Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам образовательных учреждений, в том числе медицинских вузов. Врач должен обладать глубокими знаниями, прочными практическими навыками, так как современный научно-технический прогресс требует от специалиста постоянного совершенствования своих знаний, навыков, умений.

В последние годы в меняющейся парадигме высшего образования все чаще обращаются к понятию «компетентность». Это совокупность способностей, качеств личности, которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности.

Цель исследования: изучение профессиональной и коммуникативной компетентности выпускников медицинского вуза.

Руководителям лечебных учреждений были предложены анкеты, в которых просили оценить по 5-ти балльной системе профессиональную (теоретическая и практическая подготовка) и коммуникативную (добросовестность, порядочность, коммуникабельность, выполнение правил деонтологии и др.) компетентность выпускников за пятилетний период работы.

Проведенный анализ показал высокие оценочные критерии профессиональной и коммуникативной компетентности выпускников.

По специальности «Лечебное дело» теоретическая подготовка выпускников в оценке «4» и «5» по мере отдаления периода окончания вуза снижалась с 95,8% до 87,4%. Это можно рассматривать как закономерное явление, подтверждающее необходимость повышения уровня подготовки врача по специальности через определенный период времени. По критерию практическая подготовка также дана высокая оценка выпускникам, частота «4» и «5» имеет тенденцию к повышению по мере увеличения периода после окончания вуза с 83,1% до 94,7%. Это вполне объяснимо, так как у выпускников накапливается практический опыт в результате врачебной деятельности.

За 5-ти летний период отмечена высокая степень деловой активности выпускников. По этому критерию работа оценена на «4» и «5» в 87,0% - 94,1% случаев.

Немаловажное значение в профессии врача имеет коммуникативность, так как врач должен уметь общаться с пациентами, коллегами, родственниками больных, администрацией и др. Высоки результаты оценки моральных качеств выпускников руководителями ЛПУ. Так коммуникативная компетентность во временном периоде представлена следующим образом: добросовестность на «4» и «5» оценили в 91,5% - 97,1%; порядочность - 94,8% - 98,6%; коллегиальность -93,5% -97,1%; соблюдение правил деонтологии -93,4% - 98,6%.

Идентичные показатели в оценке профессиональной и коммуникативной компетентности получены в отношении выпускников по специальности «Педиатрия».

Из полученных данных следует, что фундамент компетентности будущего врача формируется в процессе обучения в вузе. Преподаватели вуза развивают и стимулируют личностный потенциал обучающихся. У выпускника заложенные основы компетентности совершенствуются и реализуются в процессе трудовой деятельности.