Введение
Преступность как социально-правовое явление продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем современного общества, оказывающей существенное влияние на политическую, экономическую и социальную сферы жизни многих государств. Особую озабоченность исследователей и практиков вызывает устойчивая тенденция вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность, что представляет собой серьезную угрозу для будущего развития любого социума. С юридической точки зрения, к категории несовершеннолетних преступников относятся лица, достигшие установленного законом возраста уголовной ответственности (14 лет), но не достигшие совершеннолетия (18 лет) на момент совершения противоправного деяния. Само понятие преступности интерпретируется как сложное социальное явление, характеризующееся совокупностью всех совершенных на определенной территории за конкретный временной период преступлений, которые в соответствии с действующим законодательством влекут за собой уголовную ответственность. В российском правовом поле данное определение закреплено в статье 14 Уголовного кодекса Российской Федерации, где четко указано, что «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» [1], что подчеркивает формально-юридический аспект данного феномена.
Среди множества факторов, детерминирующих подростковую преступность, особое место занимает проблема безнадзорности несовершеннолетних, которая в современных условиях приобретает масштабы социального бедствия. Безнадзорность следует отличать от других негативных социальных явлений. Безнадзорность, беспризорность и социальное сиротство – явления схожие, но отличные от друг друга. Анализ юридических и социологических источников позволяет определить безнадзорного ребенка как «несовершеннолетнего, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей, либо должностных лиц» [2]. Беспризорный – это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и (или) места пребывания [3]. Социальное сиротство объединяет в себя обе группы вышеперечисленных проявлений. Это «особая социально-демографическая группа детей, которые формально имеют родителей, но в силу социальных, экономических, морально-психологических и физических причин фактически лишены родительской опеки» [4]. «По данным Министерства труда РФ, ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей» [5, c. 14].
Все три явления в криминологии изучаются как этапы социального неблагополучия, каждый из которых своеобразно увеличивает риск привлечения в преступную среду. Данную закономерность объединяют несколько первостепенных теорий.
Теория аномии Роберта Мертона объясняет, что преступность появляется из-за несоответствия между признанными в обществе целями (например, финансовым успехом) и легальными способами их реализации. Подростки без поддержки и надзора чаще склоняются к противоправным методам [6].
Теория социального контроля Трэвиса Хирши утверждает, что законопослушание поддерживается прочными социальными узами, такими как семья, общество и школа. Если эти связи ослабляются, например при отсутствии контроля, то исчезают преграды для преступных действий [7].
Идея дифференциальной ассоциации Эдвина Сазерленда акцентирует внимание на том, что преступное поведение приобретается посредством взаимодействия, через общение. Безнадзорные дети часто вступают в группы, где преобладают антисоциальные нормы, и усваивают их [8].
Отсутствие контроля со стороны родителей и иных уполномоченных лиц может стать отправной точкой к совершению подростками противоправных деяний. Важно отметить, что эффективная система профилактики безнадзорности требует комплексного подхода, предполагающего активное участие не только родителей и законных представителей, но и педагогических работников, воспитателей, сотрудников правоохранительных органов и других субъектов профилактики, в чьи должностные обязанности входит контроль за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних.
Исследования свидетельствуют о наличии устойчивой корреляции между уровнем безнадзорности и такими социально-негативными явлениями, как семейное неблагополучие, проявляющееся в злоупотреблении алкоголем, применении насилия, жестоком обращении с детьми; ограниченный доступ к качественному образованию и организованным формам досуга; недостаточная эффективность работы органов системы профилактики [9]. Подростки, воспитывающиеся в подобных условиях, зачастую лишены возможности удовлетворять свои базовые потребности социально одобряемыми способами, что неизбежно толкает их на путь противоправного поведения. Это подтверждает и классификация безнадзорных детей:
«- полностью лишенные родительского попечения и оказавшиеся в бедственном положении, требующие неотложной помощи и защиты;
- частично лишенные родительского попечения, не требующие применения неотложных мер помощи и защиты, однако нуждающиеся в оздоровлении условий их жизни и воспитания;
- не лишенные родительского попечения, но, в связи с конфликтными ситуациями, в которых находятся подростки, и наличием видимых признаков безнадзорности в их жизни и поведении, нуждающиеся в наблюдении за ними, педагогическом воздействии и помощи» [5, c. 15].
Ситуация дополнительно осложняется недостаточным уровнем межведомственного взаимодействия, формальным подходом к организации профилактической работы, слабой материально-технической базой учреждений системы профилактики.
В этой связи особую актуальность приобретает разработка и реализация комплексных программ, направленных на создание эффективной системы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основанной на принципах междисциплинарного подхода, раннего выявления и индивидуальной профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми группы риска.
