Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF A TEACHER AS AN INTEGRAL

Borytko N.M. 1
1 Volgograd State University
The purpose of the research is the theoretical and methodological substantiation and design of professional self-development of teachers as an integral process, considering the peculiarities of the modern digital environment of education. The study of professional self-development of teachers is based on a holistic approach as a system of regulations. The research uses methods of theoretical analysis, synthesis, generalization, and design of professional self-development as an integral pedagogical process, modeling. As a result, the logic of the study of the process of professional self-development of teachers is characterized, the requirements for the design of the phenomenon under study from the point of view of external pedagogical influence are substantiated. The subjective position of the teacher ensures the continuity and holistic nature of the process of one’s own professional self-development in the context of digitalization of society in general and the education system in particular. The integrity of the digital environment of professional self-development of teachers is ensured by such systemic features as contextuality, optimality and integrativity. The result of the research is the identification of essential characteristics, approaches to determining the stages of the subjective process of professional self-development, principles and patterns of this process, as well as conditions for providing pedagogical assistance to self-developing subjects. The developed criteria make it possible to comprehensively assess the effectiveness of the continuous process of professional self-development of teachers in the digital environment of education. The results of the study are practice-oriented and can be used by teachers in professional self-development.
professional self-development of a teacher
a holistic approach
a process model

Введение

Вызовы современности, связанные с цифровизацией общества и всех отраслей экономики, определяют переориентацию образования, ключевой фигурой которого был и остается педагог. Основное направление изменения образовательной сферы связано с развитием цифровых компетенций, обеспечивающих успешность осуществления учебной деятельности, ее эффективность и результативность [1]. В связи с этим современным педагогам уже недостаточно только лишь повышать собственную квалификацию традиционными способами, они должны саморазвиваться в условиях цифровизации образовательного процесса с целью мобильного решения проблем, обеспечения внедрения инноваций, генерации новых идей и их реализации в профессионально-педагогической деятельности [2].

Современные исследования ученых в области педагогики позволили установить, что имеется прямая взаимосвязь между уровнями сформированности цифровых компетенций и профессиональной субъектностью педагогов как результатом процесса их саморазвития, выступающим важнейшим фактором физического и психологического благополучия [3]. Единым пространством профессионального саморазвития и новой объективной реальностью является сформированная цифровая среда образования, которая обеспечивает непрерывный рост педагогических кадров, их развитие и самосовершенствование [4]. Вместе с этим цифровая трансформация образования сопровождается рисками, связанными с внедрением информационно-коммуникационных технологий и использованием цифровых образовательных ресурсов [5]. Это потенциально влечет за собой возможную дегуманизацию образования, его инструментализацию.

Анализ современных тенденций в сфере науки и образования позволяет сформулировать следующую проблему исследования: каковы сущностные характеристики и особенности профессионального саморазвития педагогов как целостного процесса в современных условиях цифровизации образования?

Цель исследования заключалась в методологическом и теоретическом обосновании профессионального саморазвития педагогов, определении особенностей проектирования этого процесса в цифровой среде образования.

Материалы и методы исследования

В качестве методологической основы выступает целостный подход, с позиций которого определяется логическая последовательность в исследовании саморазвития в соответствии со структурой этого процесса. Требования к проектированию такого процесса устанавливаются именно в аспекте системного и целостного рассмотрения профессионального саморазвития с точки зрения внешнего средового педагогического влияния. Это позволяет определить целостный характер профессионального саморазвития педагогов как «динамической структуры процесса», что отражается более всего в последовательной смене основных этапов и характерных стадий процесса [6].

Результаты исследования и их обсуждение

Знания, которые обеспечивают решение приоритетных задач педагогов, относятся к педагогическим феноменам. В этом значении профессиональное саморазвитие выступает педагогической категорией. В общем смысле процесс означает естественное, последовательное и качественно необратимое изменение какого-либо происходящего явления, связанное с переходом в иное состояние. Процесс развивается с течением времени как естественное изменение состояния, порядок которого определяется сложившейся структурой и переходами в ней. В гуманитарном аспекте профессиональное саморазвитие – это нелинейный и неоднородный процесс самостановления педагога в его взаимодействии с цифровой средой образования, качественное преобразование себя как профессионала.

