Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ON THE ISSUE OF NATIONAL IDENTITY PHENOMENON IN KAZAKHSTAN AND ITS VERBALIZATION IN KAZAKHSTAN MEDIA

Lyanova Т.Е. 1 Isina G.I. 1
1 Karaganda University named after E.A. Buketov
This article is devoted to the study of the phenomenon of national identity, which has been the subject of research over the past two centuries in the field of social sciences and humanities. The complexity of studying this phenomenon is explained by its multi-layered structuring, including many components. The goal of the work was to study the verbal ways of representing identity in Kazakhstani media. The research material was selected from media texts published on popular Kazakhstani Internet portals. The choice in favor of media discourse is explained by the fact that in the modern world, the media has an ideological and psychological impact on society, forming certain views and expressing the burning problems of a particular society. Today, the social situation in Kazakhstan is such that the ethnicity of members of society dominates over the national one. In terms of research into the methods of verbalizing national identity, the problematic of the binary opposition “friend – foe” is presented. A discursive analysis of Kazakhstani media allowed us to identify the main markers of identity, significant meanings that interpret the identification processes of a person in Kazakhstani society. In the course of the study, the authors come to the conclusion that there is no single national identity in Kazakhstan due to the heterogeneity of the ethnic composition of the state, which is confirmed by the abundance of the lexemes “Kazakh” and “Kazakhstani” in media texts in the discussion of various issues of public life in the country. The study was funded by the Science Committee of the Ministry of Science and Higher Education of the Republic of Kazakhstan (grant no. AP23485158).
national and ethnic identity
media text
discourse
self-identification

Введение

В современном обществе наряду с глобализационными переменами миропорядка в экономических, социокультурных сферах наблюдаются противоречивые процессы, связанные с обострением национальных чувств, что вызывает повышенный интерес к категории национальной идентичности как значимой константы мирового социума.

На протяжении последних двух столетий феномен национальной идентичности является предметом исследования в сфере социально-гуманитарных наук. Сложность изучения данного феномена объясняется его многослойной структурированностью, включающей множество компонентов, которые формируют его смысловое ядро.

Целью исследования является изучение феномена национальной идентичности и вербальных способов его репрезентации в казахстанских медиа. Исследование национальной идентичности невозможно без обращения к языку, являющемуся одним из ключевых его компонентов. Во многих дефинициях, существующих на сегодняшний день, язык представляется основополагающим признаком сформированной идентичности. Как показывают исследования, в зависимости от различных социальных условий язык может одновременно выступать и как объединяющий, и как разъединяющий фактор в обществе. Если в первом случае язык является инструментом, консолидирующим полиэтническое общество, то во втором случае он может стать причиной острых социальных конфликтов.

Материалы и методы исследования

С целью исследования феномена национальной идентичности в современном Казахстане авторами в качестве материалов исследования выбраны медиатексты, опубликованные на популярных интернет-порталах, таких как tengrinews.kz, akorda.kz/ru, liter.kz. Выбор в пользу медиадискурса объясняется тем, что в современном мире медиа оказывает идейно-психологическое воздействие на общество, формируя определенные взгляды и выражая животрепещущие проблемы конкретного социума. Дискурсивный анализ медиатекстов позволяет авторам выявить наиболее актуальные смыслы, интерпретирующие национальную идентичность в казахстанском медиадискурсе.

Результаты исследования и их обсуждение

В разные исторические периоды феномен национальной идентичности входил в круг научных интересов ученых различных областей Д. Абрамс [1], Ю. Хабермас [2], С. Холл [3]. Его изучению посвящены труды многих российских исследователей, таких как О. Алиева [4], Ж.Е. Колбачева [5], А.Н. Осянин [6].

При нынешней политической обстановке в мире многие государства неоднородны по этническому составу, а ведь этническая принадлежность закладывает основу национальной идентичности. Вопрос национальной идентичности стоит особенно остро в странах постсоветского пространства. Казахстан находится на начальных этапах формирования национальной идентичности [7, с. 44]. Казахстан, будучи суверенным государством на протяжении трех десятилетий, все еще имеет отпечатки советского прошлого. По утверждению Н.Э. Кукушевой, перед «Казахстаном встала проблема формирования нации из своего полиэтнического и поликонфессионального населения. Именно здесь лежит главная проблема всей национальной сферы Казахстана – во взаимодействии гражданской и этнической идентификации» [8, с. 118]. Сегодня на девятой по величине территории в мире проживают представители более 130 национальностей. Несмотря на пропаганду властями идеи «единой нации», живущей в мире и согласии, в Казахстане все еще не достигнут консенсус по самому важному вопросу: какая должна быть национальная идентичность – «казахская» или «казахстанская»?

