Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Во всех образовательных системах придается большое значение оценке и ее процедуре. Это объясняется тем, что оценка позволяет различным субъектам оценивания (органам государственной власти, органам управления образованием, педагогическим коллективам, учащимся, родителям и т.д.) определить степень эффективности результатов образования и т.д.

Концепция оценки в настоящее время затрагивает не только учащихся и их достижения, но и само учреждение, его преподавательский корпус, внешние связи и систему образования в целом. Необходимость оценки признана и государством и обществом, однако реализация остается достаточно сложной. Существующие в настоящее время количественные подходы оказываются слишком общими и не в полной мере отражают все многообразие деятельности образовательного учреждения, качественные подходы остаются в большой степени субъективными. Поэтому важной проблемой в современной теории и практике управления качеством образования является разработка целей и методик оценки.

Наиболее полным и практикоориен-тированным подходом к оцениванию качества деятельности образовательных систем, учитывающим все многообразия заявленной проблемы, на наш взгляд, может стать образовательная квалиметрия.

Квалиметрия как научное направление связана с количественным описанием качества объектов или процессов и изучает методологию и проблематику разработки комплексных количественных оценок качества любых явлений и предметов. В качестве самостоятельного направления выделилась    педагогическая    (образовательная) квалиметрия, под которой понимают применение методов квалиметрии к комплексной оценке психолого-педагогических и дидактических объектов. Ее основы заложены в работах таких отечественных ученых, как Г.Г. Азгальдов, А.И. Субетто, Н.А. Селезнева, СИ. Архангельский, И.Б. Ительсон, В.П. Мизинцев, Н.М. Розенберг, A.M. Сохор, ММ. Поташник, а также зарубежных и других ученых.

Методологическая значимость квалиметрии для образования заключается в принципиальной возможности выражать качество объектов образовательных систем, нематериальных по своей природе, одним количественным показателем, несмотря на множественность его различных свойств и признаков.

Оценка (оценивание) в квалиметрии определяется как особый тип функции управления (деятельности), направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки. С этих позиций оценка качества рассматривается как тип оценки, в котором объектом выступает одно из понятий качества. Оценивание качества, с одной стороны, является частным случаем измерения качества в системе ценностных отношений, а с другой стороны включает в себя систему измерений качества.

В рамках образовательной квалиметрии процедура оценивания состоит из двух важнейших этапов: измерение свойств объекта и собственно самого оценивания измеренных свойств. Это утверждение является концептуальным подходом к функционально-целевой концепции качества образовательных систем.

Внешняя оценка качества объектов образовательной системы осуществляется через призму личностных предпочтений субъекта оценивания, под которыми мы понимаем те заинтересованные в качестве образования стороны, которые вовлекаются в систему обеспечения качества как эксперты, высказывающие свое мнение о различных аспектах образовательного учреждения на этапе оценивания.

В научном и практическом плане следует выделить четыре субъекта, чьи оценки образования социально значимы и требуют учета в практике развития образовательной системы - государство, собственно сама система образования, учащийся и родители как выразители его интересов, общественные структуры. Система образования формируется на основе потребностей общества, интересы которого представляет государство в лице соответствующих органов управления образованием.

Для описания номенклатуры показателей качества деятельности образовательного учреждения необходимо определиться с моделью оценивания. Под моделью оценивания понимается система значимых управляемых показателей, определяющих эффективность деятельности образовательной системы в целом, где свойство, качество системы не сводимо к сумме отдельных элементов и обусловлено взаимодействием с субъектом управления и внешней средой.

Для описания структуры и номенклатуры показателей качества образования мы используем модель оценки внутрисистемных показателей (ценностноориентирован-ная модель), модель оценки входных показателей (нормоориентированная модель) и модель оценки по результатам деятельности (целеориентированная модель), описанных Г.Н. Мотовой и В.Г. Наводновым, а также модель комплексной оценки [1,2].

Под моделью оценки внутрисистемных показателей в исследовании понимается система оценки с приоритетным выбором ценностноориентированных параметров, формирующих репутацию и признание внешней среды, в том числе субъекта управления, при этом особое внимание уделяется процессу (а не результату) преподавания, как профессиональной деятельности, и процессу обучения.

