Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FEATURES OF FAMILY RELATIONS OF TATARS (MESCHERYAKS) IN THE TRANS-URALS IN THE XIX CENTURY

Podkorytova S.V. 1 Ryazanov A.A. 1
1 Shadrinsk State Pedagogical University
The aim of the study is to analyze the main aspects of family relations among the service population (Meshcheryaks), as well as the Tatars who lived in the Trans-Urals in the 19th century. The article describes the historiography and the source base of the study. The ethnographic review and territorial isolation of the selected people as a result of close contact with the Russian population are presented. The features of building family relations, matchmaking rituals and wedding celebrations of the Ichkinsky Tatars in the Trans-Urals are also considered. What customs and traditions were used at the wedding ceremony in the conditions of historical isolation of the Ichkinsky Tatars and while preserving their socio-cultural identity and the influence of the Russian population of the Trans-Urals on the customs and traditions of the Tatars. Statistical data on the level of literacy among officials of the 3rd Bashkir canton are given, since during the first half of the XIX century, part of the Turkic population of the Trans-Urals was part of the Bashkir-Meshcheryak army. Statistical data on the main villages of the yurts of the 3rd Bashkir canton on the presence of families with two or more wives are presented. As well as the peculiarities of family formation and succession. The study was carried out with the financial support of research works in priority areas of activity of partner universities Shadrinsk State Pedagogical University and Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla in 2024 on the topic “Turkic population of Shadrinsk district based on the materials of the State Archives of Shadrinsk” (No. 04.24.16-1D dated 02.05.2024 dated May 2, 2024).
wedding
family relations
customs
traditions

Введение

2024 год в Российской Федерации был объявлен Годом семьи. Сохранение семейных традиций позволяет народам сохранить свою национальную идентичность. Изменения в современном мире не проходят мимо семейного устройства. Ценность брака и национальные традиции уходят в прошлое. Семейные отношения – это особый вид взаимоотношений между людьми. Особенности определяются самыми различными факторами, в которые входят религия, местные традиции, климатические условия и многие другие.

Одним из направлений государственной политики по сохранению народных традиций и изучению местной истории было реализовано с введением школьного предмета «Краеведение». Поэтому в данной статье рассмотрим особенности семейных отношений ичкинских татар (мещеряков) на территории Зауралья.

Исследованием различных сторон жизни населения башкирских кантонов занимался начиная с 1960-х гг. А.З. Асфандияров. Им частично рассмотрены взаимоотношения внутри башкирской семьи, в том числе для территории Зауралья [1].

Об истории формирования этнической группы ичкинских татар (мещеряков) вышел ряд работ Г.Х. Самигулова, он рассматривает более ранний период истории становления деревень Ичкиной и Сибиркиной в XVII–XVIII вв. Ф.А. Байрамова, Г.И. Галиева уделяют особое внимание демографическим процессам, происходящим в татарском сообществе в исторической ретроспективе [2, 3]. Коллективная работа «История Курганской области» содержит информацию о юго-восточных районах Курганской области, о жившем там служилом населении, в основном башкирах. Авторами описаны в том числе и основные обряды, сопровождавшие жизнь человека [4].

Цель исследования – проанализировать основные аспекты семейных отношений в среде служилого населения (мещеряков), а также татар, проживавших в Зауралье в XIX в.

Материалы и методы исследования

Базу исследования составляют неопубликованные архивные данные Государственного архива г. Шадринска, Башкирского национального архива. В них хранятся Ревизские сказки, в которых содержится не только экономическая информация, но и демографическая. В том числе из этих источников авторы получили информацию о составе семьи (количестве жен и детей, их возрасте).

Большую ценность для изучения представляют такие издания, как «Адрес-календари», «Памятные книжки», «Списки народных мест». Очень важными являются сведения о числе браков и естественном приросте населения.

Результаты исследования и их обсуждение

Ичкинские татары – это особый этнос, проживающий на территории Зауралья. Заселение поволжскими татарами территории современных Курганской и Челябинской областей началось после падения Казанского ханства. Первое селение ичкинских татар – село Ичкино, отсюда и пошло их название. Ичкинские татары после разрушения их государства стали жить в составе Российской империи, здесь тоже оставались лидерами, записывались в казаки и несли военную службу, это, может быть, частично спасло их от насильственного крещения. Несение военной службы и сохранение собственных земель стали причиной того, что в разные времена ичкинским татарам приходилось быть в сословии и мещеряков, и башкир, но они всегда оставались татарами.

