Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FAMILIARIZATION OF PRESCHOOLERS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS WITH MEDICAL PROFESSIONS

Lysenko V.I. 1
1 Child Development Center – kindergarten No. 2
The article presents the main goals and objectives of career guidance work with children with autism spectrum disorders; features of introducing this category of children into the world of professions through interactive and innovative technologies. The main objective of this article is to assist the teaching staff in attracting children diagnosed with autism to the reality of adult work and its benefits. The need for the above task is determined by the relevance of the inclusive introduction of autistic people into society and the development of the abilities of children with disabilities of those skills and abilities that are in demand in the modern world. These include, first of all, medical knowledge and primary skills. With the development of the correct direction of thinking and interest of the child, the teacher forms a personality that is well versed in elementary, and possibly complex medical manipulations. Modern technologies, unlike the tools of the Soviet era, make it possible to equip the educational environment those necessary materials with which the child will have the opportunity both theoretically and practically to get acquainted with the world of the adult profession. The article suggests the developed methods of active interaction with the studied children with ASD for the purpose of career guidance development, and also presents the effectiveness of the study. The conclusion is formulated on the basis of the control empirical stage and reflects the main aspects of the results of the research work.
autism
profession
medicine
gadgets
program
practice

Актуальность обучения лиц с расстройствами аутистического спектра, а также в целом детей с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации велика. Несмотря на то, что в стране функционирует одна из лучших и наиболее структурированных систем коррекционного образования в мире, достаточно большое количество детей с аутизмом лишены возможности полноценно удовлетворить свои потребности в рамках комплексной профориентации. Ведь большинство из них, пребывая дома, не имеют возможности получить в должной мере тот уровень образования, знаний, умений и навыков, которые бы обеспечили в дальнейшем максимальную реализацию профессионального потенциала ребенка. Особенно важно то, что они оказываются неподготовленными к самореализации в социуме: требуют постоянного бытового сопровождения, недостаточно владеют навыками самообслуживания, не знакомы с социальными взаимосвязями, не востребованы на рынке труда, даже при условии получения высшего образования. Следовательно, в условиях образовательно-воспитательного процесса в детских образовательных учреждениях коррекционной направленности должна быть создана разветвленная сеть спецификации данных организаций, обеспечивающих обучение, воспитание, комплекс профориентационных мероприятий детей с нарушениями развития по типу аутизма. Н.Я. Семаго и М.М. Семаго отмечают, что в наше время очень неэффективны программы по трудоустройству выпускников школ с ограниченными возможностями, поэтому создание специальных условий в обычной общеобразовательной среде, где предметом подражания являются дети без особенностей развития, способствует формированию у ребенка с аутизмом коммуникативного поведения, помогает ему в социализации и в успешном освоении дошкольной программы, что будет отражено на дальнейшем получении образования ребенком [1, с. 113].

В большинстве случаев дети с расстройством аутистического спектра имеют определенный «когнитивный стиль», в котором рассматриваются особенности организации познавательных процессов, проблемы гибкости и произвольности поведения, дисфункция процессов сенсорного восприятия ребенка с аутизмом. Ранее данные проблемы были скрыты за более заметными аффективными расстройствами поведения. Как показывают современные исследования, даже у самого умного аутиста может быть нарушена та сторона жизнедеятельности, которая отвечает за эмпатию и принятие другого человека как партнера (учет чужого мнения и внутреннего мира) [2]. То есть необходимо принять как данность обособленность ребенка с расстройством аутистического спектра, его малые возможности конкуренции на рынке труда и попытаться включить его в социально значимый проект, а именно внедрение в мир медицинских профессий (более подходящих для данного диагноза, например выполнение обязанностей медицинского санитара).

Воспитанники с аутизмом должны иметь возможность исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии через «погружение в практику». Это возможно, даже если дети с данным расстройством менее восприимчивы к подаче новой информации и анализу действий [3]. Необходимо вспомнить, что дошкольники с аутизмом лучше принимают во внимание наглядность, особенно если она интересует их с точки зрения игровой деятельности. Яркость, интерактивность, вариативность и сменяемость элементов – вот основные критерии привлечения ребенка с аутизмом в мир одной из самых важных и необходимых профессий в мире.

