Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Студенты постоянно вовлекаются преподавателем в разнообразную учебную деятельность. Очень важно понять ради чего выполняется эта деятельность. Для того, чтобы понять причины, побуждающие к активности, используется конструкт «мотивация». Мотивационное поведение есть результат действия двух факторов - личностного и ситуационного. Под личностным фактором понимается мотивационная диспозиция личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под ситуационным - внешние, окружающие человека условия (отношения, оценки, реакция окружающих, физические условия и т. д.). В соответствии с этим выделяется внешняя и внутренняя мотивация, и два типа поведения, соответствующие внешней и внутренней мотивации (Чирков В. И., 1996; Ryan, Deci, 2000). Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующим и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней. Например, студент стал более добросовестно готовиться к занятиям после того, как получил информацию о возможности повышения своего рейтинга. Добросовестная подготовка в этом случае внешне мотивированное поведение. Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Например, если студент в восторге от лекции или семинара и хочет почитать дополнительную литературу, чтобы поучаствовать в обсуждении интересующей его темы, то он демонстрирует внутренне мотивированное поведение. В данном случае его активность связана с интересом и удовольствием, которые сопровождают процесс познания и открытия нового. Психологами получены достоверные результаты о корреляции внутренней мотивации с креативностью, когнитивной гибкостью, с эмоциями интереса, радостного возбуждения, с эффективностью решения трудных задач, с повышением самоуважения.

Т. е. внутренняя мотивация более положительно влияет на познавательные процессы и на развитие личности в целом. Таким образом, проблема организации учебного процесса связана с разработкой таких методов обучения и форм проведения практических занятий, которые бы активизировали внутреннюю мотивацию студентов. В ходе учебного процесса у нас есть положительный опыт применения игровых ситуаций и ролевых игр (врач - пациент) на занятиях, где обсуждаются заболевания с разнообразной клинической картиной. В основе данной формы организации учебных занятий заложена возможность свободного выбора, что способствует повышению внутренней мотивации, исследовательской активности, раскрытию творческого потенциала студентов.