Ичкинские татары веками занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и охотой, строили города и деревни, писали книги, создавали свою культуру и, бережно храня ее, жили. Такой подход к их жизни определяет их особую специфику и идентификацию, то есть сохранение своего внутреннего кредо народа. «Исследователи второй половины XIX в. отмечали, что татарское население по рекам Таре и Иртышу подвергалось обрусению и смешению через браки с русскими, – пишут об этом историки. – Несмотря на вышеприведенные примеры, на территории Среднего Прииртышья не происходило широкой ассимиляции татар, в отличие, к примеру, от бассейна р. Исеть, где в течение XVII в. татарское население сменилось русским» [5]. С переселением татар из Поволжья в Зауралье связывают образование татарских сел на территории Зауралья. В Шадринском уезде Пермской губернии в начале XIX в. был образован 3-й Башкирский кантон, часть населения данного кантона относила себя к мещерякам [4, с. 219].

Мещеряки – это служивые люди, это сословие несло внутреннюю службу государю и было избавлено от платы ясака. Под этнонимом «мещеряки» понимаются татарская и мишарская народности, которые ассимилировались и были сходны по образу ведения хозяйства и по образу жизни. А также стоит отметить, что в документах не встречается название «татары», чаще всего можно встретить понятие «мещеряки» [4, с. 221].

Одним из важных факторов семейной жизни является отношение к религии. Даже в современном мире этот религиозный барьер очень чувствителен, так как каждая религия смотрит на брак под своим углом и имеет свои исконные особенности, но при навязывании одной религии забываются самобытные традиции народа. В 1742 г. 19 ноября в Петербурге Сенат издает указ о том, что в Казанской губернии, на Волге-Урале, в Сибири нужно запретить строительство новых мечетей, а существующие уничтожить. На основании этого указа были разрушены и сожжены тысячи мечетей татар между Волгой и Уралом, в Сибирском, Астраханском и Оренбургских краях. Как видно из данных архивных документов, в Казанской губернии из 536 мечетей 418 уничтожено, в Сибири из 133 мечетей сожжено 98, в Астраханской губернии из 40 мечетей 25 уничтожено, 270 тысяч татар насильственно крещено [6]. Несмотря на такие невыносимые условия жизни, ичкинские татары сумели выжить, сумели остаться мусульманами. В XIX в. в крупных селениях мещерякских юрт действовали мечети. В 1853 г. при заключении брака в деревнях Сибиркиной и Ичкиной с брачующихся взимали по 8 копеек для записи в метрической книге [6].

Важной оставалась роль мечети в жизни татар. Именно религиозные учреждения выступали в роли культурных и образовательных центров. Ислам принес в Западную Сибирь свою культуру и грамоту. В Ревизских сказках также отмечены принадлежности к различным чинам, в том числе указывались муллы. Действовали мечети, были свои муллы и медресе. На каждые 100 дворов приходилась одна мечеть. При мечетях возникали медресе – мусульманские школы [4, c. 248]. Религиозное обучение является важным аспектом формирования семейных ценностей. У выявленных нижних и высших чинов, а также администрации кантона и юрт из 111 учтенных 64 % владели татарской грамотой, 2 % русской, 12 % владели и татарской и русской, 22 % были неграмотными [7].

Этнокультурные традиции семейных отношений определяют не только вступление в брак, но, по сути, всю дальнейшую жизнь семьи, как ячейки общества. Под семейными традициями обычно понимают нормы, обычаи и взгляды, манеры поведения, передающиеся из поколения в поколение. Более успешно передача религиозных, этнокультурных традиций, ценностей происходит в трехпоколенных семьях, где главную роль в этом играют бабушки и дедушки. Для верующих татар важными являются такие религиозные ценности, которые связаны с обрядовой стороной ислама – свадебный обряд (никах), похоронные обряды, имянаречение, принятие гостей, чтение молитвы.

