Введение
Город, особенно с богатой историей, представляет собой сложное смысловое пространство. Внутри города существуют объекты, смысловая проекция которых становится важной составляющей общего о нем представления. К наиболее значимым культурно-историческим объектам Великого Новгорода можно отнести находящийся в кремлёвских стенах Софийский собор. Исследование Н.Г. Федотовой сосредоточено на отражении городского пространства в человеческом восприятии [1]. Город – среда обитания коллектива и пространство, оказывающее на него влияние. Согласно мнению Н.Г. Федотовой, город таким образом формирует идентификационные коды жителей. Православные образы – часть культурной памяти новгородцев. Софийский собор – элемент, входящий в состав общего (религиозного) представления людей о Великом Новгороде. Смысловая проекция Софийского собора – часть культурного кода новгородцев. А. М. Гаврилов утверждает, что культурный код человека или общности людей содержит символы, образы, архитектуру и различные объекты – т.е. физическое воплощение и смысловое наполнение [2].
Краеведческая литература – важнейший источник информации о самобытности исторического пути определенного края и его культурной идентичности.
Научная краеведческая литература (новгородика) – наиболее информативная часть локального текста. Несмотря на ограничения жанра (стремление к объективной подаче информации, приоритет фиксирования фактов, а не их осмысления и т.д.), краеведческие книги практически всегда написаны в духе патриотизма; они формируют смысловой облик определенного края (или объекта в нем) не непосредственно, а путём побуждения читателя к анализу полученной информации и формулировке собственных выводов.
Цель исследования является выявление символического содержания концепта Софии, отображенного в новгородской краеведческой литературе.
Материалы и методы исследования
Материал исследования – краеведческая литература (новгородика). Путем анализа и сравнения материала автор исследования определяет составляющие смыслового образа Софийского собора в сознании современного человека.
Результаты исследования и их обсуждение
Автор статьи рассматривает Софийский собор как один из наиболее значимых концептов новгородского локального текста. Концепт, согласно С.Р. Абдыкадыровой, представляет собой вербально оформленный смысл, содержащий культурный код, обусловленный национальным и культурным опытом человека [3, с. 111].
С.Р. Абдыкадырова разделяет понятия «концепт» и «художественный концепт». Художественный концепт включает в себя индивидуальный опыт конкретного человека (писателя и поэта) и содержит в себе смысловую интерпретацию определённого объекта, созданную особенностями мышления автора. Художественный концепт прежде всего направлен на эстетизацию объекта, философское осмысление его значимости и его популяризацию путём воздействия на эмоционально-чувственное восприятие читателя.
В контексте изучения научной и научно-популярной литературы понятие «концепт» оказывается более актуальным, чем понятие «художественный концепт» из-за стремления исследователей к объективности. Вклад научной краеведческой литературы в создание смысловой проекции того или иного культурно-исторического объекта не всегда очевиден. В.О. Гусакова, рассматривая влияние изучения новгородского исторического процесса на воспитание молодежи школьного возраста, обращается к Софийскому собору и отмечает: изучение истории возведения храма, особенностей его существования на протяжении веков, углубление в символическое содержание архитектуры – всё это не только способствует расширению кругозора школьника, пониманию культурного наследия родного края, но и воздействует на духовную сферу жизни: создает и подкрепляет нравственные ориентиры, углубляет связь с предками через побуждение к анализу значимости насыщенного событиями прошлого и проявлений индивидуальной культуры жителей города [4, с. 336].
С точки зрения В.О. Гусаковой, одним из ключевых смысловых значений Софии Новгородской является заложенная в ней идея преемственности. Киевскую Софию строил отец (Ярослав Мудрый), а новгородскую – сын (Владимир Новгородский). Исследовательница отсылает к Священному писанию, в котором обнаруживается логическая цепочка: начатое отцом дело должно быть продолжено сыном [4, с. 336].
Существует множество исследований, посвященных Великому Новгороду. Одно из них – научно-популярная книга «История Великого Новгорода» В.Г. Смирнова [5]. Современный новгородский автор пишет, что Софийский собор стал предметом соревнования между киевлянами и новгородцами; новгородская София – ответ на брошенный Киевом вызов. Исследователь называет киевскую Софию южной красавицей, а у новгородской отмечает исходящее от нее неподдельное благородство черт. Архитектурное сооружение смогло воплотить в себе дух двух отличных друг от друга народов (обладающих в то же время общими, сближающими их, чертами). Собор стал одним из величайших достижений новгородского искусства и оказал влияние на дальнейшее развитие зодчества в городе и стране.