Цель исследования – сформировать у десяти исследуемых воспитанников с расстройствами аутистического спектра элементарные практические навыки медицинского работника (врача, медицинской сестры).

Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); практические: комплексное слияние элементов двух масштабных программ воздействия на нежелательное поведение и развитие детей-аутистов ABA (основана на методике прикладного анализа), TEECH (по Э. Шоплеру, Г. Мессибов, комплексная программа коррекции аномального поведения), апробирование постепенного включения пребывания детей в помещение со специально оборудованной средой в стиле медицинской организации, внедрение использования компьютерной программы ABA Math (обучение математике на основании организационно-педагогических условий в соответствии с программным обеспечением АВА) [4]; эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных). Автор предлагает рассмотреть основные методические аспекты апробированного им развивающего комплекса.

1. Созданы специальные организационно-педагогические условия пребывания ребенка с аутизмом в образовательной среде в стиле медицинской организации. В данный элемент методической работы были внедрены доступные для понимания ребенка атрибуты: белые халаты, плакаты с изображением анатомических особенностей тела человека (в крупно-рельефном формате), рисунки с инструкциями по использованию медицинских инструментов, которые находились в открытом доступе у ребенка (фонендоскоп, бинт, вата, лоток для медицинских инструментов, несветящийся офтальмологический фонарь, пластырь, маска), интерактивные экраны для просмотра видеороликов об элементарных медицинских манипуляциях. Все принадлежности для восприятия ребенком медицинской атмосферы соответствовали демонстрационному материалу, изображенному на плакатах и видеороликах, безопасны для игры и с сертификатами качества.

2. Была осуществлена первичная диагностика каждого ребенка на предмет интеллектуально-бытовых возможностей, слабых сторон индивидуального потенциала развития.

3. Внедрен комплекс упражнений и заданий для коррекции развития и поведения ребенка с аутизмом в интеграции с условиями организации обучения в соответствии с АВА и TEECH (категоричность и единство требований всех участников образовательного процесса, структуризация и визуализация подачи учебного материала). Включение развивающих игр с медицинской направленностью.

4. Реализовалось постепенное внедрение использования электронных программ в образовательный процесс и непрерывное взаимодействие с ребенком с расстройством аутистического спектра.

5. Была проведена итоговая диагностика, в результате которой автор исследования делает вывод об эффективности разработанного им развивающего интегрированного комплекса.

Исследование было проведено на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 2 г. Шебекино Белгородской области» в группе компенсирующей направленности с десятью исследуемыми детьми с расстройствами аутистического спектра, которые находились в условиях специально оборудованной образовательной среды.

Для образовательного учреждения, на базе которого проводилось исследование, данная система оказалась доступной с финансовой точки зрения, так как для реализации и апробации вышеуказанного комплекса необходимы: наличие узких специалистов (тьютора, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога), предусмотренное коррекционной направленностью учреждения, электронные гаджеты (компьютер, ноутбук, планшет), приобретенные за внебюджетные средства. Исследуемые дети находились в организованной среде с самого начала их пребывания в дошкольной организации.

Новизна статьи заключается в результативности разработки комплекса из известных коррекционно-развивающих программ и инновационных компьютеризированных приспособлений для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, в системе использования в образовательном процессе современных и инновационных образовательных технологий по формированию элементарных практических навыков медицинского работника у дошкольников с расстройствами аутистического спектра в определенной, специально оборудованной образовательной среде.

При выборе наиболее подходящей профессии для ребенка с аутизмом необходимо помнить, что каждый из них уникален. Выбирать стоит профессию под способности конкретного ребенка, так как работа должна иметь четкую цель или результат.

Задачами данной работы по ознакомлению с профессиями медицинской тематики будет являться знакомство с особенностями профессии работников медицинской сферы; привитие уважения и почитания к труду и ответственности взрослых людей, работающих в сфере медицины; обеспечение доступного восприятия дошкольниками наглядности, значимости и незаменимости профессии медицинского работника; воспитание таких качеств, как гуманность, человеколюбие, стремление помочь ближнему, желание принести пользу обществу, которое окружает маленького человека.

При описании данного исследования применялся мультидисциплинарный подход, основанный на педагогике, медицине, психологии, информатике, социо-гуманитарном научном направлении.