Цель исследования заключается в раскрытии сущности безнадзорности, анализе правового регулирования её профилактики и предложении направлений деятельности государственных органов для снижения уровня подростковой преступности.
Материал и методы исследования
В данной работе для проведения социально-правового анализа безнадзорности как фактора преступности среди несовершеннолетних использовался комплекс методов, включая анализ нормативно-правовых актов, изучение статистических данных, обобщение судебной практики и анализ научной литературы. В качестве основных материалов исследования выступили законодательные акты Российской Федерации, такие как Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейный кодекс РФ, Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также положения Уголовного кодекса РФ, определяющие понятие преступления и меры ответственности для несовершеннолетних.
Для выявления причин и последствий безнадзорности авторы обратились к данным судебной практики, представленным в электронных базах решений (например, Sudact.ru), и статистическим отчетам Министерства внутренних дел РФ, Следственного комитета и других официальных источников. Особое внимание уделено анализу динамики подростковой преступности за 2023–2025 годы, включая случаи тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений среди несовершеннолетних мигрантов.
Методологическую основу исследования составили системный и междисциплинарный подходы, позволившие рассмотреть проблему безнадзорности в контексте взаимодействия социальных, правовых и педагогических факторов. Применение сравнительно-правового метода способствовало выявлению пробелов в законодательстве и практике профилактики безнадзорности. Кроме того, использовался контент-анализ научных публикаций и учебных пособий, посвященных проблемам девиантного поведения подростков, что позволило обобщить существующие теоретические наработки и предложить направления для совершенствования профилактической работы.
Для обеспечения достоверности результатов авторы критически оценивали источники, уделяя особое внимание актуальности данных и их соответствию современным социально-правовым реалиям. Интеграция количественных и качественных методов анализа обеспечила комплексное понимание влияния безнадзорности на подростковую преступность и позволила сформулировать рекомендации по оптимизации мер профилактики.
Результаты исследования и их обсуждение
Безнадзорность является сложной проблемой и обусловлена совокупностью факторов. Исследования субъективного благополучия подтверждают, что «дети накладывают ограничения на ежедневные положительные эмоции» [10], что в условиях безнадзорности усугубляется отсутствием родительского внимания и приводит к поиску альтернативных, в том числе противоправных, способов самореализации.
Для качественного решения проблемы требуется скоординированная работа ведомств совместно с системами образования, здравоохранения, социальной защиты и правоохранительных органов.
Безнадзорность имеет прямое влияние на увеличение количества правонарушений среди подростков. В Российской Федерации в 2024 году более 21 000 несовершеннолетних нарушили закон, это на 6% меньше по сравнению с 2023 годом. Общее количество преступлений постепенно снижается, в большинстве случаев совершаются тяжкие и особо тяжкие деяния. Например, в 2023 году в г. Балашиха трое подростков, спланировав действия через социальную сеть, совершили нападение на владельца ювелирного магазина. Они напали на потерпевшего в момент закрытия магазина, нанеся 4 удара ножом, проникающие ранения грудной клетки, и похитили 1,8 млн рублей и 12 золотых изделий. Организатор преступления получил максимальный срок для несовершеннолетних – 8 лет колонии [11]. Количество особо тяжких преступлений среди несовершеннолетних в России в 2024 году увеличилось на 22% по сравнению с предыдущим годом [12]. Число уголовных дел в отношении несовершеннолетних за первый квартал 2025 года возросло на 12% по сравнению с этим же периодом 2024 года [13]. Наблюдается увеличение преступности среди подростков-мигрантов. Причинами являются тяжёлая адаптация и дискриминация среди сверстников. Согласно данным Министерства внутренних дел, опыт совершения противоправных деяний имеет каждый третий правонарушитель несовершеннолетнего возраста. Данный факт отражает неэффективную работу системы профилактики и социального сопровождения после первой правонарушающей ситуации: подростки не получают достаточной помощи и мотивации, чтобы сменить прежний образ жизни и изменить свое поведение.
Безнадзорность следует рассматривать не как социальное явление, а как фактор, влияющий на проявление ситуации криминогенного характера. Существующую систему профилактики необходимо корректировать и улучшать механизмы воздействия на подростковую среду.
На правовом уровне профилактика безнадзорности регулируется рядом ключевых нормативных актов. Основным законом является Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», он закрепляет структуру системы, круг субъектов профилактики и основные направления работы с детьми. Также огромное значение имеют Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Данные законодательные акты устанавливают принципы защиты детства и механизмы поддержки неблагополучных семей. Государство обязано заботиться об обеспечении защиты прав ребенка и контролировать систему мер, которая направлена на раннее выявление и устранение факторов риска.
