Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

POPULARIZATION OF THE ARCHITECTURAL HERITAGE OF VLADIVOSTOK AS A FORM OF EDUCATION OF STUDENTS’ PATRIOTIC CONSCIOUSNESS

Tsareva N.A. 1 Chernaya E.V. 1
1 Far Eastern State Technical Fisheries University
There are several aspects of the relevance of popularizing knowledge about the architectural heritage of the city. Firstly, architectural monuments are an important part of the national cultural heritage, and a wide audience receives information in an accessible form about the history and culture of not only their city, but also the country. Secondly, the acquired knowledge contributes to the growth of interest in the cultural and historical sights of the city and activates public activities for the preservation of architectural heritage. Through knowledge of a small Homeland and respect for it, love for the whole country is formed. The purpose of the article is to consider the forms and channels of popularization of knowledge about the architectural heritage of Vladivostok among students. The following tasks have been solved. In the main three groups of Vladivostok’s architectural heritage, the sights that are insufficiently familiar to a wide range are highlighted: residential buildings (more than 50 of them), in which prominent public figures and representatives of Vladivostok’s culture lived; industrial architectural structures; numerous memorial burials (more than 40) of outstanding people, thanks to whom Vladivostok developed; military-historical monuments of the city, which do not have only regional, but of international importance. The existing directions of popularization of knowledge about the architectural sights of the city are systematized: various forms of excursions, books and printed materials, Internet space resources, information activities of the department for state protection and preservation of cultural heritage sites. The novelty of the research and its practical significance lies in the identification of architectural landmarks of Vladivostok that are little known to a wide student audience and the proposed forms of popularization of knowledge about them. The promotion of knowledge about the historical architecture of Vladivostok should become an important element of a set of effective measures to form students’ patriotic awareness of the value of objects of historical and architectural heritage.
popularization of architectural heritage
patriotic consciousness

Введение

Памятники архитектуры – это хранилище истории и культуры Отечества, отношение к которым формирует мировоззрение человека, его гражданскую позицию. Особенное значение сохранение исторической памяти имеет в ситуации информационной войны с недружественными странами. Знание истории и культуры города является мощным фактором формирования исторической памяти и гордости за культуру Отечества для его жителей.

Различные аспекты проблемы сохранения культурно-исторического наследия и популяризации знаний о нем активно обсуждаются в научной периодике. Поднимается вопрос о необходимости комплексного благоустройства территорий с памятниками истории и культуры и возможностях использования объектов культурного наследия [1, с. 177–184]. Процесс популяризации культурного наследия среди молодежи осмысливается как комплекс мероприятий, включающий такие формы, как культурно-исторические квесты различных типов: аудиторные, полевые, линейные, кольцевые, поисковые и драматургические [2, с. 112–122]. Рассматривается интерактивная технология исторического квест-фотомарафона как форма воспитания патриотического сознания через популяризацию культурно-исторического наследия [3, с. 21–24]. На конкретном материале достопримечательностей Самары показаны возможности и способы формирования интереса жителей к историко-культурному наследию [4, с. 144–151]. Вместе с тем в массиве научных публикаций по проблеме не уделено должного внимания вопросу активизации внимания к архитектурному наследию Владивостока. Есть отдельные работы, посвященные, например, архитектурной стилистике улиц Владивостока [5, с. 26–43], историческому центру города [6, с. 162–173], уникальности комплексного памятника «Владивостокская крепость» [7, с. 45–61]. В статьях поднимаются вопросы о необходимости сохранения исторических зданий города, авторы концентрируют внимание горожан на объектах архитектуры прошлого. Жители города старшего поколения в той или иной степени знают историю города, поскольку многие годы проживали вместе с ним историю его развития. Сегодня Владивосток является молодежной столицей России, но молодое поколение не обладает достаточной краеведческой информацией. Знакомство с богатейшим архитектурно-историческим наследием Владивостока станет импульсом к уважению и гордости за родной город, свой край, свою Родину.

Цель исследования состоит в анализе существующих форм и каналов популяризации информации о культурно-исторических зданиях Владивостока среди студентов.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования является архитектурное наследие Владивостока. Основными методами стали обзор и анализ научной публицистики и информационных материалов по теме исследования.

Практическая значимость заключается в предложении включить в список посещения студентами таких малоизвестных, но экскурсионно привлекательных объектов архитектурного наследия, как жилые дома известных исторических личностей XIX–XX вв., здания промышленной архитектуры и мемориальные захоронения выдающихся деятелей прошлого.

Результаты исследования и их обсуждение

Город Владивосток имеет не только культурное, историческое, но и геополитическое значение для России. В связи с этим воспитание любви студенческого поколения к родному городу позволит сохранить его архитектурное наследие. Приобретенные знания способствуют росту интереса студентов к культурно-историческим достопримечательностям города и активизируют их общественную деятельность по сохранению архитектурного наследия. Известно, что не только деятельность краеведов, историков, искусствоведов, но и неравнодушие общественности позволяет сберечь историческое наследие. Для Владивостока этот вопрос очень важен. Так, военно-архитектурные сооружения Владивостока создавались как комплекс оборонительных сооружений города-крепости. В настоящий период отреставрированы отдельные форты, береговые батареи, капониры и др. Но многочисленные части комплекса находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в восстановлении.

