Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

UPDATING THE DISCIPLINE «HISTORY OF KAZAKHSTAN» THROUGH THE PRISM OF MODERN CHALLENGES

Nurligenova Z.N. 1 Alieva B.M. 2
1 Karaganda Technical University named after A. Saginov
2 Karaganda University named after Academician E.A. Buketov
In modern conditions of globalization and information technologies, the actualization of the discipline «History of Kazakhstan» acquires special significance. Historical processes and events taking place on the territory of Kazakhstan, not only form the national identity, but also help to comprehend modern challenges – political, economic and socio-cultural. The article considers the main approaches to the interpretation of historical heritage in the context of modern realities. The main attention is paid to the issues of historical memory, formation of civic identity, as well as the influence of global processes on the perception of the past. This article analyzes the role of the discipline «History of Kazakhstan» in the educational system and public discourse, identifies new methodological approaches to its study, including computer techniques, interdisciplinary approaches and comprehension of historical sources. Teaching history at universities plays an important role in the formation of critical thinking, national identity and research skills of students. The article highlights modern approaches to teaching history and analyzes the main challenges facing teachers. The authors of the article emphasize the need for a comprehensive rethinking of the historical past of Kazakhstan, taking into account the challenges of the XXI century, which contributes to the formation of a competent civil society, capable of adapting to modern changes. The study draws attention to the fact that the teaching of the discipline «History of Kazakhstan» at the university remains an important element of humanitarian education. In order to maintain the relevance and effectiveness of this discipline, it is necessary to adapt teaching methods to modern realities. The use of interactive technologies, interdisciplinary approaches and the development of critical thinking of students will help to make history education more relevant and meaningful.
higher education
history of Kazakhstan
patriotic education
academic programs
teaching methodology
social responsibility
Republic of Kazakhstan

Введение

Культурно-духовное обновление выступает фундаментом для формирования гражданского сознания, ответственности и толерантности – качеств, необходимых для функционирования демократических институтов. Без осознания своей культурной идентичности и уважения к идентичности других народов невозможно построить общество, основанное на равноправии и взаимном уважении. Важным аспектом является переосмысление исторического наследия, критический анализ прошлого, извлечение уроков из ошибок и акцент на позитивных примерах способствует формированию объективной картины мира и преодолению стереотипов. Это требует открытости к различным точкам зрения и готовности к диалогу. Образование играет ключевую роль в этом процессе, особенно дисциплина «История Казахстана». В настоящее время необходимо внедрять программы, направленные на развитие критического мышления, гражданской активности и понимания демократических принципов. Важно осознать, что образование не только передает знания, но и формирует ценности, необходимые для жизни в демократическом обществе. В Стратегии «Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства» в числе других приоритетных целей были определены знания и профессиональные навыки как ключевые задачи современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, новый казахстанский патриотизм как основа прорыва многонационального общества и культура как генетический код государства Республики Казахстан: «Мы восстановили историческую справедливость по отношению к казахскому народу, нашей культуре и языку. Несмотря на этническое, культурное и религиозное многообразие, мы сохранили в стране мир и политическую стабильность. Казахстан стал родным домом для представителей 140 этносов и 17 конфессий»; «Мы последовательно проводим курс на развитие доступного и качественного образования»; «Мы развиваем сеть интеллектуальных школ и профессионально-технических колледжей мирового уровня. За последние 12 лет увеличилось на 182 % количество грантов для получения высшего образования» [1, с. 29, 38, 41].

Историческое образование в университетах каждой цивилизованной страны занимает центральное место в системе гуманитарных наук. Оно не только дает студентам важные знания о прошлом, но и формирует у них аналитические способности, умение работать с историческими источниками и критически оценивать данную информацию. В современных условиях преподавание дисциплины «История Казахстана» сталкивается с рядом вызовов: изменяющиеся образовательные стандарты, цифровизация обучения, снижение интереса студентов высших учебных заведений к гуманитарным дисциплинам. Авторы статьи обращают внимание на то, что именно историческое мышление формирует способность анализировать события, предвидеть последствия и принимать стратегические решения.

