Управление является сложнейшей областью человеческой деятельности, направленной на функционирование определенной структуры организованных систем. Управление рассматривается, с одной стороны, как система в единстве и соподчинении ее структурных компонентов, с другой, как процесс, в основе которого лежит последовательная смена этапов развития, совокупность действий руководителя для достижения результатов.
Вопросы управления социальными системами имеют многовековую историю, когда еще задолго до нашей эры появились первые научные трактаты по военному искусству и искусству управления государством. Так, в философских учениях древних греков образование отождествлялось с управлением государством, а этимология слова «педагогика» восходит к руководству, управлению молодежью. Однако научные подходы к разработке вопросов управления образованием складываются в начале XX столетия.
Современная теория управления образования за рубежом развивалась в русле теории управления социальными организациями, тогда как в нашей стране она опиралась на положения педагогической теории. Основоположник отечественной теории управления А.А.Богданов в 20-х годах сформулировал основы тектологии - науки об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Вплоть до середины XX столетия система управления ориентировалась на принципы директивного регулирования социально-экономических процессов, а для отечественного образования было характерно предельное ограничение самостоятельности учреждений, унификация и административные методы воздействия.
Начиная с 50-60-х годов, тенденция к социальной переориентации экономики вновь усиливает внимание к вопросам дифференциации и индивидуализации, однако общие подходы к управлению оставались прежними. Попытка вновь осмыслить процесс качественного изменения системы отечественного образования была предпринята в проекте Концепции непрерывного образования в 1989 году.
Кризис 90-х годов «обнажил» проблемы сложившейся системы образования, а именно: незаинтересованность в освоении новаций, отсутствие финансирования на развитие педагогической теории и практики, «единство и единообразие», ведущее к нивелированию личности и т.д. С принятием в 1992 году Закона РФ «Об образовании» наметилась тенденция к децентрализации управления образования и усилению самостоятельности образовательных учреждений, но с неизжитым принципом административного управления.
Сегодня в научной литературе нет единой трактовки понятия «управление». С одной стороны, оно рассматривается в рамках функционирования социальной системы, с другой - применительно к конкретным системам, в том числе, педагогическим. Применительно к образованию, данное понятие в отечественной педагогике рассматривалось как управление школой, а термин «внут-ришкольное управление» объединял «управление образованием» и «управление школой» (Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Р.Х. Шакуров и др.).
Введенный Г.Н.Сериковым научный термин «управление образованием» расширил традиционную трактовку, включив в данное понятие не только внутреннее управление, но также самоуправление и управление образованием со стороны органов управления образованием. Современное управление образованием представляет собой целенаправленное взаимодействие сторон, выступающих в роли субъекта-объекта управления (М.В.Артюхов).
Вопросам управления целостными системами образования посвящен целый ряд научных исследований. Так, общие закономерности управления целостными системами образования и, в частности, обоснование взаимосвязи педагогического труда и качества управления системой образования, рассматриваются в работах Ю.В. Васильева, Е.С. Березняка, Ю.А. Конаржев-ского, М.И. Кондакова, П.В. Худоминского и др.
Современные тенденции и особенности развития систем образования представлены в работах Б.С. Гершунского, В.И. Генецианского, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, А.П. Тряпициной и др.
Проблемам управления образовательными системами в контексте современной социокультурной ситуации уделено в трудах Е.С. Заир-Бек, B.C. Лазарева, М.М. Поташник, П.И. Третьякова, Н.И. Роговцевой и др. Существенный вклад в разработку исследований теории управления внесли такие ученые, как В.П. Беспалько, В.Г. Кириллова, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова и др.
Усиливающаяся тенденция к нововведениям и демократизации управления обусловлена не только политической идеологией и экономическими процессами, но и культурно-национальной и региональной политикой России. В частности это проявляется в принципах регионального и муниципального управления, регламентирующих относительную самостоятельность и возможность модификации в зависимости от условий.
В русле происходящих изменений в управлении системой образования активно используется термин «менеджмент», который трактуется как совокупность теории и практики управления деятельностью людей, направленной на эффективное использование физического и интеллектуального потенциала личности и коллектива, а также имеющихся материальных и финансовых ресурсов с целью достижения определенной задачи. В свою очередь образовательный (педагогический) менеджмент рассматривается как совокупность методов, средств, приемов и функций управления образовательными (педагогическими) учреждениями, опирающихся на законы и принципы управления и направленных на достижение целей образования (Н.В.Пернай).