Архитектурные памятники Владивостока можно подразделить на три основные группы:

– жилые и общественные дома, промышленные здания XIX – середины XX вв.;

– монументальная скульптура;

– военные форты и крепости.

В историческом центре Владивостока расположены такие известные всем горожанам архитектурные памятники, как административное здание «Торгового дома Кунст и Альберс» (1903 г.), вокзал железнодорожной станции Владивосток (1912 г.), особняк Бриннеров (1910 г.), гостиницы «Версаль» (1908 г.), «Золотой рог» (1903 г.) и другие неповторимые здания различных архитектурных стилей.

В этой группе достопримечательностей есть недостаточно известные широкой аудитории, но очень значимые для истории города еще сохранившиеся жилые дома (их более 50) [8, с. 20–31]. В этих зданиях жили выдающиеся общественные деятели и представители культуры Владивостока. Исследователи Дальнего Востока, путешественники, китобои, герои офицеры, поэты (В.К. Арсеньев, Ф.Ф. Буссе, В.Е. Глуздовский, Н.Н. Асеев, А.А. Фадеев и др.). Популяризация знаний об этом архитектурном наследии представляется эффективным способом для получения студентами знаний об истории развития Дальнего Востока. Величественная и трагическая история Владивостока творилась реальными людьми, которые проживали в домах, существующих в настоящее время. Эти сохранившиеся здания позволят молодым людям прикоснуться к истории не только через рациональное ее осмысление, но чувственное ее восприятие. Уважительное и бережное отношение к истории города формируется благодаря знаниям о людях и обстоятельствах их жизни. Перспективной инновацией в экскурсионной деятельности представляется информация о культуре и архитектуре города на материале о жизни и творчестве исторических личностей в пространстве городской среды. Квест-экскурсии, радио-гиды, интерактивные экскурсии, в которых студенты не только слушают, но и участвуют, позволят реально ощутить преемственность истории и ощутить атмосферу прошлого. Старинная мебель, антикварные вещи, фотографии, картины, музыка прошлого столетия и другие детали воссоздадут жилое пространство, дух былой эпохи. Посещение квартир-музеев, жилых домов-музеев позволит перенестись в обстановку XIX или начала XX вв., Экспозиции ретроэкскурсий дадут возможность осмыслить социальные, политические, экономические и повседневно-бытовые обстоятельства жизни человека.

Владивостокскими архитектурными достопримечательностями являются также промышленные здания: каланча Эгершельдской пожарной части (2012 г.), водонапорная башня железнодорожной станции Владивосток (1893 г.), маяк Токаревского (1910 г., локомотивное депо станции Первая речка (2009 г.) и др. Эта группа архитектурного наследия еще недостаточно представлена широкому кругу горожан.

Промышленный туризм является новым направлением, но интерес к нему повышается с каждым годом. Посещение исторических промышленных объектов и мероприятий на них имеет особое значение для студентов, особенно технических специальностей. Такие экскурсии предлагаются для того, чтобы понять особенности производственных процессов в прошлом и их возможности в настоящем и будущем. Одно из назначений промышленного туризма – «привлечь внимание к сохранению утративших жизнеспособность предприятий, обладающих колоссальным культурно-историческим потенциалом» [9, с. 82–91]. Это направление туризма во Владивостоке пока мало освоено и потому весьма перспективно.

Вторая группа архитектурного наследия – это монументальная скульптура: мемориалы, мемориальные ансамбли, мемориальные комплексы («Красный вымпел», 1958 г., «Боевая слава Краснознаменного Тихоокеанского флота», 1982 г., «Памяти моряков торгового флота, погибших в годы Великой Отечественной войны», 1967 г. и др.).

В основном молодежи известны такие памятники, как братские кладбища, братские могилы (Братская могила нижних чинов крейсера «Варяг», 1911 г., Братская могила героев Хасана, 1938 г.). Но малоизвестными остаются многочисленные могилы выдающихся людей, благодаря которым развивался Владивосток, а их более 40 (могилы И.Ф. Гека, 1989 г., Е.С. Бурачека, 1988 г., Б.А. Сушкова, 1980 г. и др.) [8, с. 54–62]. Интерактивные экскурсии по созданным маршрутам позволят узнать биографии знаменитых людей, историю их деятельности и ее значение для Приморского края. Чтобы преодолеть пространство (захоронения расположены в разных местах города), в современных экскурсионных проектах создаются мультимедийные экскурсии, в которых речь виртуального экскурсовода соединяется с музыкой, видео, анимацией. Тематика мультимедийной экскурсии позволит объединить материалы и рассказать о знаменитых путешественниках, военных, художниках и других деятелях Владивостока.

