Введение
Кыргызский концепт «кусалык» отражает глубокие эмоциональные переживания, связанные с потерей, разлукой и ностальгией [1, c. 67]. Концепт «кусалык» в кыргызском языковом сознании представлен через следующие аспекты:
− Основа (общее значение): глубокое эмоциональное состояние, характеризующееся утратой, ностальгией, грустью.
− Условия функционирования: состояние длительного эмоционального расстройства.
− Причина: потеря близкого человека, разлука с домом, культурные и социальные потрясения.
− Цель: реализация чувства принадлежности к родному дому, поиск душевного покоя, примирение с утратой.
Цель исследования заключается в анализе концепта «кусалык» – «тоска» в кыргызском и русском языковом сознании, с акцентом на выявление его смысловых и культурных особенностей. Исследование направлено на сравнение и сопоставление эмоциональных признаков тоски в двух культурах, а также на изучение влияния этих признаков на национальную идентичность и менталитет двух культур.
Материалы и методы исследования
В произведении Ч. Айтматова «И дольше века длится день» концепт «тоска» – «кусалык» раскрывается через образы и эмоции героев.
Концепт «тоска» («кусалык» в кыргызской культуре) в произведениях кыргызской литературы имеет уникальные особенности, отражающие национальный характер и менталитет кыргызского народа [2, c. 85].
Основные аспекты концепта «кусалык (тоска)» в кыргызской культуре.
Концепт «кусалык (тоска)» можно показать через несколько основных аспектов, исходя из его признаков и употребления в кыргызском языке и литературе:
1. Основа (общее значение) тоски «кусалык» – глубокое эмоциональное состояние, характеризующееся чувством утраты, ностальгии, скорби по утраченному или далекому.
2. Условие действия тоски «кусалык» – проявляется как состояние длительного эмоционального расстройства и изображается в произведении как затяжное, лишающее человека покоя.
3. «Тоска» – «кусалык» может быть вызвана потерей близкого человека, разлукой с родными местами, культурными или социальными потрясениями и т.д. Например, кусалык к месту рождения после долгой разлуки.
4. Цель концепта «тоска» – «кусалык» – осознать чувство принадлежности к месту рождения, обрести внутренний покой и примириться с утратой. Это состояние приводит к глубоким размышлениям о жизни, смысле и смерти.
Интенсивные знаки концепта «кусалык (тоска)» в кыргызском сознании, придающие ей силу и влияние на эмоциональное состояние человека, можно разделить на следующие этапы (рис. 1).
Глубинные знаки концепта «кусалык (тоска)» описывают его основу и наиболее устойчивые характеристики, которые очень глубоко укоренены в кыргызской культуре. И ей свойственны следующие эпитеты (рис. 2).
Чтобы глубже понять концепт «кусалык» – «тоска» мы рассмотрели его на примерах из романа кыргызского писателя Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» [3, c. 22]. В нем концепт «кусалык (тоска)» выражен через переживания главных героев и их эмоциональные состояния:
1. Куса (тоска) – потерянная родина: главный герой, Едигей, испытывает глубокую тоску по своим корням, по прошлому, которое теряется. Это чувство не просто ностальгия, а глубокая душевная боль: «В пустынной степи, окруженный бескрайними просторами, Едигей испытывал глубокую тоску (кусаланды) по утраченной земле своих предков, по тому, что когда-то было его домом».
2. Тоска по ушедшей эпохе: Едигей тоскует по ушедшему времени, когда его жизнь имела смысл и была наполнена связями с людьми, которых он любил и уважал: «Каждый день, во время самоанализа, он вспоминал прошлое и чувствовал тоску (кусаланып) по ушедшим дням и друзьям, которых он потерял».
Концепт «тоска (кусалык)» – элемент национальной идентичности: тоска в творчестве Ч. Айтматова также отражает этническую и культурную специфику: «Эта тоска (куса) была неотъемлемой частью его сущности, его национальной идентичности, связывающей его с предками и землей».
Рис. 1. Этапы «кусалык»
Рис. 2. Эпитеты «кусалык»
Культурные последствия. Концепт «тоска» – «кусалык» глубоко укоренился в кыргызской культуре и отражает некоторые национальные особенности:
1. Тревога и неуверенность: куса (тоска) сопровождается изматывающей болью, вызванной разлукой и потерей.
2. Эмоциональная интенсивность: эта эмоция сильнее, чем простая грусть, переходящая в глубокую ностальгию и печаль.
3. Куса (тоска) является характерной чертой кыргызского народа и демонстрирует склонность к глубоким чувствам и размышлениям о прошлом и родине.
Концепт «кусалык (тоска)» в кыргызской культуре – это многослойное и глубокое явление, схожее с понятием «тоска» в русской культуре. Он отражает эмоциональные и культурные особенности кыргызского народа и связан с разлукой, утратой и ностальгией. В рассказе Ч. Айтматова «И дольше века длится день» «куса (тоска)» играет важную роль, показывая связь внутреннего мира героев с их родиной и культурой [3, c. 45]. Культурные коннотации концепта «кусалык (тоска)» составляют важную часть культурного кода кыргызской лингвокультуры, подчеркивая его уникальность и значимость [4, c. 90].