Модель оценки входных показателей связана с системой оценки с приоритетным выбором управляемых (в данном случае, нормированных) и формально контролируемых параметров. Данная модель описывает строгое следование заданным нормативам (стандарту, эталону), обеспечивает эффективность деятельности системы и ожидаемые результаты. Оценка входных показателей в данном случае рассматривается как оценка соответствия нормативным требованиям.

Под моделью оценки по результатам деятельности понимается система оценки достижений, характеризуемая выбором целеориентированных параметров и степенью достижения заявленных целей. Этот подход связан с определением достижения цели образовательной программы по показателям результативности деятельности. Основная идея этой модели - описательный подход к формированию образовательных целей, учитывающий интересы общества, учащихся и преподавателей.

Под моделью комплексной оценки понимается система оценки, выбор показателей которой определяется целеориенти-рованным и ценностноориентированным подходом. Определяющими показателями в этой модели являются показатели процесса. Ее принципиальное отличие от других моделей в том, что показатели процесса оцениваются комплексно через резуль -тативность и эффективность. Эта модель сочетает в себе 4 типа оценивания: оценку цели, оценку условий образовательной деятельности, оценку самого образовательного процесса, оценку результатов.

Эта модель, на наш взгляд, является универсальной и позволяет ее применять в оценке образовательных учреждений разных типов и видов.

Как уже говорилось выше, система образования обладает таким свойством, как открытость. Это означает наличие факторов, влияющих на образовательные результаты, но не зависящих от систем управления. Следовательно при оценке качества образования нельзя требовать одинаковых результатов (а значит, и базы сравнения) от образовательных систем, находящихся в существенно разных, независящих от них, условиях. В связи с этим

выбор базы сравнения при оценивании зависит: 1) от цели оценки и 2) от конкретных социально-экономических условий развития административно-территориальной единицы (это может быть область, субмуниципальный район, крупный город, промышленный город, сельский район, закрытое административное территориальное образование).

Сделать квалиметрический подход концептуально единым и непротиворечивым, можно, на наш взгляд, на основе сформулированных принципов функционально-целевой концепции: качество описывается иерархической структурой показателей; показатели неравнозначны по вкладу в комплексную оценку; их дифференциация производится на основе присвоения статуса (доминирующий, компенсируемый) и значимость внутри группы в виде весовых коэффициентов; зависимость оценок от показателей не является пропорциональной и описывается убывающей, возрастающей, локальной и колоко-лообразной функциями; для оценки отдельного показателя экспертным методом определяются свои индивидуальные и ре-перные точки.

В целом, образовательная квалиметрия позволяет по-новому подойти к осмыслению технологического и оптимального подхода решения педагогических и управленческих проблем. Она обеспечивает получение максимально полной и предметно-конкретной информации, оптимально организованной во времени, что создает основания для эффективного функционирования как отдельных элементов системы образования, так и самой системы образования в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мотова, Г.Н. Сравнительный анализ систем аккредитации за рубежом / Г.Н. Мотова [и др.]. - [Б. м.]: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 1997. -32 с.
  2. Наводнов, В.Г. Модели, процедуры и программные средства самообследования образовательной организации. Система ФОНД / В.Г. Наводнов, А.П. Паскаль. - [Б. м.] : Научно-информационный центр государственной аккредитации, 1997. - 34 с.
  3. Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия - наука об измерении качества продукции / Г.Г. Азгальдов, А.В. Гличев, З.Н. Крапивенский [и др.] // Стандарты и качество. - 2007. - №4. -С. 62-63.
  4. Субетто, А. И. Квалиметрия человека и образования. Методология и практика : материалы Второго симпозиума. От квалиметрии человека - к квалиметрии образования (генезис) / А.И Субетто. - М. : [б. и.], 1993. - Кн. 2. Ч. 1. - 242 с.
  5. Рубин, Г.Ш. Логические законы оценки качества продукции : библиогр. указ. / Г.Ш. Рубин. - [Б. м. : б. и.], 1982. - №1. - Деп. В ВИНИТИ 19.08.1981.-№4105-81.