Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FORMATION OF IMPLICATIONS ABOUT PLANTS OF YAKUTIA IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN THROUGH INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Nikiforova V.A. 1 Yakovleva S.S. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
Annotation. This article is devoted to the study of the methods and information and communication technologies used to form ideas about the plants of Yakutia in older preschool children. Representation is a special image of objects in the real world, which is formed through perception and generalization based on sensory and rational experience. When forming ecological ideas in children through the study of the plant world, it is important for the teacher to clearly understand what plants, living organisms, their habitat, and ways of adapting to it are. In addition, when introducing children to the world of plants, it is necessary to take into account their age characteristics and offer materials and information with information and communication technologies that can attract their attention and make the learning process exciting. The article examines the importance of using information and communication technologies in the educational process, the impact of this practice on the formation of ideas about plants in children and the methods that can be used to achieve this goal. The study presents the results of an experiment of the ascertaining stage to identify the level of formation of ideas about the plants of Yakutia in older preschool children, on the basis of which a methodological recommendation using information and communication technologies is presented.
information and communication technologies
representation
representations of plants
older preschool children
plants of Yakutia

Очень важно, чтобы дети могли узнавать и ценить растения своего родного края, а также развивать свои эстетические и патриотические чувства. Формирование экологической культуры, понимание и уважение к природе уже с малых лет помогут создать основу для заботы об окружающей среде и проведения простых экологических мероприятий.

В обобщенных формулировках современные исследователи (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова) понимают под экологическим образованием детей дошкольного возраста непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Так как базис личной культуры закладывается в дошкольном возрасте, Н.А. Рыжова сформулировала цель экологического образования дошкольников как формирование начал экологической культуры. Немаловажно то, что взрослые, в частности воспитатель или родители, должны сами быть носителями экологической культуры, быть примером экологосообразного поведения.

Становление в гуманитарных науках понятия «экологическая культура» связано с понятием «устойчивое развитие», то есть с пониманием глобальных экологических проблем и необходимостью воспитывать будущие поколения в сотрудничестве с природой, помощи ей, а не в попытках подчинить ее человеку. По мнению В.А. Игнатовой, экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. В.Л. Ясвин, один из основоположников экологической педагогики и психологии, определяет экологическую культуру через поведение человека, его способность использовать имеющиеся экологические знания в своей деятельности.

Ключевыми элементами экологической культуры являются:

a) экологические знания (естественнонаучные, социогуманитарные, технические, экономические и др.);

6) экологическое мышление (способность устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать вероятностные результаты экологических проблем и др.);

в) экологически оправданное поведение в быту, в процессе производственной и досуговой деятельности;

г) культура чувств, эмоционально положительное отношение к природе, ее эстетическая оценка.

Следовательно, задача взрослого – не только самому являться образцом позитивной экологической культуры, но и способствовать приближению знаний и поведения детей к данной категории. Формирование представлений о растениях является неотъемлемой частью экологической культуры и требует внимания педагогов.

Методы формирования представлений о растениях Якутии включают использование различных информационно-коммуникационных технологий, которые могут сделать процесс изучения более интересным и доступным для детей данного возраста. В статье рассмотрим методы и эффективность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для достижения этой цели.

Использование информационно-коммуникационных технологий: использование интерактивных презентаций, мультимедийных материалов и виртуальных экскурсий – позволяет детям познакомиться с разнообразием растений якутской природы без физического посещения различных мест. Это может включать виртуальные прогулки по паркам и лесам Якутии, знакомство с редкими видами растений и представление охранных территорий [1, с. 114].

Также можно использовать специальные интерактивные обучающие программы, в которых дети могут участвовать в игровой форме, углубляя свои знания о растениях Якутии. Это может способствовать более глубокому усвоению материала и вызывать больший интерес к представлениям об окружающей природе.

Использование иллюстративного материала также является неотъемлемой частью большинства занятий в области познавательного, речевого и художественного развития [2, с. 105].

Виды иллюстративного материала, который используется для формирования представлений о растениях у детей:

1) картины (жанры: пейзаж, жанровая живопись, натюрморт);

2) дидактические картинки: дикие звери, домашние животные, птицы, растения;

3) кинофильмы, презентации, слайды, диафильмы, электронные энциклопедии;

4) иллюстрации в книгах;

5) пазлы.

Эффективность использования ИКТ: использование информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования представлений о растениях Якутии позволяет увеличить доступность и интересность материала для детей. В итоге это может повлиять на более успешное усвоение информации, формирование более глубоких и долговременных представлений и развитие экологической грамотности.

Цель исследования – рассмотреть возможности использования ИКТ средств для формирования представлений о растениях Якутии для детей старшего дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования

Этап констатирующего эксперимента на базе МБДОУ д/с 51 «Кэскил» им. Е.Г. Корниловой в городе Якутске, с участием 15 девочек старшего дошкольного возраста, был проведен в феврале – марте 2024 г. Для оценки уровня сформированности представлений детей о растениях были использованы три диагностические методики, включая оценку объема представлений, обобщенность представлений об уходе за растениями и их взаимодействии с экологическими системами.