Книги Виктора Смирнова – литература, предназначенная для массового читателя. Его изложение исторических фактов и их интерпретация носят прежде всего ознакомительный и общедоступный характер. Н.С. Братчикова в своем исследовании утверждает, что научно-популярная литература оказывает немалое влияние на возникновение у подрастающего поколения интереса к науке. Автор научно-популярной литературы (нон-фикшн) одной из важнейших задач своего текста должен считать привлечение молодого читателя, путем подачи информации в форме «увлекательного путешествия». Однако подача, продиктованная необходимостью заинтересовать аудиторию, не исключает верности фактам [6, с. 23]. Повествование В.Г. Смирнова построено таким образом, чтобы привлечь внимание читателя к Софийскому собору как культурно-историческому памятнику, являющемуся предметом гордости новгородцев. Например, он упоминает «намоленность храма» в качестве одной из важнейших отличительных черт. Речь идёт не об историческом факте, не об объективной информации (внешний облик, интерьер и т.д.), а об общем впечатлении автора книги. Понятие «намоленность» писатель сопоставляет с понятием «аура», указывая на их общую семантику: средоточие духовной энергии. Но, с точки зрения В.Г. Смирнова, в контексте описания Софийского собора, «намоленность» более точно передает духовное наполнение храма, созданное бесчисленным количеством произнесённых в нем молитв [5].
Воспитательный процесс протекает не только в образовательных институтах. Личность человека формируется, а затем развивается на протяжении всей жизни. Научно-историческая литература в целом расширяет кругозор читателя, учит анализировать исторические факты и применять критическое мышление. Она развивает патриотическое самосознание, которое побуждает к созидательной деятельности. Локальный научно-исторический текст идентичным образом выполняет воспитательную функцию, но он существует в более сложных условиях. Его задача заключается в пробуждении и усилении любви к своей малой родине или вовсе в убеждении человека, не относящегося к той или иной территории, в ее исключительности, значимости в масштабах целой страны. В.Г. Смирнов, учитывая популярность его исследований, успешно реализует воспитательную функцию своих текстов. Описывая Софийский собор, он демонстрирует характеристики, подчёркивающие исключительность Софии. Тем самым побуждает современное поколение чтить историческую память и хранить материальные ее свидетельства. Ценность Софийского собора состоит в том, что за столетия существования он вобрал в себя саму суть Новгорода, историческое прошлое навсегда отпечатано в его величественных стенах. София – не только достойный пристального внимания объект искусства, это символ полного побед и поражений жизненного цикла города.
В исследовании Т.Ю. Царевской детально рассмотрена «Фреска “Богоматерь с Младенцем на престоле”, 1466 года, из новгородского Софийского собора: особенности иконографии и расположения в храмовом пространстве» [7]. Так как исследования этого автора носят научный характер, они предназначены для более осведомлённой аудитории и, в отличии от научно-популярных текстов, содержат преимущественно объективные факты без субъективной их интерпретации. В статье автор обращает внимание на смешанную технику исполнения фрески, на положение изображенных на ней Христа и Богоматери. Т.Ю. Царевской было выдвинуто предположение, что у фрески мог быть константинопольский прототип, не сохранившийся до наших дней. Т.Ю. Царевская в этом исследовании рассматривает не сам Софийский собор, а фреску как его важную часть.
В исследовании В.Г. Брюсовой собор позиционируется как выдающийся памятник зодчества, культурный и административный центр Великого Новгорода [8]. Понятие «София» в сознании предков-новгородцев было прочно связано с понятием «Отечество». Автор упоминает знаменитый боевой клич новгородцев «Где София, там и Новгород». Об этом выражении вспоминает едва ли не каждый исследователь, решивший создать научный труд о Великом Новгороде. Отсюда напрашивается вывод: важные исторические события, касающиеся Софийского собора, тем не менее не определяют его ценность. В первую очередь, значимость Софии заключается в том, какой ее видели и видят новгородцы. Каменные стены собора «оживают» благодаря силе направленной на них человеческой веры.
