Каждый ребенок представляет собой своеобразную личность. Поэтому принцип индивидуализации воспитания и обучения в государстве Каптерев относил к существенным принципам педагогики. Одна из форм человеческих отношений есть государство. Значение государственной формы жизни для развития и успехов человечества велико и благодетельно; но одна эта форма людских отношений не может создать человеческого благополучия. В государстве отдельная личность тонет, государство преследует такие общие, широкие, безличные интересы, при которых не может обращать внимание на отдельных личностей: они должны служить государственным интересам, приносить себя в жертву. Каптерев утверждает, что «государство не содействует развитию личности, так как рассматривает индивидуумов, как простой строительный социальный материал»[1].
По нашему мнению, придерживаясь психолого-педагогических взглядов Каптерева, наряду с государственными интересами постоянно идут личные. Личность не может превратиться всецело в члена государства, жить одними его интересами и заботами: у неё есть свои заботы и интересы, которые нередко не совпадают с государственными. Возникает борьба между личными и государственными интересами, обход интересов государства, перевес личного интереса над государственными[2].
По мнению П.Ф. Каптерева между интересами личными и государственными стоят интересы общественные. Они не так широки, как государственные интересы, и не так узки как личные. «Они вырывают личность из круга её маленьких и тесненьких интересов и вводят в широкое море разнообразной совместной деятельности; они составляют естественный переход от личных интересов к государственным»[3].
В настоящий период времени осознана мысль, что формирование творческого отношения человека к себе и к окружающему миру во многом определяется социальным институтом образования того или иного государства. Условием, при котором образование выступает таким фактором, является предоставление учащимся права на свободное развитие и проявление своих способностей[4].
Педагогический процесс является проводником к формированию и развитию мировоззренческих, личностных, духовных, нравственных и физических качеств подрастающего организма, а также подготовке достойного индивидуума своего Отечества, патриота своей Отчизны. Сердцевиной педагогического процесса П.Ф. Каптерев считал формирование личности свободного гражданина своей Родины, своего государства.
«Педагогический процесс, - писал он, -есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в меру ее сил, сообразно социальному идеалу»[5].
Следует заметить, что основной и серьёзной ошибкой П.Ф. Каптерева являлась автономность, то есть независимость педагогического процесса от государства, церкви и некоторых других институтов. Учёный утверждал, что педагогический процесс должен быть свободен, а это возможно, если он будет развиваться вне всяких чуждых давлений со стороны. Таким образом, идея автономности педагогического процесса -это хорошо знакомая, типичная для буржуазной педагогики, антинаучная теория аполитичности воспитания1.
К «Высшим началам» педагогического процесса, необходимым для развития и формирования личности подрастающего поколения, патриота и гражданина своего Отечества (по П.Ф. Каптереву) приемлемы следующие аспекты:
- Все физические и духовные силы воспитываемого подлежат усовершенствованию соответственными систематическими упражнениями.
- Усовершенствование личности основывается на самодеятельных упражнениях, развиваемых организмом в силу присущей ему самобытности.
- Усовершенствование личности имеет индивидуально-общественный характер.
- Усовершенствование личности и весь вообще педагогический процесс есть процесс автономный.
Важнейшими условиями правильного воспитания и социализации детской личности в том или ином государстве, Каптерев считает выработку у детей общественной потребности, развитие общественного чувства в совместных играх в деятельности для других...
Задачи и основы семейного воспитания. // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. - С. 31.
[2] См.: Задачи и основы семейного воспитания. // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. -С. 31.
[3] Там же.
[4] Саннщова А.И., Калинина О.Л Формирование у подростков готовности к развитию своего творче-ского потенциала в самообразовательной деятельности: Учебно-методическое пособие. / Пермский государственный педагогический университет. -Пермь, 2001. - С. 24.
[5] Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. - СПб., 1905. - С. 51.
Гольдина A.M. Пётр Фёдорович Каптерев (1849-1922). // Педагог, педагогика и школа. Сборник 42. Выпуск 9. / Ред. кол. В.А. Сластёнин, П.А. Шавир. -Тюмень, 1968. - С. 268.