Осуществлен поиск наиболее результативных методов в создании организационно-педагогических условий для ознакомления детей с расстройствами аутистического спектра с профессиональными особенностями медицинских работников, определения педагогических, образовательных и воспитательных условий, при которых возможно развитие у ребенка с аутизмом профессиональных устремлений, формирования профессиональных навыков.

В современном мире наиболее полно раскрываются возможности людей с расстройствами аутистического спектра в связи с развитием наук, прежде всего педагогики. Представляется возможным создание определенных условий с целью приобщения в профессиональную сферу той категории населения, которая особо нуждается в организации специализированного пространства образования.

Именно инновационные методы и технологии работы способны развить в ребенке с расстройством аутистического спектра требуемые обществом навыки и образ мировосприятия (компенсаторные функции). Также при обеспечении образовательных условий необходимо помнить, что, если ребенок интересуется конкретной тематикой, нельзя прекращать занятия по ней или останавливаться на достигнутых успехах. В двадцать первом веке детей крайне легко привлечь к различным сторонам интересующей их темы, заинтересовать компьютерными технологиями и яркими игровыми атрибутами. Это является безусловной поддержкой и опорой для педагогов и родителей, работающих над развитием и образованием детей с расстройствами аутистического спектра.

Автор проводила исследование в течение одного учебного года. Критериями для определения контрольных целевых ориентиров при внедрении исследуемого комплекса для дошкольников с расстройствами аутистического спектра автор принимает доброжелательность в общении со сверстниками, самостоятельность при выполнении заданий педагога на профориентационную тематику, интерес к сюжетно-ролевой игре «Больница», правильность использования специализированной игровой медицинской атрибутики в созданных коррекционно-развивающих условиях. При итоговом анализе каждого из вышеуказанных критериев автором были выявлены положительная динамика развития детей с расстройствами аутистического спектра в сфере профориентации, так как все исследуемые дети показали улучшения в данной стороне развития, и результативность проведенного комплекса мер по коррекционно-развивающей работе с аутистами.

Девяти из десяти детей стало доступно выполнение более сложных тематических заданий, например «Пациент в больнице», «Собери врача на работу»), которые работают на развитие мышления и ассоциативного восприятия профессии медицинского работника и специфики и особенностей его работы; малокоммуникативное поддержание беседы (с наглядными составляющими компонентами), комментарии к мультфильмам заданной тематики (дети демонстрировали осведомленность о прививках на примере мультфильма «Бегемот, который боялся прививок»; дети называли термины «прививка», «врач», «шприц»). Один ребенок практически не справлялся с заданиями, ему стали доступны лишь простейшие манипуляции (приклеить пластырь) и термин «врач» в связи с сопутствующей умственной отсталостью.

Также результатами проведенной работы (исследования) по внедрению в образовательно-развивающий процесс как на базе образовательного учреждения в специально оборудованном групповом помещении под медицинское направление вышерассмотренных условий и информационных ресурсов можно считать достижение определенных умений и навыков познавательной сферы в области профессионального ориентирования, что четко прослеживается на результатах диагностических тестирований. А именно: дети самостоятельно могут играть в «Больницу», «Первую помощь», правильно повторяют за педагогом медицинские термины, знают их значение, что проявляется в реальных жизненных ситуациях (мелкие ссадины, ушибы), понимают опасность некоторых бытовых манипуляций, способных привести к травме, хорошо ориентируются в использовании элементарных медицинских инструментов и игровых моментах вне специализированных условий.

По итогам диагностирования была выявлена высокая результативность перечисленных в статье способов ознакомления детей с расстройствами аутистического спектра с миром медицинских профессий. Только один ребенок из десяти исследуемых детей практически не справился с предлагаемыми заданиями.

Эффективность интеграции форм, методов и внедрения инновационных технологий и специализация оборудования помещения в развитие и повышение уровня образовательного потенциала, доказана результатами проведения итоговой диагностики. Динамика развития у детей положительная. Это прослеживается как в ходе бытовых ситуаций, так и в ходе текущего образовательного процесса (по результатам промежуточного тестирования). Каждый из девяти детей, по результатам вводного тестирования, имел низкий уровень развития по профориентационной направленности (по трехбалльной шкале). По итогам контрольного тестирования пятеро детей получили средний 2,2 балла, четверо детей – 2,5 балла, один ребенок с сопутствующей умственной отсталостью – 1,2 балла).

