Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Центральной стратегической задачей среднего профессионального образования на предстоящий период, с учетом сложившей социально-экономической ситуации, является, с одной стороны, обеспечение высокой конкурентоспо­собности и востребованности выпускников не только в период кризиса, но и в посткризисный период, путем приближения процесса их подго­товки к реальным условиям и потребностям про­изводства, а, с другой стороны, активное включе­ние в процесс переподготовки востребованных рынком труда кадров, используя при этом мо­дульный принцип построения краткосрочных программ опережающего обучения.

Однако подготовка специалиста, соответствующего этим требованиям, требует решения двух основных вопросов, наиболее остро стоя­щих именно перед учреждениями среднего специального образования, готовящими специалистов для высокотехнологичных производств:

-      каким требованиям должен удовлетворять этот специалист, чтобы он был конкуренто­способен и востребован;

-      как подготовить такого конкуренто­способного специалиста, не имея того самого высокотехнологичного оборудования, на котором он должен будет в дальнейшем работать.

Первая попытка решения данных вопро­сов была предпринята нашим колледжем при выполнении инновационной образовательной программы «Интеграция образовательных ресур­сов колледжа и социальных партнеров с целью создания инновационной среды, обеспечивающей подготовку специалистов с акмеологической на­правленностью для высокотехнологичных производств»(2007г.)[1]. Однако, в ходе реализации данной программы и активной работы с социаль­ными партнерами по интеграции образователь­ных ресурсов, нам удалось выяснить следующее:

-  закупленное нами и представленное социальными партнерами в безвозмездное пятилетнее пользование лабораторное и технологическое оборудование, безусловно, создали необходимые предпосылки для подготовки более востребован­ного специалиста; однако при этом не охвачен весь спектр оборудования, необходимого для подготовки конкурентоспособного и востребованного высокотехнологичным производством специалиста;

-   в настоящее время социальным партне­рам крайне необходимы специалисты, которые могли бы сразу по окончанию колледжа (а еще лучше уже в процессе производственных практик и дипломного проектирования) приступить к экс­плуатации современного высокотехнологичного оборудования на производстве;

-   самыми востребованными в высокотехнологичном производстве в настоящее время яв­ляются специалисты в области технологии машиностроения, знающие не только современные технологии и имеющие навыки эксплуатации высокотехнологичным технологического оборудования, но и имеющие навыки работы с совре­менным программным обеспечением и современ­ной вычислительной техникой.

По сути дела, в настоящее время, предприятиям требуются квалифицированные техно­логи, владеющие современным программным обеспечением и умением работать с современной вычислительной техникой, а также специалисты в области программирования и вычислительной техники, владеющие знаниями в области высоких производственных технологий и умениями рабо­тать на современном высокотехнологичном оборудовании. Все это привело нас к мысли о необходимости реализации нового инновационного подхода к подготовке специалистов для высоко­технологичных производств путем интеграция специальностей 151001 «Технология машино­строения» и 230105 «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизирован­ных систем» на базе объединенных образова­тельных ресурсов колледжа и социальных парт­неров. При этом под образовательными ресурсами мы понимаем: учебно-методическое, научно-методическое и нормативное обеспечение учеб­ного процесса, производственное и учебно-производственное, лабораторное и учебно-лабораторное оборудование, программное обеспечение и вычислительные ресурсы, а также кад­ровый потенциал.

По специальностям 151001 «Технология машиностроения» в настоящее время подготовка ведется только по базовому уровню. Однако, с учетом конкретных потребностей производства стратегических партнеров, готовится открытие групп подготовки по повышенному уровню с направлением углубленной подготовки по программе «Информационно-коммуникационные технологии» (с ориентацией на САПР). В рамках этой специализации студенты должны будут изучить и приобрести практические навыки в вопросах компьютерного проектирования изделий ма­шиностроения, режущего инструмента, технологической оснастки и технологических процессов. Для этой цели социальные партнеры же предос­тавили необходимую производственно-лабораторную базу и помогают в обеспечении учебных курсов специализации кадровым потенциалом на уровне ведущих специалистов.

По специальности 230105 «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем» в настоящее время подготовка ведется также только по базовому уровню, но с учетом конкретных потребностей производства, готовится в рамках повышенного уровня открытие новой специализации «Системы автоматизированного проектирования и управле­ния (в отрасли)». В рамках этой специализации предполагается дать студентам основы современ­ных технологий в машиностроении и обеспечить приобретение ими навыков в использовании современного высокотехнологичного производственного оборудования. Для этой цели социальные партнеры предоставили необходимую производ­ственно-лабораторную базу и оказывают помощь в обеспечении учебных курсов углубленной подготовки кадровым потенциалом на уровне ведущих специалистов.

