Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

LABOR EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Romanova M.L. 1 Mamedova L.V. 1
1 Technical Institute (branch) of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
Labor education of junior schoolchildren contributes to the development of their personality, forms value orientations to work and basic norms of social interaction. It helps children to become active and independent participants of social life, teaches them to solve problems and overcome difficulties, which is an important condition for successful development not only at school, but also in modern society as a whole. Age characteristics of younger schoolchildren require certain approaches to labor education. Children of this age are active, inquisitive and strive for independence. Therefore, it is important to create conditions in which they can realize their labor abilities, try themselves in different types of activities and gain positive experience. The purpose of the article is to study the attitude of junior schoolchildren to labor and its importance for them. Early labor education plays an important role in the formation of character traits, social skills and attitudes to work in children in the younger school age. This process helps them to learn the value of work, responsibility, ability to work in a team and achieve goals. Thus, a study was conducted to identify the attitudes of junior schoolchildren to labor, methods and techniques of work with children were selected.
labor education
labor
primary schoolchildren
children
child

Трудовое воспитание представляет собой один из важных факторов в становлении и развитии определенных навыков и ценностей у детей младшего школьного возраста. Труд формирует у детей такие качества, как ответственность, солидарность, забота о других, коммуникативность и преданность работе. Труд помогает улучшить навыки, учиться решать проблемы самостоятельно и преодолевать трудности.

Ю.В. Макарова говорит о том, что «младший школьный возраст – это наиболее благоприятная среда для воспитания трудолюбивой личности. В этом возрасте дети приобретают основные знания и умения в трудовой сфере. Трудовая деятельность свойственна младшим школьникам. Несмотря на это, она имеет много особенностей, учителям следует сотрудничать с родителями учеников и систематически обучать навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека» [1].

В ФГОС прописывается, что «цель трудового воспитания – развитие ценностного отношения к труду, сил и трудовых способностей учащихся для приобретения творческих навыков и профессионального самоопределения» [2].

Ряд авторов, такие как Л.Г. Филиппова, указывают, что «труд – это одно из основных средств развития личности ребенка, нравственности. Нет смысла говорить о всестороннем развитии личности, если отсутствует трудовая деятельность» [3, с. 41]. Ю.П. Азаров считает, что «труд выполняет воспитательную функцию только тогда, когда он является тем, что, приносит радость и удовлетворение душе, а не просто усилием на уровне тела. Бесполезный труд вызывает только отвращение и негодование, поэтому младших школьников стоит приучать к трудовой деятельности нужной и полезной» [4, с. 132]. Р.И. Купчинов считает, что «трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в разнообразной трудовой деятельности (учебной, трудовой, общественной и т.п.), глубокого уважения к труду человека, бережного отношения к материальным и духовным ценностям, созданным трудом людей, осознанного и добросовестного отношения к своей работе и обязанностям» [5, с. 6].

Ребенок с самого детства должен понять, что труд занимает важную роль в его жизни, способствуя его развитию. Исходя из этого, педагогу важно включить в учебный процесс различные виды труда, которые помогут детям ощутить его неотъемлемость в их повседневной жизни.

Цель исследования – изучить отношение младших школьников к труду и его значимости для них.

Предмет исследования: методы формирования трудового воспитания младших школьников

Материалы и методы исследования

База исследования: МОУ СОШ № 2, г. Нерюнгри. Участвовали учащиеся 3 «А» класса (15 детей).

Метод исследования: опрос «Уровень трудовой воспитанности», анкета «Трудовое осознание младших школьников», диагностика «Трудовая активность».

Необходимо также учитывать возрастные особенности детей. Дети в таком возрасте очень активны и любознательны. Поэтому нужно вовремя создать условия, где дети могут продемонстрировать свои трудовые способности, попробовать себя в разнообразных сферах деятельности и получить положительный опыт.

Результаты исследования и их обсуждение

Для выявления уровня трудового воспитания младших школьников, их готовности выполнять поручения взрослых был разработан диагностический инструментарий, включающий ряд вопросов, и среди детей младшего школьного возраста был проведен опрос «Уровень трудовой воспитанности».

Цель: зафиксировать уровень трудового воспитания у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1) сформировать положительное отношение детей к труду;

2) развивать уважительное отношение к взрослым и их профессиям;

3) воспитывать у детей такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, ответственность и т.д.