Третью группу представляют уникальные военно-исторические памятники города – Владивостокская крепость – более 100 фортификационных сооружений. В 1899 г. Владивосток официально объявлен крепостью. Военно-исторические сооружения города имеют не только региональное, но международное значение. Отреставрированы военные укрепления форта № 3 (1910–1917 гг.), форта № 4 (1910–1917 гг.), форта № 7 (1910–1917 гг.) и другие сооружения, в которых сохранились береговые батареи, капониры, бетонные кофры и брустверы и т.д. Но как комплекс крепость Владивостока пока не восстановлена.

Для привлечения внимания к проблеме сохранения архитектурного наследия необходимо широкое распространение информации среди молодежи. Представители студенчества являются самой активной частью развития общества. Поколению молодых людей предстоит сохранять историко-архитектурное наследие родного города. Для формирования интереса и уважения к малой Родине перспективными представляются следующие направления работы.

1. Экскурсии по городу. Культурный туризм является важнейшим фактором популяризации объектов культурного наследия. Культурный туризм следует рассматривать как форму духовного приобщения человека к культуре и истории своей страны через экскурсии и путешествия.

Во Владивостоке организуются авторские экскурсии по объектам истории и культуры (более 50). Экскурсии «Загадочная Миллионка: город в городе», «Исторический центр Владивостока» и др. привлекают представителей разных поколений, открывают новые страницы истории города и его строениях прошлого столетия.

Особенный интерес вызывают экскурсии по объектам церковного назначения. Часовни, церкви, монастыри (11 объектов во Владивостоке) – это яркие образцы храмостроительной культуры, выражающие сложную религиозную символику в архитектурных формах.

Перспективными представляются уже внедряемые формы интерактивных экскурсий: квесты, иммерсивные прогулки по городу, театрализованные экскурсии, аудиоперфомансы, – в которых зрители становятся участниками событий. Культурно-историческим квестам в настоящее время уделяется повышенное внимание. Квесты проводятся как в городской среде, так и в пространстве музея. Информация о разнообразных экскурсиях в доступной форме размещена в интернет-пространстве.

2. Книжная печатная продукция об архитектурных исторических зданиях. Альбомы, открытки, календари, информационные буклеты рассказывают об архитектурном прошлом Владивостока [10]. Например, содержанием иллюстрированных календарей «Старые дома Владивостока» стала графика архитектора А. Царева, представляющая «рисунки домов, не состоящих в большинстве своем в реестре памятников. Многие к этому времени снесены или вульгарно, до неузнаваемости, “отремонтированы”» [11, с. 1–12].

3. Материал интернет-ресурсов и СМИ. Базы данных в пространстве интернета представляют два направления популяризации архитектурного наследия. Первое рассказывает и демонстрирует в периодической городских и краевых изданиях материалы об исторической и культурной ценности городских объектов. Второе направление публикаций сосредоточено на проблеме возможной утраты архитектурного наследия. Такой характер имеют материалы о разрушающемся «Доме Суворова» по улице Пологая, 67, о «трущобах» Миллионки и др. [10].

Информационные технологии создают доступные каналы, по которым широко распространяется информация об исторической архитектуре Владивостока. Материал об исторических зданиях Владивостока размещен на туристических и исторических интернет-сайтах. Поскольку студенчество принадлежит к аудиовизуальной культуре и черпает информацию в основном из интернета, наиболее эффективными являются формы получения знаний в IT-пространстве.

В эфире городского ТВ каждую неделю в специальном подкасте рассказывается о памятниках культуры и работе по их сохранению.

4. Работа различных общественных и государственных организаций. Благотворительный фонд исторического наследия России публикует материалы о городских объектах, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Неравнодушные люди, и среди них много молодых волонтеров, создают общественный резонанс для восстановления конкретного объекта. В работе фонда участвуют привлеченные эксперты, которые организуют процесс реставрации.

Отделение Российского исторического общества в Приморском крае занимается сохранением и восстановлением историко-культурного наследия. Ведется учет уже известных памятников, выявляются новые для их постановки на государственный учет, выдаются задания на реставрацию, которую осуществляют профессионалы, имеющие допуск к такого рода работам. Одной из главных задач отдела является популяризация объектов архитектурного наследия. Активно работает инспекция по охране объектов культурного наследия, на официальном сайте которой публикуются отчеты о работе, и горожане могут обратиться с вопросами и предложениями.

Заключение

Уникальность Владивостока обусловлена не только его природным ландшафтом, рельефными спусками и подъемами, морскими панорамами, но и архитектурным наследием. Сохранение объектов исторической архитектуры во многом зависит от того, насколько успешно пропагандируются знания об их культурно-исторической значимости среди молодежи. Сохранение аутентичности и историчности достопримечательностей города требует нового формата работы по популяризации архитектурного наследия среди студенчества. Именно им, поколению молодых, предстоит находить новые формы включения объектов архитектурного наследия в общественно-культурную жизнь города, совместить ценности архитектурного наследия с современными потребностями горожан. Не абстрактные понятия, а конкретная информация о родном крае и уважение к нему позволят осознавать себя как гражданина и патриота. В этом случае популяризация знаний об исторической архитектуре Владивостока среди молодежи является эффективной формой работы как по патриотическому воспитанию, так и по сохранению объектов историко-архитектурного наследия.