Все это в конечном итоге и позволит осуществить симбиоз двух вышеназванных специальностей с целью подготовки конкурентоспо­собных и востребованных специалистов для высокотехнологичных машиностроительных производств: технолог с достаточно высоким уровнем подготовки в области автоматизированного про­ектирования и программист с достаточно высоким уровнем знаний в области технологии и автоматизированного проектирования технологических процессов.

С учетом пожеланий социальных партне­ров по вопросам усиления экономической и управленческой подготовки специалистов, а так­же развития у них коммерческих и предпринима­тельских навыков, предусматривается для этих двух специальностей открытие еще одной специализации «Предпринимательская деятель­ность». В рамках этой специализации студенты приобретут дополнительные знания и умения в области экономики, бухгалтерского учета, ком­мерции и предпринимательства. Это позволит повысить уровень практических расчетов показа­телей хозяйственной деятельности предприятия и приобрести навыки анализа хозяйственной деятельности предприятия, оценки его работы и нахождения путей экономического оздоровления, навыки в установлении закономерностей разви­тия явлений, происходящих в области экономи­ческого и социального развития города и рынка труда. Данный аспект подготовки тем более ак­туален, что в настоящее время готовятся законо­дательные акты, которые позволят создавать предприятия малого бизнеса непосредственно в самих учебных заведениях. При этом, используя модульный принцип построения программ опе­режающего обучения, мы сможем оперативно реализовать переобучение или повышение ква­лификации в области коммерции и предпринима­тельства для высвобождаемых и находящихся под риском увольнения работников предприятий-партнеров и других предприятий, а также лиц, стоящих на учете на биржах труда. В этом слу­чае, данная группа работников, используя субси­дии, предоставляемые городским и областным центрами занятости, смогла бы влиться в ряды предпринимателей или сотрудников малого биз­неса, уменьшив тем самым число безработных в регионе.

Выбор специализаций на повышенном уровне для каждого обучаемого будет производиться с учетом трех основных факторов: реаль­ной потребности социальных партнеров в кон­кретных специализациях, способностей и подго­товленности студентов, а также пожеланий самих студентов. Аналогичным образом будет решаться вопрос и при повышении квалификации или переобучении высвобождаемых и находящихся под риском увольнения работников предприятия, а также лиц, стоящих на учете на биржах труда.

Реализуемая нами интеграция специальностей предусматривает углубленную профес­сиональную подготовку по конструкторской, технологической, экономической и управленче­ской деятельности, развитие умений работать в среде автоматизированных систем на стадии проектирования и технической подготовки производства, а также непосредственно на этапе произ­водства продукции.

Широкая реализация предложенного инновационного подхода к подготовке кадров позволит:

-  осуществлять подготовку и защиту выпускных квалификационных работ в виде комплексных (интегрированных) дипломных проектов, выполняемых совместно студентами двух этих специальностей (технолог и программист) и имеющих ярко выраженную практическую направленность[2];

-   сократить сроки адаптации молодых специалистов к условиям профессиональной деятельности на предприятиях - путем использования оборудования социальных партнеров в про­цессе обучения;

-   готовить специалистов, способных эффективно использовать современные методы проектирования и внедрения средств автоматиза­ции производственных процессов - путем введе­ния новых специализаций;

-   повысить интерес молодежи к инновационному техническому образованию для высо­котехнологичного производства - путем знаком­ства их с современным высокотехнологичным оборудованием как непосредственно в колледже, так и на предприятиях социальных партнеров.

Реализация изложенного инновационного подхода к подготовке кадров осуществляется при поддержке Министерства образования и науки

Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование»[3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.    Медведев В.П Опыт создания инновационной образовательной среды путем интегра­ции образовательных ресурсов учебного заведе­ния и производства. Журнал «Успехи современ­ного естествознания», №11, 2007.

2.    Величева Т.А., Медведев В.П. От инновационных образовательных программ к инновационным формам выполнения и защиты выпу­скной квалификационной работы, Журнал «Успехи современного естествознания», №12, 2007.

3.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 197 от 08.06.2009г. «Об утверждении перечня государ­ственных образовательных учреждений началь­ного профессионального и среднего профессио­нального образования - победителей конкурсного отбора государственных образовательных учреж­дений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы для осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, с объемом их государственной поддержки».