Был составлен опросник, состоящий из 10 высказываний. Суть опросника заключается в том, что ребенок должен поставить знак «+» если он(а) соглашается с высказыванием, и знак «-», если не соглашается с высказыванием.

Вопросы:

1. Я люблю убираться по дому.

2. Помогаю родителям выполнять работу по дому.

3. Всегда выполняю домашние обязанности.

4. Стараюсь помогать взрослым.

5. Я не нуждаюсь в помощи взрослых при выполнении домашней работы.

6. Если кто-то из моих одноклассников испытывает трудности, я всегда готов(а) оказать помощь.

7. Поскольку взрослые вкладывают много усилий в свою работу, я стараюсь помочь им в этом.

8. Все профессии имеют свою важность, и я считаю, что каждая из них имеет значение.

9. Я активно участвую в различных школьных мероприятиях.

10. Труд украшает человека.

Обработка результатов:

Большинство ответов в опроснике, отмеченных знаком «+», говорит о том, что данному ребенку присуща активная самостоятельность во всем. Он не опасается трудностей, уважает труд старших и любит оказывать помощь другим.

Большинство ответов в опроснике, отмеченных знаком «–», указывают на то, что у данного ребенка не всегда наблюдаются чувство ответственности. Он выполняет свои обязанности только при наличии взрослого рядом, не проявляет уважение к чужому труду и не оказывает помощь другим.

По результатам диагностики у 8 (53 %) детей отмечается активная самостоятельность во всем. Они не опасаются трудностей, уважают труд старших и любят оказывать помощь другим. Детям свойственно активное участие в различных трудовых процессах, а также готовность уделять им большое количество времени и энергии. А 7 (47 %) детей выполняют свои обязанности только при наличии взрослого рядом, они не проявляют уважение к чужому труду и не оказывают помощь другим. Эти дети не всегда имеют достаточную мотивацию или интерес для полного погружения в трудовые задачи.

Была составлена и проведена анкета для младших школьников «Трудовое осознание».

Цель: выявить уровень трудового осознания младших школьников

Вопросы:

1) Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

2) Какие профессии ты знаешь?

3) Как ты относишься к труду? Нужен ли он тебе?

4) Какие профессии считаешь наиболее важными для людей?

5) Какие профессии считаешь наиболее сложными?

6) Какой вид труда ты считаешь сложным: умственный или физический?

7) Чем ты любишь заниматься в школе и дома?

Обработка результатов:

Высокий уровень: дети хорошо осознают труд, знают разные профессии, имеют интерес и осознают важность труда.

Средний уровень: у детей есть представления о профессиях, но отсутствуют явные интересы и мотивация к труду.

Низкий уровень: дети полностью не осознают значимости трудовой деятельности.

Результаты исследования показали, что из 15 детей у 6 был выявлен средний уровень, у 9 детей был определен высокий уровень. Анализ полученных данных позволяет сделать несколько важных выводов. Во-первых, следует отметить, что подавляющее большинство детей (60 %) имеют весьма высокий уровень трудового сознания. Это говорит о том, что эти дети обладают ответственностью и умеют самоорганизовываться. Они хорошо осознают труд, знают разные профессии и имеют интерес к труду. Такой факт является очень позитивным и свидетельствует о том, что маленькие возрастные группы отлично понимают важность и ценность работы.

Однако необходимо отметить детей, у которых уровень трудового сознания оценивается как средний (40 %). У этих детей есть представления о профессиях, но отсутствуют явные интересы и мотивация к труду. Возможно, для этой группы детей необходимы дополнительные занятия или тщательная работа над развитием их понимания работы и значения труда. Только изучив возможные причины, по которым эти дети не достигли более высокого уровня, педагоги смогут предложить им конкретную помощь и поддержку.

Диагностика «Трудовая активность»

Цель: выявить уровень трудовой активности у детей младшего школьного возраста

Задачи:

1) формировать у учащихся понятие «труд»;

2) развивать представления о значимости труда взрослых и его роли в жизни человека;

3) воспитывать у детей положительные качества.

Содержание: детям предлагаются задания такие, как:

1) уборка в классе;

2) полив цветов в школе;

3) ремонт мебели в классе.