Целью исследования является всесторонний анализ и теоретико-методологическое обоснование актуализации дисциплины «История Казахстана» в контексте современных глобальных и региональных вызовов. В рамках данного исследования ставится задача выявления основных факторов, влияющих на трансформацию содержания и методологии преподавания дисциплины «История Казахстана», а также разработки научно обоснованных подходов к ее адаптации в условиях динамично изменяющегося образовательного и социокультурного пространства.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования является дисциплина «История Казахстана». Основными методами исследования стали междисциплинарный подход, историографический анализ, компаративный метод, контент-анализ образовательных программ, метод педагогического эксперимента, деколониальный анализ. Комплексное применение вышеуказанных методов позволило провести всесторонний анализ актуальности дисциплины «История Казахстана» в университетском образовании ХХI в. Использованный исследовательский комплекс не только подтверждает значимость истории Казахстана в университетском образовании, но и позволяет сформулировать конкретные рекомендации по модернизации преподавания данной дисциплины в условиях глобализации и цифровизации.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение истории Казахстана в университете играет важную роль в формировании образовательных, ответственных и патриотически настроенных граждан. Эта дисциплина способствует развитию национального самосознания, критического мышления и профессиональных компетенций студентов. В условиях современных вызовов преподавание истории Казахстана требует инновационных подходов, использование междисциплинарных методик и привлечения новых источников информации. При этом хотелось бы обратить внимание на роль преподавателя в изучении дисциплины «История Казахстана», который является ключевой фигурой в гражданском воспитании молодежи, в достижении образовательных и воспитательных задач социогуманитарных дисциплин. Он выступает как педагог и гражданин, свидетель и участник многих социальных событий. Дополняя учебный материал личным знанием современной истории страны и мира и опытом ее осмысления, преподаватель вводит молодежь в диалог времен и поколений, помогает осознать свое место в истории страны. Несомненно, будущее исторического образования связано с интеграцией традиционных методов с цифровыми технологиями, что позволит сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным. В связи с этим возникает необходимость более осознанного отношения к преподаванию дисциплины «История Казахстана», которая сталкивается с определенными вызовами в свете глобальных изменений в обществе. Среди основных трудностей, с которыми сталкиваются преподаватели истории, можно выделить: 1) снижение интереса студентов к истории. Современная молодежь чаще ориентирована на прикладные дисциплины, а история воспринимается как второстепенная наука; 2) проблемы критического восприятия информации. В эпоху цифровых технологий студенты получают множество исторических данных из интернета, что усложняет работу с достоверными источниками; 3) недостаток интерактивных методов. Традиционные лекции и семинары нередко уступают место более активным формам обучения, таким как проектная деятельность, дебаты и игровые методики; 4) проблема академической свободы. В ряде стран историческое образование сталкивается с политическим давлением, что может ограничивать объективность преподавания [2].

Ключевой проблемой также является ограниченность учебных часов и ее влияние на качество усвоения материала. В большинстве вузов, не имеющих исторических факультетов, курс «История Казахстана» входит в цикл общеобразовательных дисциплин, на него отводится минимальное количество часов, об этом свидетельствуют данные приказа Министерства образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении типовых учебных программ цикла общеобразовательных дисциплин для организаций высшего и (или) послевузовского образования» от 31 октября 2018 г. [3]. По сравнению с профильными вузами, где история изучается углубленно, в технических и медицинских учебных заведениях преподаватели вынуждены сокращать объем изучаемого материала, что отрицательно сказывается на глубине его усвоения. Также в некоторых университетах происходило объединение кафедр «История Казахстана» с другими гуманитарными дисциплинами. Обеспокоенное таким положением дел, правительство Казахстана своим Постановлением № 416 от 5 мая 2008 г. приняло решение об организации нового научного учреждения «Институт истории государства» Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан. На данный институт были возложены задачи освещения истории независимого Казахстана с новых методологических позиций. Основным предметом деятельности было определено «научно-аналитическое обеспечение процесса формирования государственного и исторического самосознания, создание и теоретическое обоснование современной истории государства Казахстан» [4].

Следующим вопросом стала проблема низкой мотивации студентов в изучении отечественной истории. Представители технических и естественнонаучных направлений зачастую не видят прямой связи между своей профессиональной деятельностью и историческим знанием, что снижает их интерес к дисциплине «История Казахстана». В результате студенты изучают историю формально, ориентируясь на заучивание информации для успешного прохождения экзамена, а не на глубокое осмысление исторических процессов. Исследования показывают, что привлечение исторических кейсов, связанных с наукой и техникой, можно повысить вовлеченность студентов. Недостаточное методическое обеспечение и кадровый дефицит также влияют на качество преподавания истории в высшей школе [5, с. 13]. В отличие от вузов, где существуют кафедры истории, в не выпускающих учебных заведениях преподавание этой дисциплины часто осуществляется специалистами других гуманитарных направлений, что может негативно сказаться на качестве подачи материала. Кроме того, учебные пособия, адаптированные под потребности студентов технических и естественнонаучных специальностей, остаются ограниченными. Актуальные методические разработки и специализированные курсы отсутствуют, что делает обучение менее эффективным. Исследования также указывают на нехватку цифровых учебных материалов, адаптированных под современные образовательные платформы.

