Во многом политическая стабильность, благополучие и безопасность нашего государства определяются процессами, происходящими здесь.
Не всегда эти процессы идут безболезненно, иногда они порождают конфликтные ситуации. Однако, это отнюдь не означает, что отношения между живущими в регионе народами носят конфликтный характер.
В современном быстроменяющемся и противоречивом мире этот регион становится зоной острой конкуренции многих мировых держав, желающих укрепить свое влияние в Прикаспийском и Причерноморском регионах.
Все это ведет к росту фундаменталистских настроений, навязыванию через СМИ «новых культурных стандартов», трудно приемлемых нравственных норм и ценностей.
В связи со сложившейся ситуацией резко возрастает роль в первую очередь образовательных учреждений разного уровня, необходимость создания этнокультурной модели регионального образования с учетом особенностей в этнически разнообразной среде, выработки культуры межнациональной подготовки, сочетая принципы патриотического и межнационального воспитания.
В наше время мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую образовательную стратегию с учетом новых социокультурных реалий. Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом пространстве названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последнего десятилетия.
В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке подчеркивается, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимосвязь государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать, во-первых, осознанию человеком своих корней, во-вторых, определению места, которое он занимает в мире, в-третьих, воспитанию у него уважения к другим культурам.
Образование занимает главенствующую позицию в процессе формирования общечеловеческих ценностей личности. При этом оно может рассматриваться не только как совокупность методических принципов, но также как общественный опыт, помогающий людям не совершать ошибок и эффективно жить, творить в настоящем. В условиях полиэтничности России образование должно рассматриваться как мультикуль-турный процесс.
Наиболее перспективной образовательной стратегией в этнически неоднородной среде, какой является Северный Кавказ, считается концепция мультикультурного образования, опирающаяся на современное представление о полиэтничности. Полиэтничное общество понимается как общество социального разнообразия, в котором представители различных этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности при одновременном сотрудничестве друг с другом в укреплении общественного единства.
В этнически неоднородной среде наиболее перспективной образовательной стратегией является полиэтническое образование, которое рассматривается как составляющая содержания современного образования, способствующая приобщению обучающихся к родной этнической культуре, усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителях, осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию взаимной этнической толерантности и уважения к этнокультурному плюрализму, формированию готовности и умения жить в полиэтнической среде.
В современном мире процесс воспитания протекает при межэтническом и межкультурном взаимодействии больших и малых этносов, которое наряду с развитием общенациональной культуры обогащает как доминирующие, так и малые культуры.
Подобная тенденция предполагает формирование культурных ценностей у всех участников межэтнического и монокультурного диалога, создание общего культурного и национального пространства, в пределах которого каждый индивидуум обретает социальный и этнический статус, определяет свою принадлежность к тем или иным языкам, суб - и макрокультурам.
Близость территории Ставропольского края с территорией Дагестана, Северной Осетии, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии практически всегда обуславливали приток студентов национальностей Кавказской группы в профессиональные образовательные учреждения. Чеченская война, межнациональные политические раздоры, разруха, медленное восстановление экономики пострадавших от военных действий территорий, миграция коренного населения республик Северного Кавказа и стран ближнего зарубежья (Закавказья, Украины) - все это обусловило возрастание числа обучающихся на территории Ставропольского края разных национальностей и более обширный их разброс, чем это было ещё 10-15 лет назад. Достаточный процент студентов национальностей Кавказской группы составляют подростки из семей беженцев и вынужденных переселенцев, которым в дальнейшем предстоит жить и работать на территории Ставропольского края.
Безусловно, эти и другие факторы заставляют педагогические коллективы учебных заведений края вырабатывать свои этнокультурные модели регионального образования, где главенствующая роль должна принадлежать этнопедагоги-ке, которая в полной мере отражает формы бытия народа, представляет его педагогическую культуру, этнокультурное образование и воспитание.
Воспитательная деятельность в многонациональной среде фокусируется на нескольких общих педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высших нравственных качеств, способности сосуществовать с социальными группами различных рас, религий, этносов, готовности к взаимному сотрудничеству; признании взаимной ответственности за положительный характер межэтнического общения.
При определении целей поликультурного воспитания в многонациональном учебном заведении ученые в основном исходят из положения Дж. Бэнкса в том, что главная цель полиэтнического культурного воспитания - сформировать у учащихся навыки, отношения, знания, которые им нужны для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов.