Одним из значимых смыслов, трактующих идентификационные процессы личности, является отношение к той или иной стране, стране как предмету гордости. Привитие чувства гордости является позитивной социальной установкой, играющей значимую роль в выявлении идентификации членов общества. Так, члены общества могут испытывать гордость при ознакомлении с определенными положительными событиями, мероприятиями в той или иной области (победы на спортивной арене, рост в экономике и т.д.). По этой причине в медиаполе Казахстана часто публикуют новости об успехах граждан на мировой арене. К примеру:

– Казахстанские студенты победили в международном конкурсе Huawei ICT Competition 2024. (tengrinews.kz / 19.12.24)

Безусловно, признание мировым сообществом достижений соотечественников является предметом гордости. В последние годы наметилась тенденция довольно частого представления успехов сограждан в СМИ. К примеру:

– Казахстанка из кулинарной академии в Швейцарии восхитила Казнет… Красивые и необычные торты молодой казахстанки по имени Сабина привлекли внимание пользователей сети, набирая миллионы просмотров на видео. (tengrinews.kz / 13.06.24)

Подобного рода новости многочисленны и популярны. В следующем репортаже представлена новость о победах казахстанских поваров, отличившихся на международном гастрономическом конкурсе в Турции:

– Шымкентская команда не только продемонстрировала высокий профессионализм, но и вошла в число лучших среди талантливых поваров из разных стран. (liter.kz / 27.11.2024)

Ярким примером проявления национальной идентичности является вербальное отражение дихотомии «свой – чужой». Проблематика бинарной оппозиции представляется чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. По мнению авторов статьи «Бинарная оппозиция «свой – чужой» в культурологическом дискурсе», «дифференциация общества на “своих” и “чужих” играет основополагающую социальную роль и влияет на социально-культурную ситуацию в целом» [9, с. 169]. Значимость дихотомии заключается в определении «своего» через «чужого» в процессе самоидентификации.

Однако авторы отмечают, что бинарная оппозиция «свой – чужой» не всегда конфликтогенна; «чужой/другой» может выступать в качестве катализатора в процессе идентификации индивида, так сказать в роли «лакмусовой бумаги», на фоне которой ярко и открыто проявляется инаковость личности, определенный образ, его уникальность и своеобразие. Факт признания своей страны, ее популярности в мировом масштабе вызывает у его граждан, как было ранее упомянуто, чувство гордости и удовлетворенности. К примеру, в ноябре 2024 г. состоялась встреча президента Гвинеи-Бисау Умару Сисоку Эмбало с президентом Казахстана К. Токаевым:

– Касым-Жомарт Токаев отметил, что Казахстан является открытой страной, придерживающейся миролюбивой политики и обладающей самой крупной экономикой в регионе. Он подчеркнул, что перед двумя странами открываются хорошие перспективы для партнерства. Как отметил на встрече президент Гвинеи-Бисау, мы «можем многому научиться у Казахстана». (akorda.kz/ru / 12.12.24)

Посол США в Казахстане Дэниел Розенблюм рассказал, как ему запомнился Казахстан за время его дипломатической миссии, передает корреспондент Tengrinews.kz:

– «Моя служба в Казахстане была настоящим удовольствием. Она не была трудной, потому что народ Казахстана встретил меня с распростертыми объятиями и от всего сердца поделился со мной своим опытом, историей и культурой». (tengrinews.kz / 10.12.24)

Показательным фрагментом демонстрации феномена национальной идентичности является репортаж от 3 июля 2024 г. на интернет-сайте akorda.kz/ru касательно переговоров президентов РК и КНР:

– Председатель КНР подчеркнул, что он является свидетелем динамичного развития нашей страны, и выразил уверенность, что под руководством Касым-Жомарта Токаева казахский народ заложит основы еще более сильного и процветающего Нового Казахстана.