Основополагающими принципами научно-педагогического исследования процесса профессионального саморазвития педагога выступают:

– принцип направленности – исследование осуществляется в соответствии с поставленными задачами самосовершенствования;

– принцип объективного исследования – проектируемая процессуальная модель должна отражать саморазвитие во всем его многообразии и многоаспектности;

– принцип практической реализации – полученные результаты должны быть адресованы саморазвивающимся педагогам как субъектам;

– принцип системного исследования – исследовательские системные результаты включаются в научную теорию познания;

– принцип целостности – структурные элементы профессионального саморазвития исследуются в тесной взаимосвязи и их взаимовлиянии;

– принцип динамичности – выявляется естественная логика исследования, определяются его характерные и вариативные особенности, а также многоаспектность.

Процесс протекает объективно, а в процессе профессионального саморазвития педагог выступает субъектом деятельности. Профессиональное саморазвитие как непрерывный процесс строится на субъектно-смысловой основе и обеспечивает поступательное движение в целях достижения новых уровней в профессионально-педагогической деятельности.

Субъектная позиция педагога обеспечивает непрерывность и целостный характер процесса профессионального саморазвития педагога в условиях цифровизации системы образования. Субъектную позицию педагога можно представить как систему его ценностно-смысловых отношений к окружению в цифровой среде образования, самому себе и осуществлению профессиональной деятельности. Такая позиция обеспечивает целостность процесса собственного развития как профессионала и личности. В связи с этим для субъектного пространства как результата собственной работы педагога над собой характерны такие признаки, как сформированный целостный образ, идентичность в цифровой среде образования и способность быть самим собой.

Формирование профессиональной субъектности педагога как цель его непрерывного саморазвития основано на следующих принципах, отражающих уровни профессионального бытия:

– рефлексивность – определение профессиональных и личностных смыслов, мотивов процесса саморазвития, осмысление собственного опыта, полученного в профессиональном саморазвитии;

– интерактивность – соотнесение сформированных смыслов и определение ценностных ориентиров;

– проективность – формирование самосознания, утверждение собственной позиции в профессионально-педагогической деятельности.

С точки зрения В.С. Ильина, в классическом определении в аспекте научно-педагогических исследований под целостностью понимается свойство, детерминирующее личностную направленность и определяющее другие важные качества, которые интегрируются и объединяются в единое целое [6]. Целостность профессионального саморазвития педагога может быть определена как внутреннее единство этого процесса, его автономность, но в то же время взаимозависимость от современной цифровой среды образования, так как педагогу может оказываться внешняя педагогическая помощь в процессе его собственного развития. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагогов выступает как достаточно сложная и самоорганизуемая система различных качеств. Целостность процесса профессионального саморазвития педагога выражается в его полноте и единстве, системности, структурности и устойчивости и других специфических качествах, обеспечивающих способы реализации саморазвивающегося субъекта. Целостность цифровой среды профессионального саморазвития педагогов как системы обеспечивается следующими признаками, которые тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы:

– контекстность – каждый компонент, взаимодействуя с другими, оказывает влияние на систему и приобретает собственные свойства;

– оптимальность – цифровая среда образования обладает способностью восполнять свойства компонентов за счет сложившейся структуры макросистемы;

– интегративность – цифровая среда образования проявляет свойства, которые нехарактерны каждой микросреде в отдельности.

Процесс профессионального саморазвития педагога не остается неизменным. Изменяются его факторы и условия, характер педагогической деятельности. В исследовании профессионального саморазвития педагога требуется проектирование этого процесса, построение его динамической модели. При этом необходимо отметить, что процесс профессионального саморазвития проектируется самими педагогами как субъектами деятельности с учетом внешнего влияния цифровой среды образования.

Основными требованиями к моделированию являются:

– определение общей логики осуществления процесса;

– выделение процессуальных этапов;

– выявление внутренних факторов;

– отбор условий и создание ситуаций профессионального саморазвития.

Реализация потенциала в профессиональном саморазвитии заключается в определении последовательности смены условий, затруднений педагогов в этом процессе и оказании им внешней педагогической помощи в цифровой среде образования. Деятельностный компонент процесса профессионального саморазвития предполагает построение педагогического взаимодействия, проектирование технологий, корректировку деятельности и оценку результативности.

Выявление закономерностей/интенций процесса профессионального саморазвития педагогов основано на понимании того, что это в общенаучном плане объективно существующие, повторяющиеся, существенные связи. Закономерности отражают многие связи и отношения, содержание педагогических воздействий, условия и ограничения профессионального саморазвития, направления развития современной цифровой среды образования. При выявлении закономерностей необходимо учитывать, что они должны устанавливать однозначные и неизбежные причинно-следственные связи, детерминирующие процесс профессионального саморазвития педагога в реалиях цифровой среды образования. Вряд ли можно говорить о наборе закономерностей процесса саморазвития как о сложившейся системе, отражающей все существующие нюансы функционирования объекта.