Господин Великий Новгород – наиболее известное и полное именование города. Однако предки новгородцев также называли город «Республикой Святой Софии», так как Софийский собор представлялся им символом вечевой республики (верховной власти). О. Кузьмина отвечает на важный вопрос о месте Софийского собора в жизни новгородцев: это пространство, воплотившее в себе ипостась творца, Софию Премудрость Божию, или же в смысловой проекции собора всё же обнаруживается отпечаток язычества? [9, с. 2].
По мнению автора книги, предки-новгородцы не смогли окончательно отказаться от языческого мировоззрения и потому православие, которого они придерживались, адаптировалось к особенностям языческого мышления. Их мировоззрение опиралось на твёрдую убеждённость в богоизбранности новгородской земли. Новгородская церковь стремилась эту убеждённость поддерживать. Таким образом в восприятии новгородцев прошлого София представляла собой богиню-берегиню города.
Образ Святой Софии имел двойственное значение: оставаясь Божьей ипостасью, она в то же время сама по себе являлась сущностью божественного происхождения, оберегавшей город и своей благосклонностью подтверждающей его избранность.
«Новгородика» – просветительский альманах, содержащий современные статьи о культурном наследии Великого Новгорода и особенностях его повседневной жизни начиная с XVII века. В одном из выпусков центральной идеей альманаха стал Софийский собор в качестве «храма мудрости» (уникальной библиотеки). Со времён основания собора в нём хранились богослужебные книги, но постепенно Софийская библиотека расширялась: «исторические летописи и хронографы, юридические документы, памятники канонического права, хозяйственные, приходно-расходные книги, инвентарные описи церковного имущества» [10, с. 71] – всё это хранилось в её стенах. Софийский собор участвовал не только в духовной, но и интеллектуальной жизни новгородцев. Слава о кладезе знаний, собранном в Софийской библиотеке, не утихает до сих пор; библиотека остается актуальным объектом изучения современных исследователей Новгородской земли.
Терешкина Д.Б. и Князева Т.С. считают локальный текст русской провинции не менее интересным, чем текст петербургский и московский [11]. Великий Новгород – городское пространство, ставшее знаково-символьной системой. Формирование локального текста в условиях исторического и культурного существования определенной территории позволяет ему отражать смысловую идентичность описываемого города.
Передача подрастающему поколению краеведческих знаний осуществляется с помощью регионоведческих учебников. Пособие по новгородике для шестого класса, например, приводит не только исторические факты, касающиеся Софийского собора, но и формирует патриотическое отношение школьника к культурному достоянию города, указывает на символическое содержание культурно-исторических объектов [12]. Материалы учебника позволяют создавать и закреплять в сознании обучающегося мысль о том, что предки не представляли существование Новгорода без Софийского собора.
Заключение
Проанализировав ряд краеведческих исследований, автор статьи определил символическое содержание Софийского собора как одного из ведущих концептов новгородского локального текста. Это, прежде всего, средоточие духовных сил Новгорода, объект, вобравший в себя веру новгородцев в Бога и Отечество. София – сердце и душа города, символ кипящей в нём жизни. Само ее появление уже было важным историческим событием, от которого во многом зависел и статус города, решившего бросить вызов киевлянам. С течением времени собор стал свидетелем всего, что происходило с Великим Новгородом, от победоносных походов до сокрушительных поражений, от отчаянной борьбы новгородцев за вольность до вынужденного принятия смены политической доминанты. Жителями России, в особенности новгородцами, София по сей день признается выдающимся архитектурным памятником, важным вкладом в развитие на Руси искусства.
Софийский собор – часть общей, веками выстраивающейся в умах людей смысловой проекции Великого Новгорода. Сменяемость поколений и неумолимое движение исторического процесса неизбежно оказывает влияние на статус этого архитектурного памятника. Современная София уже не является центром новгородской общественной жизни, однако остается культурным центром «сгущенной памяти» Великого Новгорода. Краеведческая литература, как локальный текст, хранит память о её великом прошлом, рождает у современных жителей города трепетное к ней отношение и поддерживает тех, кто обратился к Софии в ходе духовно-религиозных исканий.