Наличие правовой базы не гарантирует, что указанные нормы способны в полной мере регулировать качественную работу, на практике соответствующие органы часто сталкиваются с трудностями. Зачастую органы опеки и попечительства лишь фиксируют факт совершенного правонарушения или нахождение ребенка в неблагополучной среде, системная поддержка и сопровождение ребенка отсутствует. Все это связано с недостаточным координированием работы между органами власти, нехваткой специалистов и неимением единой системы учета семей, находящихся в социально опасном положении [14, с. 56].
Социально-правовой анализ отражает, что безнадзорных подростков и детей отправляют в специализированные учреждения, не проработав первичные признаки девиантного поведения, тем самым отражается карательный подход. Необходимо внедрить устойчивые профилактические меры, при помощи которых будет оказана образовательная поддержка, психологическая помощь. В школах и колледжах следует привлекать детей и подростков к участию в культурной, спортивной и трудовой деятельности. Необходимо ввести факультативные занятия по развитию личных навыков и принятию решений в тех или иных ситуациях; проводить усиленную работу с семьями: консультации и мероприятия. Благодаря данным мерам будут созданы условия для позитивной социализации детей и произойдет снижение вероятности вовлечения в противоправную деятельность.
С развитием информационных технологий подростки проводят много времени в Интернете и попадают в криминальную среду через онлайн-платформы, например с целью заработать денежные средства. Одним из примеров выступает дело троих 14-летних подростков из города Канск. Основанием для обвинения стало несколько действий несовершеннолетних: расклейка политических листовок с критикой власти на здании ФСБ; обсуждение анархистских идей в социальных сетях «ВКонтакте» и Telegram; создание здания ФСБ и его «взрыв» в компьютерной игре Minecraft, а также в домашних условиях была осуществлена попытка изготовления дымовой шашки и подобия «коктейля Молотова». Двое подростков, признав вину, получили условный срок, а третий был приговорен к 5 годам колонии [11]. Мониторинг интернет-пространства и обучение безопасному поведению в Сети повлияют на снижение преступности среди несовершеннолетних. Решение проблемы возможно при формировании единой автоматизированной системы межведомственного взаимодействия, которая позволит в режиме реального времени отслеживать ситуации, связанные с риском, и немедленно реагировать на них. Не менее важно улучшить подготовку кадров и постоянно повышать уровень квалификации действующих сотрудников, внедрив практико-ориентированные модели работы.
Безнадзорность среди несовершеннолетних – один из ключевых факторов детской преступности, а не только следствие социального неблагополучия. Для устранения современных проблем необходима системная работа с семьей и ребенком, изменение подхода к профилактике. Добиться успешной интеграции несовершеннолетних в общество возможно при комплексном подходе и достаточном финансировании со стороны государства.
Заключение
Проведенное исследование позволило выявить значительное влияние безнадзорности на рост преступности среди несовершеннолетних, что подтверждается анализом статистических данных, судебной практики и нормативно-правовой базы. Безнадзорность, обусловленная неблагополучными семейными условиями, недостатками в работе органов опеки и социальной защиты, а также отсутствием доступа к образованию и досугу, создает предпосылки для вовлечения подростков в противоправную деятельность. Особую тревогу вызывает увеличение доли тяжких и особо тяжких преступлений, а также рост правонарушений среди несовершеннолетних мигрантов, что свидетельствует о системных пробелах в профилактической работе. Несмотря на наличие законодательной базы, включающей Федеральный закон № 120-ФЗ, Семейный кодекс РФ и другие нормативные акты, практическая реализация мер профилактики остается неэффективной из-за недостаточной координации между ведомствами, нехватки специалистов и преобладания карательного подхода над профилактическим. Решение проблемы требует комплексного междисциплинарного подхода, направленного на раннее выявление рисков, усиление психолого-педагогической поддержки, мониторинг интернет-пространства и интеграцию подростков в социально полезную деятельность. Ключевым условием обеспечения эффективности профилактической деятельности является системный переход от карательной (репрессивной) парадигмы к превентивной. Данная стратегия предполагает приоритетное развитие мер упреждающего характера, к числу которых относятся организация психолого-педагогического сопровождения семей, реализация комплексных образовательных программ, а также целенаправленное создание социальных условий, способствующих успешной и позитивной социализации личности. Только при условии достаточного финансирования, межведомственного взаимодействия и постоянного повышения квалификации специалистов можно добиться устойчивого снижения уровня подростковой преступности и минимизации влияния безнадзорности как ее ключевого фактора.