Если ребенок сразу соглашается выполнить поручение, то он получает 2 балла, если неохотно соглашается, то 1 балл, если отказывается, то 0 баллов. Во время выполнения работы ребенку задают вопросы:

1) Нравится ли тебе убираться в классе?

2) Поливаешь ли ты цветы у себя дома?

3) Нравится ли тебе чинить предметы в классе?

Если ребенок отвечает, что нравится, то ему добавляется 2 балла, если отвечает неохотно или отвечает, что не знает, то ему добавляется 1 балл, если ему не нравится, то 0 баллов.

Обработка результатов:

Высокий уровень (4 балла): дети проявляют устойчивый познавательный интерес, инициативно выполняют работу, а также могут распределить свои силы для выполнения заданий длительного характера.

Средний уровень (от 2 до 3 баллов): дети проявляют неустойчивый познавательный интерес. Такие дети выполняют задание, но не доводят ее до конца.

Низкий уровень (от 0 до 1 балла): дети равнодушны к трудовому действию и не проявляют настойчивости в выполнении заданий.

Результаты исследования показали, что из 15 детей, подвергнутых диагностике, 5 детей проявили высокую ценность труда в своей жизни. Это указывает на их потребность в активном участии в различных трудовых процессах, а также на готовность уделять им большое количество времени и энергии. У 8 детей был обнаружен средний уровень ценности труда. Это говорит о том, что они воспринимают труд как важную составляющую своей жизни, но, возможно, не всегда имеют достаточно мотивации или интереса для полного погружения в трудовые задачи. У 2 детей был выявлен низкий уровень ценности труда. Это может означать, что они не придают большого значения трудовым активностям или не видят их важности для своего развития.

Таким образом, на основе этих результатов рекомендуется сотрудничество и оказание поддержки детям с высоким уровнем ценности труда для проявления и развития их навыков и интересов. Детям со средним уровнем ценности труда могут быть предложены мотивационные задачи или участие в интересных проектах, чтобы помочь им полностью осознать значение труда. Те дети, которые имеют низкий уровень ценности труда, могут нуждаться в дополнительной мотивации и поддержке, чтобы начать видеть его ценность и возможности, которые он предоставляет для личного роста и развития.

Поэтому результаты исследования подтверждают важность обучения детей трудовым навыкам и формированию соответствующих ценностей. Постоянная работа в этом направлении позволит помочь каждому ребенку достичь высокого уровня трудового сознания и быть готовым к будущему труду и жизни.

Таким образом, из вышесказанного авторами статьи были подобраны наиболее эффективные методы и приемы формирования трудового воспитания у детей младшего школьного возраста, такие как классные часы «Труд украшает человека», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Будь всегда трудолюбивым», «Профессии моих родителей», «Учимся работать», «Работаем руками и головами», «Семена труда»; игры «Мир будущих профессий», «Маленький ученый», «Веселый мир труда», «Карьера»; изотерапия «От игры к труду», «Работающий и неработающий человек», «Маленькие труженики», «Как победить лень и стать активным», «Создаем и творим», «Я мамин помощник»; беседа «Активные граждане», «Кем я хочу стать», «Как помочь семье», «Помогать – это здорово», «Любим работать в огороде», «Собираем урожай».

Заключение

Важно отметить, что эффективное формирование трудовой культуры у младших школьников требует особых усилий со стороны педагогов. Они должны учитывать возрастные особенности детей, создавать интересные и доступные задания, поддерживать детей на каждом этапе их работы. Кроме того, не менее важной составляющей развития трудовой культуры является соединение теоретического и практического обучения. Помимо получения теоретических знаний о труде, дети должны иметь возможность применять их на практике, решая конкретные задачи и осуществляя проекты.

Трудовое воспитание младших школьников не только развивает необходимые навыки и ценности, но и помогает детям осознать свою значимость в обществе. Они приходят к пониманию, что их труд способен принести пользу другим людям и внести свой вклад в развитие общества. Кроме того, трудовое воспитание способствует формированию у детей понимания о ценности труда и его результатов. Когда дети видят, что их усилия уважают и поддерживают, они формируют чувство гордости и осознают, что их труд имеет смысл. В результате этого они мотивированы продолжать развиваться и достигать новых результатов.

Таким образом, трудовое воспитание не только способствует развитию физических и интеллектуальных навыков, но и формирует основные ценности и качества, которые необходимы для успешной адаптации и самореализации в современном обществе.