Системообразующими элементами образовательного менеджмента как деятельностной системы являются:
- педагогический менеджмент - комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным и учебно-познавательным процессом;
-
образовательный процесс;
- менеджер учебно-познавательного процесса - руководители учебного заведения, выступающие в качестве субъектов управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников;
- мониторинг образовательного процесса. Один из тезисов, провозглашенных в Концепции модернизации российского образования - ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг как основа для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов -особо актуализирует вопрос об особенностях маркетингового подхода к образованию. В широком смысле данное понятие рассматривается как способ изучения потребностей населения в получении тех или иных знаний и ориентация учебных заведений на их удовлетворение посредством:
- предоставления учащимся, их родителям возможности выбора учебных предметов и учреждений;
- формирования рынка образовательных услуг;
-
расширения сети образовательных услуг;
- формирования как государственной, так и негосударственной сети образовательных учреждений.
Современная система общего и начального профессионального музыкального образования представляет собой достаточно разветвленную сеть образовательных учреждений: общеобразовательная школа с углубленным изучением музыкальных предметов, музыкально-педагогический лицей, центры дополнительного образования детей, дворцы и дома детского творчества, центры внешкольной работы, центры эстетического воспитания детей, центры молодежного творчества, детские школы искусств, музыкально-хоровые школы, детские музыкальные школы.
Законодательство при этом разделяет все образовательные учреждения в зависимости от формы собственности и категории учредителя на: государственные (федеральные и региональные); муниципальные; частные (негосударственные и немуниципальные); учреждения общественных и религиозных организаций (объединений) (негосударственные и немуниципальные).
Специфика рынка образовательных услуг, который, по мнению А.Б.Вифлеемского, не равен рынку образования, определяется субъектами маркетинговых отношений, в качестве которых выступают:
- учреждения общего и начального профессионального музыкального образования;
- потребители образовательных услуг (учащиеся и их родители);
- посредники в структуре системы музыкального образования и внешние посредники, обеспечивающие реализацию образовательных процессов (органы управления образованием всех уровней; органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений; кредитно-финансовые учреждения и др.);
- общественные организации и структуры, участвующие в продвижении образовательных услуг на рынке.
Эффективность маркетингового подхода в сфере музыкального образования определяется и особенностями образовательных услуг, а, именно:
- Услуги не материальны и не осязаемы до момента их приобретения, поэтому естественны опасения потребителя в получении некачественной или не соответствующей его ожиданиям услуги.
- Услуги тесно связаны с лицом или лицами их оказывающие (учитель, преподаватель, концертмейстер) и, следовательно, не постоянны по качеству, т.к. замена данного лица ведет к смене спроса на данную услугу. Данное непостоянство также определяется индивидуальными различиями уровней музыкального развития детей.
- Услуги неотделимы от субъектов, поскольку конечный результат образовательной деятельности зависит от заинтересованности и усилий самого потребителя (учащегося).
- Услуги в отличие от материальных предметов несохраняемы, а, следовательно, приизменении спроса на нее образовательное учреждением вынуждено вносит коррективы в штат педагогических работников, что может повлечь кухудшению качества обучения.
- Услуги носят длительный характер, темсамым, способствуя модернизации образовательных программ и ориентации на перспективные потребности потребителей (учащихся и их родителей).
Однако преуспевание учреждения музыкального образования во многом зависит от успешности завоевания рынка предлагаемых им образовательных услуг. Адаптация к функционированию в условиях конкуренции в свою очередь требует решения ряда задач, таких как: привлечение внимания потенциальных потребителей образовательных услуг; завоевание их интереса; удержание благоприятного рынка длительное время и др. Тем самым, образовательные учреждения должны не только ориентироваться на рынок, но и создавать новые тенденции в нем, исходя из принятых перспективных направлений государственной и региональной политики в сфере музыкального образования.
С целью позиционирования своей деятельности на рынке образовательных услуг, учреждения музыкального образования сегодня используют ряд коммуникативных технологий, таких как: формирование благоприятного общественного мнения об учебном заведении и его продукции (связи с муниципальными, окружными и городскими СМИ; издание собственной периодики; связи с органами власти и общественными организациями; формирование собственного бренда и пр.); реклама мероприятий учреждения (пригласительные билеты на концерт с логотипом школы, наружная реклама, типографские афиши, календарики с изображением концертных мероприятий и пр.); мероприятия с целью информации о новых образовательных услугах, приглашениях посетить концерты, конференции, праздники и др.
Вышесказанное не отражает весь спектр вопросов, связанных с проблемой управления в сфере музыкального искусства и образования, и требует сегодня системного исследования. Вместе с тем, современная тенденция, связанная с поиском путей ее решения и накопленный эмпирический опыт позволяет говорить о своевременности постановки проблемы управления в сфере музыкального искусства и образования.