Процесс – это переход из одного состояния в другое. Соответственно, стадию можно представить как «срез процесса» и новую целостность. Логика процесса может быть реконструирована только из смены состояний и из того, каким образом структура имеющегося состояния вытекает из структуры предыдущего состояния и может служить основанием структуры последующего состояния [7].

Этапы непрерывного процесса профессионального саморазвития педагога основаны на выявлении внутренних сил самодвижения и понимании того, что саморазвитие имеет смыслообразующую природу, определяется имеющимися потребностями и мотивами и реализуется в активной деятельности, которая направлена на достижение значимых целей. Точкой перехода к следующей стадии саморазвития выступает кризис как атрибутивный признак образовательного процесса, а само профессиональное саморазвитие связано с преодолением педагогом кризисов и затруднений.

Внутренней причиной и движущей силой процесса профессионального саморазвития педагогов, определяющей его характер, являются факторы-катализаторы. К профессионально развивающим факторам, детерминирующим сформированность профессиональной субъектности, относятся: факторы инициирования саморазвития; вариативные факторы проектирования саморазвития; средовые факторы саморазвития; рефлексивно-аналитические факторы; факторы обеспечения саморегуляции деятельности.

Условие – категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлениям объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира. Предмет выступает как некое обусловленное, а условие – как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие следует отличать от понятия причины, так как, в отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, в которой последние возникают, существуют и развиваются. Таким образом, под условием понимается внешнее обстоятельство, от которого зависит развитие исследуемого феномена, обстановку, в которой протекает процесс его становления. Вместе с этим условия не отрицают возможности их конструирования. Так же как и педагогическое средство, условие специально создается, конструируется педагогом с целью влияния на протекание процесса. Однако, в отличие от средства, условие не предполагает жесткой причинной детерминированности результата [8].

Для построения модели процесса профессионального саморазвития педагога в цифровой среде образования необходимо выделить такие внешние обстоятельства, которые существенным образом влияют на исследуемый процесс, а затем из них определить те условия, которые являются управляемыми в педагогическом аспекте рассмотрения [8].

Педагогический потенциал, с точки зрения В.А. Митраховича, представляет собой «присущее человеку и социуму в целом, а также социально значимым предметам и явлениям свойство иметь определенные возможности, способности, ресурсы, направленные на формирование и развитие человека, его индивидуальных, личностных и субъектных свойств в процессе образования» [9].

Реализация педагогического потенциала в саморазвитии связана с последовательностью смены условий, решением ситуаций и затруднений, оказанием педагогической помощи. Совокупность условий и обстоятельств, создающих отношения, обстановку, положение, являются ситуациями процесса профессионального саморазвития педагога в цифровой среде образования. Ситуация как особый педагогический механизм ставит саморазвивающегося субъекта в совершенно иные условия, которые требуют новых моделей поведения.

Функции ситуации:

– управление процессом через подбор и изменение условий;

– событие педагогического взаимодействия;

– структура реального действия (собственная активность).

Критерии профессионального саморазвития педагога основаны на оценке этого процесса и его результата, при этом сформированная профессиональная субъектность рассматривается в качестве главного результата.

Критерии соответствуют основным процессуальным этапам профессионального саморазвития педагогов:

– инициирование процесса саморазвития;

– реализация в активной и целенаправленной деятельности субъекта для достижения значимых целей;

– анализ и рефлексия.

Разработанные критерии позволяют комплексно оценивать результативность непрерывного процесса профессионального саморазвития педагогов в цифровой среде образования.

Полученные результаты исследования имеют практико-ориентированный характер и адресованы саморазвивающимся педагогам как субъектам деятельности.

Заключение

Таким образом, в результате исследования на теоретико-методологическом уровне обоснованы подходы к проектированию профессионального саморазвития педагогов как целостного процесса с учетом специфики цифровой среды образования.

Процесс профессионального саморазвития проектируется на субъектно-смысловой основе и обеспечивает прогрессивное движение для достижения новых уровней педагогической деятельности. Целостность процесса профессионального саморазвития педагога выражается в его полноте и единстве, системности, структурности и устойчивости и других специфических качествах. Целостность цифровой среды профессионального саморазвития педагогов обеспечивается такими системными признаками, как контекстность, оптимальность и интегративность.

Основными требованиями к модели процесса профессионального саморазвития выступают: выявление интенций и закономерной логики процесса; обнаружение стадий, определение «пограничных состояний»; определение внутренних факторов; отбор условий и создание ситуаций профессионального саморазвития.