Для выявления знаний детей о многообразии растений родного края была применена методика, разработанная на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. С использованием педагогических методов, таких как беседа и наблюдение, детям предлагались изображения различных видов растений, стадий их развития и дидактические игры для проверки знаний [3].

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты работы с детьми по первому критерию сформированности представлений свидетельствуют о тщательной и профессиональной подготовке педагогов, а также о высоком интересе детей к изучению мира растений. Ребята продемонстрировали хорошее понимание и усвоение информации о растениях Якутии, что является важным шагом в развитии их экологической грамотности.

Использование методики З.А. Сайфуллина «Добровольные помощники» для изучения обобщенных представлений детей об уходе за растениями позволяет эффективно выявить, насколько дети осознают не только необходимость ухода за растениями, но и основные трудовые процессы по уходу за ними. Педагогический подход, описанный в методике, акцентирует внимание на практической деятельности детей и их участии в уборке и уходе за растениями.

Проведение беседы с детьми перед выходом на прогулку, объявление о необходимости уборки в уголке природы и последующее наблюдение за детьми позволяет не только оценить уровень их знаний и понимания процесса ухода за растениями, но и увидеть их практические навыки и умения. Дети могут продемонстрировать свою самостоятельность, ответственность и заботу о растениях, что является важным аспектом их развития.

Такой индивидуализированный подход к изучению обобщенных представлений детей об уходе за растениями может способствовать лучшему освоению ими материала и формированию навыков ухода за природой, что важно для их экологического воспитания.

Использование методики «Альтернатива» для изучения сформированности представлений у детей о жизни растений в условиях экологических систем и их взаимодействии с ними представляет собой эффективный способ оценки знаний и мотивации детей в данной сфере. Цель данной методики – выявить представления детей о жизни растений, их разнообразии, их роли в экологических системах, а также определить тип мотивации взаимодействия с растениями [4, с. 32].

Задавая детям обобщающие вопросы, педагог может оценить уровень понимания детьми важности растений, их назначения и свойств, а также их взаимодействия с окружающим миром. При ответах на вопросы о различных типах растений, их цветах, светолюбивости и других особенностях дети могут продемонстрировать свои знания о растениях, их экологической роли и значимости для окружающей среды.

По результатам использования этой методики педагог имеет возможность выявить не только уровень знаний детей в данной области, но также их интерес и мотивацию к изучению мира растений. Это важные аспекты для дальнейшего формирования экологической грамотности и ответственного отношения детей к окружающей среде.

Дети с номерами 03, 10 и 15 успешно прошли все этапы методики З.А. Сайфуллина «Добровольные помощники» и показали высокие знания об уходе за растениями, основные трудовые процессы и направленность ухода на удовлетворение всех потребностей растений. Они активно участвуют в уборке уголка природы и знают, как правильно заботиться о растениях.

В отношении третьего показателя – сформированности представлений о жизни растений в экологических системах и взаимодействия с ними дети также показали хорошие результаты. Они правильно отвечают на вопросы о типах и свойствах растений, их роли в экосистемах и способах взаимодействия с растениями родного края.

Таким образом, дети с номерами 03, 10 и 15 демонстрируют высокий уровень сформированности представлений о растениях Якутии, их уходе и взаимодействии с ними в экологических системах. Они проявляют интерес к природе, готовность учиться и познавать новое, что является важным и позитивным результатом эксперимента.

Из представленного анализа видно, что уровень сформированности представлений детей о растениях в экологической системе Якутии имеет различные характеристики. Большинство детей (53 %) обладают средним уровнем знаний о разнообразии растений, однако испытывают затруднения в обобщении, выделении связей и ценности растений. У некоторых детей (27 %) наблюдается низкий уровень знаний и интереса к растениям, что свидетельствует о необходимости дополнительной работы в данной области.

С учетом данного анализа и оценки уровней знаний детей педагогические методы и подходы могут быть скорректированы для улучшения понимания и восприятия растений детьми. Необходимо обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его уровень знаний, интересы и мотивацию. Можно использовать игровые и интерактивные методики для привлечения внимания детей к растениям, организовать увлекательные экскурсии по родному краю для изучения местной флоры.

Важно также обсудить с детьми ценность и значимость растений для экосистемы, а также поговорить об их роли в жизни людей. Поощрять участие детей в уходе за растениями, активное участие в процессах по уходу за зелеными уголками и цветами. Совместные мероприятия и практические занятия по уходу за растениями могут помочь детям лучше понимать и ценить растительный мир своего родного края.

У 7 детей (что составляет 46 % от общего числа) наблюдается невысокий интерес к растениям родного края. Эта группа детей демонстрирует ограниченные знания в уходе за растениями, однако активно откликается на предложения взрослых о выполнении работ по уходу за растениями. Они не проявляют самостоятельной потребности в участии в практических занятиях, связанных с уходом за растениями, но при этом относятся к ним с доброжелательностью. Следовательно, эти дети получили по 2 балла, что отражает средний уровень развития представлений по уходу за растениями.