Историческое образование как инструмент формирования национального самосознания. Изучение истории Казахстана в университете позволяет студентам глубже понять процессы становления и развития государства, особенности его культуры, традиций и обычаев. Национальная история помогает сформировать у молодежи чувство гордости за свою страну, укрепить гражданскую идентичность и повысить уровень патриотизма. Историческое знание также способствует укреплению духовных ценностей и преемственности поколений, что особенно важно в контексте национального развития. В связи с этим в преподавании истории необходимо применять современные мотивационные методы обучения: 1) метод проблемного обучения. В основе этого подхода лежит изучение исторических событий через постановку проблемных вопросов, требующих анализа и аргументированных выводов; 2) интерактивные технологии. Использование мультимедийных материалов, виртуальных экскурсий и цифровых архивов позволяет сделать изучение истории более наглядным; 3) кейс-стадии. Разбор исторических кейсов помогает студентам применять теоретические знания на практике; 4) методы геймификации. Исторические ролевые игры, квизы и симуляции повышают вовлеченность студентов в учебный процесс; 5) междисциплинарный подход. Сочетание истории с другими науками (социология, политология, экономика, религиоведение) позволяет расширить контекст изучаемых явлений [6, с. 111]. Следовательно, современные подходы к преподаванию дисциплины «История Казахстана» будут способствовать вовлечению студентов в процесс изучения истории.

Как известно, каждый студент учится в своем темпе, и искусственный интеллект способен адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности обучающегося. Например, система может анализировать уровень знаний студента и предлагать персонализированные задачи, более сложные или упрощенные материалы. Рассмотрим применение ИИ в образовании: создание чат-бота «Историк Казахстана», отвечающего на вопросы студентов, анализ интересов студента для подбора наиболее релевантного контента, использование алгоритмов машинного обучения для прогнозирования пробелов в знаниях, автоматическая генерация интерактивных исторических витрин с учетом изучения тем [7, с. 319].

Следовательно, в условиях глобальных вызовов и интеграционных процессов важно сохранить национальную идентичность, что невозможно без знаний собственной истории. Дисциплина «История Казахстана» позволяет студентам осмыслить место страны в мировом историческом контексте, сопоставить национальные и международные процессы и выработать объективный взгляд на историческое развитие [8, с. 57]. Внедрение сравнительного подхода, например изучение казахской истории в контексте евразийской истории, помогает студентам лучше понимать общие закономерности исторического развития. В последнее десятилетие активное развитие цифровых технологий оказывает влияние на образовательный процесс. Использование мультимедийных ресурсов, виртуальных экскурсий, интерактивных карт и баз данных позволит студентам более глубоко и осмысленно изучать исторические события. Применение онлайн-курсов и платформ дистанционного обучения также делает историческое образование более доступным и интерактивным.

Заключение

Преподавание истории в университете остается важным элементом гуманитарного образования. Чтобы сохранять актуальность и эффективность, необходимо адаптировать методы обучения к современным реалиям. Использование интерактивных технологий, междисциплинарных подходов и развитие критического мышления студентов помогут сделать историческое образование более востребованным и значимым. Общеизвестно, что образование должно идти в ногу со временем, а значит, преподавание дисциплины «История Казахстана» необходимо адаптировать к новым реалиям. Геймификация, виртуальная реальность, искусственный интеллект и междисциплинарные подходы помогут превратить историю из скучного набора фактов в увлекательное приключение. Главная цель – научить студентов думать стратегически, видеть причинно-следственные связи и применять исторические знания в будущем.

Преподавание истории Казахстана в университете должно ориентироваться не только на сохранение прошлого, но и на формирование будущего, обеспечивая выпускников инструментами стратегического анализа, критического мышления и способности адаптироваться к новым вызовам. История – это не просто летопись событий, а база данных решений, которая может и должна быть использована для разработки будущих стратегий Казахстана в глобальном контексте.