Таким образом, татарская семья в российском обществе трансформируется, однако эти изменения не носят принципиального характера. Она сочетает в себе признаки современной и традиционной семьи, в которой узаконенный добровольный, ненасильственный, основанный на взаимном согласии и любви осознанный и свободный брак между мужчиной и женщиной, любовь и согласие между собой, уважение к родителям, воспитание благородного потомства, которое соблюдает традиции своего этноса и уважительно относится в культуре другого этноса [3].

Стоит отметить, что народы были несколько далеки от своей исторической родины, но уровень собственной идентичности, культуры и традиций оставался на высоком культурном уровне. Вот какой обряд сватовства был у татар. Мать жениха со своей близкой родственницей идет в дом невесты. Там они договариваются о дне помолвки (никах туе). В знак согласия со стороны невесты дарили вышитое полотенце [4, с. 268–269]. Особенность данного обряда очень велика, он считался не менее важным, чем сама свадьба. Поэтому к нему относились со всей серьезностью и тщательностью.

Сватовство и свадьба проводились тоже очень тщательно и скрупулезно. Отец и мать жениха вместе с родственниками готовили большой сундук, который набивали подарками: клали одного или двух гусей (вареных), большие аппетитные куски вареного мяса, несколько сортов сливочного масла, варенье нескольких сортов, сахар, конфеты. Главным «украшением» сундука было национальное блюдо – бэлиш. Это большие круглые пироги с начинкой или из мяса с рисом, или с изюмом и рисом, или с изюмом и курагой и рисом. Все яства покрывали большой скатертью и расшитым полотенцем. Сундук закрывали на ключ. К замку пришивалась алая лента, а на ленту пришивали деньги. Данная лента называлась «сандык бау». Самый торжественный момент – открытие сундука. Сундук открывала самая уважаемая родственница. Встречали гостей шумно и весело. После угощения гости собирались домой. Родители невесты готовили обратно в дорогу сундук с подарками [4, с. 270]. Общность многих свадебных обрядов в подарках и приношениях стороне жениха и стороне невесты. Надо показать, что невесту отдают в хорошую семью, но и сторона невесты показывает, что невеста тоже из хорошей и обеспеченной семьи. Такой подход и понятен, каждый должен получить свою выгоду и не прогадать с выбором. Не только будущие жена и муж, но и будущие родственники.

Немаловажный аспект – как невесту встречали в доме жениха. После свадьбы в доме невесты молодая жена переезжала в дом мужа. Встречать молодых выходили многие односельчане и соседи. Молодых встречали родители жениха и родственники. Под ноги невесты расстилали ковер, клали подушки и приговаривали доброе пожелание, и, прежде чем пустить в дом, угощали медом, маслом, хлебом-солью, чак-чаком. При этом говорилось: «Будь мягкой, как масло, и сладкой, как мед» [4, с. 270]. Прием в новую семью всегда должен быть добрым, чтобы в семье были лад и порядок. Такой обряд показывает, что татары уделяли очень большое внимание мелочам, особенно в том, что касается встречи и угощения. Именно из таких аспектов складываются взаимоотношения в семье, и поэтому их выстраивание с таких обрядов становилось крепким фундаментом становления татарской семьи.

В среде татар было распространено многоженств. В кантонном центре, деревне Курмановой, в 1816 г. в 9 % домохозяйств было по 2 жены, 1 % – по три жены. В деревне Нижняя девятой юрты в 1816 г. в 25 % домохозяйств было по 2 жены [8]. В 1859 г. в 24 % домохозяйств были семьи с двумя женами, в двух домохозяйствах были семьи с тремя женами [3]. В деревне Тюляковой в 1859 г. было одно домохозяйство с двумя женами и два домохозяйства с тремя женами [9]. В 1816 г. в деревне Кызылбаевской в 5 % домохозяйств было по две жены [10, л. 154]. В 1859 г. количество семей увеличилось до 21 %. В 1816 г. в Кичигиной в 25 % семей было две жены, а в семье Мухатсана Курманова (65 лет) было четыре жены: Зюльвиха (60 лет), Абалбану (49 лет), Мафемруд (45 лет), Зюльхазир (25 лет) [10, л. 156]. В 1859 г. из 87 % семей было по две жены. В 1859 г. в деревне Терсюкской в 13 % семей было две жены [11, л. 79, 80, 91]. В этом же году в деревне Ичкиной в 18 % семей было две жены [12, л. 306]. В 1816 г. в 8 % домохозяйств было по две жены, в одном домохозяйстве три жены. В 1859 г. в деревне Ибрагимовой было 38 % семей, где было две жены. Из числа чиновников 3-го Башкирского кантона из 111 чел.: 51 % – имел одну жену, 37 % – две жены, 10 % – три жены, 1% – четыре жены, 1 % – был холостым. В выборе будущей жены играло роль ее происхождение, как правило женились на девушках из своей социальной группы, то есть мужчины, поступавшие на службу начиная с младших офицерских чинов, женились прежде всего на зауряд-есаульских, зауряд-сотских, старшинских дочерях и только вторыми или третьими женами брали женщин с простым происхождением. Национальность практически не имела значения, особенно при проживании в смешанных юртах, главное было вероисповедание, так встречаются записи о том, что мещеряки были женаты на башкирских и тептярских дочерях.