8 детей (что составляет 54 %) получили только 1 балл и продемонстрировали низкий уровень, поскольку у них отсутствует опыт ухода за растениями, их поведение равнодушное и безразличное. У этих детей скудные представления о том, как ухаживать за растениями, они еще не освоили процессы ухода за растениями.

Из проведенной методики и результатов можно сделать выводы о степени усвоения детьми представлений о растениях в экосистеме:

1. Высокий уровень усвоения (13 % детей). Дети с высоким уровнем усвоения демонстрируют глубокое понимание жизни растений в экологических системах. Они проявляют активный интерес к благополучию растений, заботятся о них и выражают заинтересованность в охране природы. Эти дети могут успешно взаимодействовать с растениями и понимать важность их роли в экосистеме.

2. Средний уровень усвоения (67 % детей). У большинства детей средний уровень усвоения концепций о растениях в экосистеме. Они имеют поверхностные представления о жизни растений, ориентируются скорее на практические аспекты и не всегда проявляют интерес к заботе о растениях. Важно сделать упор на расширение и углубление их знаний, стимулировать интерес к растениям и их сохранению.

3. Низкий уровень усвоения (20 % детей). У небольшой части детей отмечен низкий уровень понимания жизни растений в экосистеме. Они не проявляют заинтересованности в уходе за растениями, не понимают их важность и живой характер. Для этой группы детей необходимо проводить дополнительные занятия и работу над формированием адекватных представлений о растениях и их роли в природе.

На основании вышеизложенного целесообразно разработать индивидуализированный подход к работе с каждой группой детей, учитывая их уровень усвоения и интересы. Необходимо продолжать использовать методы обучения с применением ИКТ для более эффективного формирования представлений о растениях и их роли в экосистеме у всех детей. Важно также продолжать отслеживать прогресс каждого ребенка и корректировать методику, чтобы обеспечить оптимальное усвоение материала.

Исходя из вышеописанных результатов и анализа, целесообразно разработать методическую рекомендацию для формирования представлений о растениях у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

1. Интерактивные образовательные приложения: создание интерактивных приложений или игр, в которых дети могут изучать разнообразие растений, их свойства и важность для экосистемы. Такие приложения могут быть доступны как на компьютерах, так и на мобильных устройствах.

2. Виртуальные экскурсии: организация виртуальных экскурсий в местные ботанические сады, парки или природные заповедники с помощью VR-технологий. Это позволит детям познакомиться с различными видами растений и их местом в экологической системе.

3. Обучающие видеоролики: создание коротких обучающих видеороликов о растениях, их жизненном цикле, важности для живых организмов и человека. Видеоматериалы могут быть доступны для просмотра как в детском саду, так и дома.

4. Виртуальные лаборатории: проведение виртуальных экспериментов и практических занятий с растениями с помощью специализированных программ и приложений. Дети смогут изучать процессы фотосинтеза, роста и размножения растений в интерактивной форме.

Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет сделать изучение растений более увлекательным и доступным для детей, стимулируя их интерес к природе и экологии. Важно также проводить регулярные оценки и обратную связь для отслеживания прогресса и корректировки методики в соответствии с потребностями и интересами детей [5].

1. Использование мультимедийных презентаций с изображениями различных видов растений Якутии, их названий, особенностей и мест обитания.

2. Организация виртуальных экскурсий в ботанические сады или природные заказники с видеороликами о флоре родного края.

3. Проведение интерактивных занятий с использованием обучающих программ или сайтов, таких как «LearningApps», где дети могут исследовать и узнавать различные виды растений.

4. Создание совместных проектов с использованием интерактивных досок или планшетов, где дети смогут исследовать и представлять информацию о разнообразии растений Якутии.

5. Использование различных приложений или онлайн-игр для обучения и расширения знаний о растительном мире.

Эти методы могут значительно обогатить процесс обучения и способствовать более глубокому и интересному усвоению материала о растениях с использованием ИКТ.

Заключение

Нами была проведена экспериментальная работа констатирующего этапа на изучение уровня сформированности представлений о растениях Якутии у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрели возможность использования ИКТ при ознакомлении с растениями Якутии. На основе результатов разработали методические рекомендации для повышения уровня сформированности представлений о растениях Якутии. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе по формированию представлений о растениях у детей старшего дошкольного возраста имеет большой потенциал. Это позволяет сделать процесс обучения более интересным, доступным и продуктивным. Однако важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать разнообразные методики, чтобы удовлетворить разнообразные потребности и стили обучения.

Более тщательное изучение возможностей и эффективности применения ИКТ для формирования представлений о растениях у детей старшего дошкольного возраста позволит оптимизировать методики обучения и создавать более эффективные программы, способствующие более глубокому и интересному усвоению материала об окружающей природе.