Если рассмотрим концепт «тоска» в русском языковом сознании, то он имеет поистине богатое смысловое и культурное содержание. Мы расширили рассмотрение этого концепта на основе его символики и употребления в языке. Типичные атрибуты. Типовые признаки раскрывают символику концепта и представляют его основные свойства. Они наиболее часто используются и закреплены в языке.
Типичные признаки «тоски» в русском языковом сознании
Эти знаки подчеркивают ассоциацию тоски с сильным эмоциональным потрясением и чувством потери или отсутствия чего-то важного (рис. 3).
Рис. 3. Признаки тоски в русском языковом сознании
Глубинные знаки концепта «тоска» русском языковом сознании
Эти уничижительные слова иллюстрируют сложность и многослойность переживания тоски, ее непреходящий характер и интенсивность (рис. 4).
Рис. 4. Глубинные знаки концепта «тоска»
Эти выражения подчеркивают сложность и неоднозначность тоски, ее внутреннюю противоречивость и невозможность простого объяснения.
Примеры из текстов Национального корпуса русского языка помогают проиллюстрировать использование концепта в реальной речи:
1. «Недвижимость – это смерть души; тоска – это агония смерти, томление разложения, невыносимые страдания умирающей души « [5, c. 16].
2. «Глубокая тоска, блуждающая в бездне нашего существа, сотрясает все, как оглушительный туман» [6, c. 597].
3. «Тоска по душевному покою. Тоска по чему-то определенному и реальному, выраженному простым языком».
4. «И эта русская тоска в сочетании с русским “авосем” губит нас и делает все безнадежным» [7, c. 101].
Системные отношения концепта «тоска»
Концепт «тоска» можно показать системно, через его основные признаки и примеры употребления:
1. Фон (общее значение): глубокая неудовлетворенность, пустота, чувство потери.
2. Состояние действия: длительное эмоциональное состояние, обусловленное чувством утраты, отсутствием смысла, невозможностью достичь желаемого.
3. Причины: социальные, культурные и личные факторы, такие как потеря близких, экзистенциальный кризис, культурные установки.
4. Цель: поиск душевного покоя, смысла жизни, гармонии, стремление преодолеть внутренние конфликты.
Таким образом, мы приходим к выводу что русский концепт «тоска» – это многогранное и многослойное явление, отражающее глубинные эмоциональные и культурные особенности русского народа. Чтобы лучше понять этот концепт, рассмотрим подробнее его основные аспекты и культурные последствия.
Тоска понимается современными людьми как щемящая сердце тревога от неизвестности, ощущение пустоты от временной жизни и вечной смерти. Это чувство, которое сильнее скуки, связано с такими сильными эмоциями, как печаль и плач, и является специфическим для кыргызской и русской культуры [8, c. 345]. Культурные коннотации, лежащие в основе концепта «тоска», составляют важную часть культурного кода в языковом сознании культуры и отражают глубину эмоционального и экзистенциального опыта каждого народа [9, c. 23].
Результаты исследования и их обсуждение
Очевидна многослойность и многозначность концепта «тоска (кусалык)» в двух культурах. Отличие от русского в кыргызском сознании языка отражается в глубоком привязанности к родной земле и культуре. В нашем исследовании концепта «тоска (кусалык)» в двух культурах, русской и кыргызской, выявлены различия в восприятии и многозначность этого концепта.
В кыргызской культуре концепт «кусалык (тоска)» тесно связан с привязанностью людей к своей родине, традициям и обычаям. Он отражает уникальную самобытность и культурное наследие, играющие важную роль в формировании самосознания кыргызов [10, c. 104–105].
А в русской культуре концепт «тоска» также ассоциируется с любовью к собственной самобытной природе и происхождению, но она может быть направлена и на другие аспекты, такие как мистические переживания и философские размышления [11, c. 75].
В обеих культурах тоска часто отражает социальные и исторические реалии, такие как война, миграция и изменения в общественной жизни. Однако особенности выражения и восприятия этого чувства могут варьироваться в зависимости от исторических и культурных условий
Выводы
Исследование концепта «кусалык (тоска)» в русском и кыргызском сознании языка позволило выявить несколько ключевых аспектов, отражающих эмоциональные особенности этого концепта.
1. Национальная специфика культуры. Многослойность и многозначность русской тоски делают ее уникальной, она охватывает широкий спектр эмоций, от печали до экзистенциальной тревоги.
2. В кыргызском сознании языка концепт «кусалык (тоска)» отражает глубокую привязанность к родной земле, концепт «кусалык (тоска)» ассоциируется с утратой, разлукой и ностальгией.
3. Эмоциональная интенсивность и глубина обеих культур обусловливает, что концепт «кусалык (тоска)» отражает влияние менталитета и поведение людей.
В кыргызской культуре концепт «кусалык (тоска)» отражает важные аспекты кыргызского менталитета и культурных ценностей, связанные с глубокими эмоциональными переживаниями привязанностью к родной кыргызской земле и близким родственникам. Интенсивные и глубинные знаки концепта помогают передать всю силу и эмоции этого многослойного концепта, делая его важной частью культурного и эмоционального наследия этих двух народов. Эти концепты играют важную роль в формировании и сохранении национальной идентичности, сохраняя и передавая особенности культурного и эмоционального наследия народа из поколения в поколение.