Полученные результаты позволяют подтвердить уже известные данные о профориентационной работе с детьми-аутистами.

Например, психиатрические исследования показывают, что даже при условии получения медикаментозной терапии, необходимой для педагогической коррекции навыков коммуникации и обучения, ребенок нуждается в целенаправленной профориентационной коррекционно-педагогической работе, осуществляемой путем рационального создания организационно-педагогических условий в образовании. Проблемой формирования у детей с расстройствами аутистического спектра навыков общения занимались Л. Каннер, В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Т.И. Морозова. Исследования показали, что формирование навыков общения зависит от среды развития, образования, пребывания ребенка, степени нарушения, а также частоты и качества коммуникации, в том числе с использованием методов альтернативной коммуникации.

Изучению методов альтернативной коммуникации отдавали предпочтения Стивенфон Течнер, Х. Мартинсен, О.Н. Тверская, М.А. Щепелина. Альтернативная и дополнительная коммуникация представляет собой разнообразную систему методик и технических средств. Наиболее популярные – система жестов, система символов, глобальное чтение или система коммуникации при помощи карточек PECS [5, с. 79].

Итак, использование развивающего, разработанного автором комплекса в образовательном процессе предполагает пребывание ребенка с аутизмом в определенных образовательных условиях, начиная с 15-минутного знакомства с помещением, ежедневным увеличением количества времени на 10–15 мин (в зависимости от возраста ребенка), с целью постепенного привыкания, и заканчивая непрерывным пребыванием ребенка в помещении в течение учебного дня на тот срок, который потребуется для диагностируемого результата освоения программного материала по медицинской направленности.

Необходимо также отметить, что ребенку с расстройством аутистического спектра информацию следует подавать дозированно, постепенно, с повышением уровня сложности, интегрирования методов воздействия и пополнения информационным компонентом. Вышерассмотренные развивающие меры могут иметь высокий уровень использования при работе с детьми-аутистами, так как в современном мире принимаются необходимые меры для включения подрастающего поколения особенных детей.

Следующим по эффективности достижения образовательной цели идет слияние нескольких видов методологических технологий. Этот вариант доступен для организаций. Электронные программы нацелены на внедрение ребенка с аутизмом в виртуальный мир профессии медицинского работника. В них включены интерактивные игры (как односоставные, такие, например, как «Кому что нужно?», «Собери медицинскую аптечку», «Очередь», те игры, которые формируют представление о необходимом инструментарии в медицине). Как атрибутивные элементы, это заинтересует ребенка с расстройством аутистического спектра с манипулятивной точки зрения в первую очередь. Постепенно ребенок, занимаясь систематически в специальной образовательно-развивающей среде, понимает функциональную значимость медицинских приспособлений, которые, несомненно, должны быть подобраны в соответствии с возрастной категорией и интеллектуальными способностями и возможностями ребенка-аутиста. Дети, принимающие участие в исследовании, спустя полгода занятий, научились правильно подбирать соответствующие медицинские манипуляции в имитируемых педагогами ситуациях (у куклы разбита коленка, дети берут муляж зеленки-карандаша, пластырь и «обрабатывают» рану).

В заключение исследования автор отмечает, что проведенная работа по внедрению в образовательный процесс инновационной методики была результативна даже в случае с отяжеляющим течением болезни ребенка-аутиста. За один рассматриваемый год было отмечено, что для повышения уровня развития детям требуется нахождение в специально созданной коррекционно-развивающей среде весь период пребывания в дошкольном учреждении (в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии). Скорость восприятия наглядного материала также зависит от уровня интеллектуальной сохранности ребенка. Но вышеуказанная технология оснащения образовательной среды позволила детям-аутистам продемонстрировать пригодность к будущему получению профессии.

Дизайнерское оформление помещения узкой целевой направленности (в данном случае медицинской), в котором протекал исследуемый образовательный процесс, инновационные технологии (компьютеры различного функционала, гаджеты, соответствующие образовательным возможностям ребенка с аутизмом, интерактивные программы и игры, электронные коммуникаторы, световые столы с песком) – все это использовалось в качестве современных мер воздействия на поведенческий и образовательный факторы и показало результативность при осуществлении коррекции поведения и обучения детей с расстройствами аутистического спектра.