Интересно отметить, что автор репортажа при упоминании народа использует лексему «казахский» вместо «казахстанский», что, в свою очередь, символизирует двойственность идентичности в многонациональном Казахстане. Но в то же время употребление притяжательного местоимения «нашей» в словосочетании «нашей страны» свидетельствует о единстве сотни этнических групп, считающих Казахстан своим домом.

В казахстанской публицистике нередки случаи ассоциирования своей страны с зарубежными странами при описании местностей, что, в свою очередь, формирует позитивную доверительную картину. К примеру, живописные пейзажи Алматы часто отождествляют с горными районами Швейцарии.

Ярким примером рекламы красот Казахстана является репортаж под названием «Актауский бархатный сезон. Чем живет казахстанский Дубай» (tengrinews.kz/11.10.24). Корреспонденты Tengrinews.kz отправились в город Актау, расположенный на берегу Каспийского моря, чтобы запечатлеть мангистауский бархатный сезон и узнать у местных жителей, что нужно, чтобы в Казахстане получился свой Дубай.

Авторы отмечают, что отличительной чертой казахстанского общества является его многонациональность, явившаяся последствием ряда исторических событий. Политика при СССР перекроила карту Казахстана, преобразуя моноэтническое государство в полиэтническое. Несмотря на продвижение идеи единства и солидарности народностей Казахстана, в последние годы заметно возрождение национального самосознания так называемой титульной нации – казахов. Власти предлагают бесплатные курсы по изучению государственного языка, популяризируют исконно казахские традиции и обычаи, возрождают историю кочевников, стремятся отождествлять себя не с западным миром, а с тюркским сообществом. Таким образом, можно уловить один из главных посылов в дискурсе нынешнего медиапространства – Казахстан прежде всего родина и обитель казахского народа. Сегодня в Казахстане растет численность казахскоязычного населения. Проводятся различные мероприятия для повышения статуса казахского языка. Примером может служить проведение республиканского форума под названием «Казахский язык – межнациональный язык великой степи», организованного Ассамблеей народа Казахстана в г. Шымкенте:

– В ходе республиканского форума были созданы диалоговые площадки и обсужден вопрос расширения сферы применения государственного языка в различных направлениях. В частности, представители других этносов, освоившие казахский язык, обменялись опытом, поделились увиденным и прочувствованным, озвучили предложения по решению возникших проблем. (tengrinews.kz / 07.09.24)

Как показывает анализ, в многонациональном государстве, каковым является Казахстан, особенно остро стоит вопрос соотношения национальной и этнической идентичностей. Закономерно, что в условиях полиэтничности наблюдается тенденция доминирования одной нации над другой. При этом соотношения идентичностей могут проявляться абсолютно по-разному: в виде доминирующей этнической идентичности, доминирующей национальной идентичности, этнического радикализма, этнонационального радикализма, а также этнической и национальной индифферентности [10]. К примеру, казахи, будучи представителями титульной нации, прежде всего считают себя казахами, а уже после причисляют к числу казахстанцев. В этом случае идентифицирующими факторами выступают этнос, культура, язык; этническое самоопределение преобладает над национальным. При этом авторы отмечают, что для стабильности и процветания полиэтнических государств принципиально важным является построение доминирующей национальной идентичности, когда для членов общества первостепенным признаком является не принадлежность к этносу, а отождествление себя с гражданами на основе общих ценностей, патриотизма, уважения к политическим институтам общества.

На сегодняшний день в Казахстане наблюдается такая социальная ситуация, при которой этническая принадлежность членов социума доминирует над национальной. По этой причине моральные принципы, устои и ценности традиционного казахского общества стали преподноситься как единые для всего многонационального Казахстана:

– Уже более 10 лет казахи отмечают праздник, который символизирует важность единства и семейных ценностей. Главный смысл праздника – важность помнить о национальных традиционных ценностях, заботиться друг о друге и сохранять тепло и любовь в семье. (tengrinews.kz / 08.09.24)

Внимания заслуживает и следующий пример медиатекста под названием «В Кызылорде отметили 125-летие казахской нефти»:

– Сегодня аким области Нурлыбек Налибаев поздравил работников нефтегазового комплекса с профессиональным праздником, 125-летием казахской нефти и предстоящим Днем Конституции. (caravan.kz / 28.08.2024)

Употребление лексемы «казахская» вместо «казахстанская» служит своеобразным маркером доминирующей этнической идентичности в обществе, где даже нефть становится предметом полемики – «казахская» или «казахстанская»? При этом в медиатексте, датированном 30 октября, нефть в Казахстане представлена уже в ином звучании:

– Министр озвучил прогнозную цену на казахстанскую нефть.(tengrinews.kz / 30.10.24)

Как было отмечено ранее, в медиадискурсе Казахстана превалируют публикации на тему государственного языка, казахской культуры, прославляющие выдающихся исторических личностей казахского народа. Сравните новости, представленные на сайте:

– В Астане в воскресенье состоялся праздничный концерт в честь дня рождения Бибигуль Тулегеновой – народной артистки Казахстана и СССР, которую прозвали казахским соловьем. (tengrinews.kz / 16.12.24)

– Великий казахский поэт и просветитель родился в 1845 году в Семипалатинской области. Творчество и фигура Абая по сей день являются символом национального самосознания. (tengrinews.kz / 10.08.24)

В медиапространстве Казахстана массовая доля контента относится к категории новостей, демонстрирующих возрождение национального самосознания. Нередко встречаются публикации о внедрении в жизнь женщин элементов национального колорита:

– Видео челленджа появилось на странице управления образования Астаны. На видео девочки заплетают косы и вплетают в них шашбау – традиционные казахские серебряные украшения для волос. (tengrinews.kz / 18.09.24)

– В социальных сетях набирает популярность видео, где большая группа казахских апа исполняет хором народную песню на фоне традиционных корпе. (tengrinews.kz / 11.09.24)

Обращение к казахскому прошлому, воспевание уникальных казахских черт, национального характера и особенностей менталитета отражается и в выступлениях политического бомонда Казахстана. Так, глава государства в своей речи указывает на «казахскую мягкую силу» и апеллирует к патриотизму:

– «Сегодня высокий уровень образования, прогрессивное мышление, гражданская ответственность, уникальное полиязычие и культурное многообразие являются базовыми составляющими нашей национальной идентичности и ключевыми элементами так называемой казахской мягкой силы, или soft power». (akorda.kz /31.05.24)

Как показывает статистика, увеличивается доля носителей казахского языка, что свидетельствует о росте численности титульной нации в сравнении с другими этническими группами. Одной из причин служит политика государства касательно переселения этнических казахстанцев. Примечательно, что ранее в отношении казахов-репатриантов использовался термин «оралмандар» (возвращенцы). Позже на законодательном уровне была произведена замена на лексему «қандастар» (соплеменники, единокровные):

– Более 4,3 тыс. этнических казахов получили статус кандаса с начала 2024 года. (akorda.kz /23.04.24)

Заключение

Формирование национальной идентичности является сложным процессом, который усугубляется при неоднородном этническом составе государства. Репрезентирующие смыслы феномена национальной идентичности широко представлены в медиадискурсе. Сквозь призму массмедиа авторы сумели взглянуть на основные маркеры идентичности в казахстанском обществе, актуальные для данного социума.

Авторы пришли к выводу об отсутствии в Казахстане единой национальной идентичности, что подтверждается изобилием лексем «казахский» и «казахстанский» в обсуждении вопросов внутренней и внешней политики, выбор которых может быть как сознательным, так и бессознательным актом автора.

Главными репрезентативными компонентами национальной идентичности в Казахстане служат: национальная гордость, понятие исторической родины и имидж страны на мировой арене. Исходя из анализа публикаций в массмедиа, авторы заявляют, что актуальным вопросом в Казахстане является соотношение этнической и национальной идентичностей. Доминирующая роль этнической принадлежности титульной нации находит отражение в медиадискурсе. В то же время заметна тенденция к консолидации многонационального общества, при котором казахский этнос стремится стать интегратором. Авторы считают, что изучение феномена национальной идентичности в плоскости медиа заслуживает внимания ученых и требует комплексного подхода и дальнейшей разработки.