Компетентные специалисты отличаются от высококвалифицированных тем, что последние обладают высоким уровнем знаний, но могут быть некомпетентны в данной профессии. По определению Д.Н.Ушакова компетенция - это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.
Опыт к студентам приходит в процессе кропотливого труда при самостоятельной работе.
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. №160.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
В частности, каждое занятие по химии проводится по методу, требующему самостоятельности студента. Перед студентами ставится задача освоить материал. Категорически оговаривается с первого занятия исключение подсказки друг другу. Это обосновывается тем, что пусть студент ответит неверно. За это оценка «неудовлетворительно» не выставляется . Далее наводящими вопросами его подводим (преподаватель совместно со студентами) к верному ответу. Таким образом, отвечающий студент за время разбора ошибок проговаривает весь необходимый теоретический материал и к концу решения задачи или примера осознает свои ошибки. При такой работе группа студентов относится друг к другу не как конкуренты, а по-дружески "тянет за собой" своего товарища. Итак, в конечном итоге все студенты работают самостоятельно, но при этом ощущается единый творческий дух и в итоге - при наличии хотя бы трех студентов, быстро осваивающих материал, - выравниваются знания в группе и повышается средний балл успеваемости.
Информация, исходящая на лекции от преподавателя, студентами не усваивается одновременно в виде знаний и умений. Потери, возникающие во время этого процесса, можно восполнить во внеаудиторной самостоятельной ра-боте. По учебному плану отводится определенное количество часов на самостоятельную работу студентов, которая подразумевает:
1) обязательную работу над предметнойтерминологией;
2) выполнение домашних заданий;
В свете программы перехода государственной системы аттестации специалистов на тесты, обязательным является также необходимость выработать в студентах
3) сознательное восприятие и выполнениетестовых заданий;
и , наконец,
4) решение ситуационных задач.
Как ни странно, но студентам многие слова, применяемые в бытовой речи, иногда становятся затруднительными для выражения технической мысли.
Так, например, в преподавании химии работа над терминами заключается в освоении химических терминов и ознакомлении со специфическими словами, выписанными из текста учебника.
Например, при изучении темы «Строение атома» в лексико-грамматический материал студента включаем следующий перечень слов и словосочетаний:
диффузия, валентность, эквивалент, гипотеза, перегруппировка, радиоактивность, изотопы, электронейтралъный, квантовая теория, электронное облако, электронный слой, электронная конфигурация, орбиталъ, ориентация, спин, ячейка, антипараллельный, правило наименьшего запаса энергии, основное и возбужденное состояние атома.
Наиболее простой вид самостоятельной работы - выполнение домашних заданий. Текст каждой главы учебника, по которому работают студенты, состоит из теоретического материала и вопросов для самоконтроля. Выполнение заданий контролируется непосредственно на практических занятиях во время, отведенное на опрос. Положительными сторонами этого вида самостоятельной работы являются ее регулярность и возможность накопления отметок для более объ -ективной оценки знаний студентов. Оценка «неудовлетворительно» не выставляется. Остается задолжность по невыполненному заданию. При сдаче задолжности за выполнение задания не в срок оценка не занижается. Это стимулирует студента на получение более высокого балла, чем «удовлетворительно», что, соответственно, влечет за собой не погоню за оценкой, а по возможности глубокое изучение теоретического материала предмета.