальнейшему образованию.

− Выявлять и развивать индивидуальные навыки школьников, связанные с их будущей профессией.

2. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Математика» для 10–11 классов:

Цели и задачи предмета «Математика»:

− Дать каждому школьнику возможность достичь уровня математического образования, чтобы в будущем он мог успешно жить в обществе.

− Создать систему математических знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни подросткам для продолжения обучения в своей профессиональной деятельности в будущем.

3. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Химия» для 10–11 классов:

Цели и задачи предмета «Химия»:

− Развивать грамотность, всесторонние знания, а также профессиональное и личное отношение к химическому производству и целостности общества.

4. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Биология» для 10–11 классов:

Цели и задачи предмета «Биология»:

− Готовность и способность школьников совершенствоваться. Формировать интерес к обучению и формированию целенаправленной познавательной деятельности, к важной системе социальных и межличностных отношений, к ценностным ориентирам, отражающим индивидуально-гражданскую позицию в профессии.

Видно, что предметы, связанные с профориентацией, не являются доминирующими в предметах 10–11 классов, а профориентационная работа осуществляется скрытно в содержании учебной программы. Профориентация, по-видимому, рассматривается только в рамках естественных наук, таких как математика, химия и биология. Это означает, что преподаватели, которые преподают эти предметы, естественно, будут направлять тех, кто успешен и опытен в науке, в научные области, но они будут направлять школьников, которые не преуспевают в науке, в ненаучные области, но у них нет возможности помочь им. решить, какими будут эти поля. Хотя программы находятся на заключительном этапе обучения, отсутствие предметов профориентации приводит к тому, что учащиеся имеют ограниченный выбор профессии.

Важность обеспечения сотрудничества школы, семьи и различных образовательных учреждений в процессе выбора профессии школьниками не ограничивается только предметами. Администрация школы как образовательного учреждения организует мероприятия по профориентации, и учителя проводят уроки, обращая внимание на профессиональную ориентацию учащихся во время урока, что положительно влияет на их выбор профессии [9, с. 261].

4. Сделанные выводы по вопросам, связанным с профессиональной ориентацией в содержании классных часов, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Количество тем, связанных с профессиональной ориентацией, в содержании классных часов

Классы

n

5

1

8

1

10

1

11

2

Всего

5

Как видно из табл. 3, всего было 5 тем: две темы рассматриваются в течение двух классных часов в 11-м классе и по одной теме в течение одного классного часа в 5, 8 и 10-м классах.

Ниже представлены темы, связанные с профессиональной ориентацией в программе классных часов:

5 класс.

Урок 16. «Моя любимая работа»

Цель урока: Информировать о том, что такое профессия и профессиональная ориентация. Объяснить факторы, влияющие на выбор профессии.

8 класс.

Урок 1. «Четко сформулируйте свою цель»

Цель урока: Объяснить детям важность постановки целей при выборе карьеры. Методы обучения для достижения цели.

10 класс.

Урок 6. «Ставьте большие цели»

Цель урока: Показать, что правильная постановка цели – необходимое условие успеха. Помощь подросткам в разработке основных методов постановки и достижения целей.

11 класс.

Урок 12. «Успех и эффективная работа»

Цель урока: Объяснить важность эффективной работы для достижения успеха. Знай себя лучше. Определение факторов, влияющих на выбор профессии. Выбор работы и профессии по себе позволяет вам заниматься тем, чем вы занимаетесь, с любовью или работать с удовольствием.

Урок 13. «Правила или формулы учебы и успеха»

Цель урока: Познакомиться с шагами достижения успеха.

В программе классных часов есть разделы, посвященные профессиональной ориентации. Реализация данной программы ограничена одним часом только один раз в неделю в школах, и все инструктивные мероприятия должны проводиться для учащихся в течение этого одного часа. Таким образом, возможности профориентации найти в этом место несколько более ограничены. Хотя классное руководство, кажется, имеет достаточный уровень активности в программе в целом, когда мы сводим это исследование к уровню класса, оно включает только один предмет и один урок в неделю в 5-м классе. В 6–7 классах нет классных часов, посвященных профессиональному консультированию. В 8 классе есть только один урок, определяющий один день и одно время урока. Он вообще не в 9 классе. В 10 классе есть урок, определяющий день и время урока. В 11 классе было включено два учебных часа. В целом невозможно обеспечить полноценную профессиональную ориентацию за пять часов.

В школах важно проводить профессиональную ориентацию на протяжении среднего и старшего школьного периода [10, с. 121]. Содержание предметов должно быть организовано так, чтобы формировать отношение школьника к профессиям, а предоставляемая теоретическая информация должна быть применима на практике [11, с. 265].

Заключение

В национальных стандартах образования вопросы, связанные с профессиональной ориентацией, рассматривается всего в четырех статьях, чего недостаточно для определения профессиональной ориентации школьников.

Темы, связанные с профориентацией, не являются доминирующими в программах предметов, и профориентационная работа осуществляется скрыто в содержании учебных программ. Хотя программы находятся на заключительном этапе обучения, отсутствие предметов профориентации приводит к тому, что учащиеся имеют ограниченный выбор профессии.