Таким образом, количество семей с двумя женами к середине XIX в. увеличивается, в некоторых селениях значительно. Правительство, беспокоясь о том, что многоженство отрицательно влияет на состояние хозяйства мещеряков, делает предписание старшинам юрт, выяснять по какой причине берется вторая и последующие жены и может ли будущий муж выплатить за них калым и содержать их без ущерба своему хозяйству [13].

На особом положении могли оказаться жены ушедших на службу и вдовы, они оставались в семье мужа. Также при гибели главы семейства на попечении старшего брата оставались и сводные братья и сестры.

Из призывного списка 1896 г. Кызылбаевской волости Ичкинского общества на учете состояло 13 призывников, из них 11 холостых. В 1898 г. числилось 29 чел., из них 15 были холостыми [14]. В Терсюкском обществе в 1896 г. числилось четыре призывника, из них три холостых [15].

Особое внимание со стороны руководства кантона уделялось детям. В 1845 г. командующий войском генерал-майор Г.В. Жуковский циркулярно предписывал начальникам кантонов внушить подведомственным поселениям не оставлять малолетних детей своих одних в избах, когда топятся печи, а тем более если есть чувалы, и что родители, не пекшиеся о сохранности детей от ожогов, будут наказаны. Генерал-майору поступали донесения о происшествиях и несчастных случаях с детьми. В случаях несоблюдения этих правил было предписано перестраивать печи с чувалами на голландские. Было предписано сообщать о таких случаях земской полиции [11, л. 14].

Особое внимание уделялось детям-сиротам, как и в русских селениях, вопросы опеки решались на общих сходах. Дети оставались под опекой старших родственников, которые заботились об их имуществе. Если мальчикам-сиротам доставалось жилье или доля в жилье, то девочкам, как правило, вещи или деньги [16, л. 37]. В 1847 г. старшина юрты 11 дает описание имущества сирот, находившихся на попечении в деревне Кызылбаевской. В одной семье сиротами остались брат и сестра. Имущество мальчика 69 руб. 99 коп., дом и корова. У девочки были только деньги. В деревне Терсюкская дети из одной семьи братья имели в наследстве части дома и амбар, у сестры только деньги [14, л. 7].

Заключение

Этнические особенности показывают специфику семейных отношений ичкинских татар на территории Зауралья. Очень важно определять особенности традиций, особенно при очень большом влиянии культурного окружения татар и прямого влияния русского этноса на татарский на конкретно взятой территории в историческом аспекте.

В заключении брака решающую роль играли старшие в роду, а также материальное благосостояние желавших породниться семей. Среди верхушки мещерякского общества, а также чинов различного уровня приветствовалось заключение брака внутри социальной ячейки. Должности в юртовом сообществе чаще всего занимали члены одной или нескольких семей. Историографический обзор показал недостаточность изученности семейных взаимоотношений, в том числе в плане распространения многоженства в мещерякской среде и попыток вмешательства в данную сферу государства.

Забота о вдовах, солдатских женах и сиротах практически не отличалась от аналогичного их положения в русском обществе. Сельское сообществ контролировало сохранность имущества сирот, попечение над вдовами и солдатскими женами ложилось на семью мужа.