На наш взгляд, поликультурное образование должно иметь две главные цели: во-первых, удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов и, во-вторых, подготовка людей к жизни в мультикультурном обществе.
Межэтническое воспитание в современной России приобретает более глубокий смысл, включающий поликультурное и национальное воспитание. Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи различных культур, одна из которых (русская культура) в силу своих традиций и исторического развития доминирует. Национальное воспитание, российское (по сути -наднациональное) реализуется как гражданское, проявляется в развитии российского общества как единой нации.
В отличие от национального воспитания межэтническое воспитание предусматривает освоение этнокультурных ценностей, их адаптацию в поликультурном пространстве, взаимодействие различных культур в плюралистической культурной среде. В поликультурном воспитании очень важным является учет этнических особенностей. В связи с этим этническое воспитание должно быть нацелено на формирование личности в условиях своей этнической культуры и взаимодействия с представителями других этнических культур.
Поликультурное воспитание составляет сущность межэтнического. В его рамках поликультурные, национальные особенности проявляются более ярко. Оно опирается на многообразие российской культуры в условиях интеграции и не ставит своей целью формирование единой народности, как это имело место в советский период. На современном этапе нельзя проводить грань между межэтническим и поликультурным воспитанием, поскольку они тесно взаимосвязаны в рамках полиэтнической и поликультурной России. Одно без другого может привести к деформациям узкоэтнического характера.
Россия, относясь к поликультурным, полиэтническим сообществам, ощущает необходимость толерантного межэтнического пространства, что предопределяет необходимость национального воспитания.
Толерантность сегодня является основой истинного патриотизма. В условиях, когда в области технологий приветствуется унификация, национальные традиции должны сохраняться, но не противопоставляться друг другу, чтобы не воспитывать национализм. Не допуская пропаганды превосходства своей нации, своего государства над другими нациями и странами, истинный патриот должен уважать и признавать достижения других народов.
Касаясь данной темы, нельзя не сказать о проблемах духовной жизни общества в период становления новой России.
Период реформирования российского общества на рубеже XX-XI вв.- ознаменован обращением государственной власти к вопросам духовной жизни человека, к признанию важности духовно-нравственных ценностей.
На волне этого движения оживляются и поднимают свою голову различного рода экстремистские, сепаратистские и сектантские группировки, ставящие своей целью распространение в регионе полиэтнического и религиозного экстремизма, служащие базой для различных террористических организаций и объединений.
Следует обратить особое внимание на концепцию так называемой «американской модели» государственно-церковных отношений, которую определенные политические религиозные силы хотят распространить и у нас. Суть её сводится к тому, чтобы уровнять в правах традиционные религии (христианство, ислам, буддизм) с различными, порой сомнительными новообразованиями и течениями в исламе, христианстве и т.д. На практике это позволит экстремистским религиозным организациям, базирующимся, например, на идеологии ваххабизма получить узаконенный статус и таким образом вести борьбу против инакомыслящих и даже против существующей государственной системы Российской Федерации. В этой связи необходимо разработать правовую базу о взаимоотношениях религии и государственных органов власти в соответствии с историческими традициями не только народов Северного Кавказа, но и других народов Российской Федерации. Необходимо исходить при этом из национальных интересов Российской Федерации, безопасности и процветания её народов.
В связи с этим возрастают цели и приоритеты средней общеобразовательной школы, которая непосредственно взаимосвязана с национальной политикой государства. Нужно решить серьезную задачу гармонизации в сфере образования, которая должна сочетать общегосударственные интересы и интересы каждого отдельного народа Российской Федерации. Общеобразовательная школа в первую очередь должна активно выступать в качестве надежного инструмента формирования контрнационалистской психологии личности, межнациональной и межрелигиозной толерантности. Нет необходимости доказывать, что именно в школе формируется личность интернационалиста, патриота, достойного гражданина нашего многонационального Отечества.
В образовательной сфере особая роль принадлежит гуманитарному циклу, и в первую очередь, Отечественной истории. Содержание федерального и национально-республиканского компонентов должно определяться установками на формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности, общероссийской идентичности, российского патриотизма.
На наш взгляд, назрела необходимость обратить особое внимание на неоднородность имеющихся монографий и учебно-методических разработок по истории отдельных народов Северного Кавказа, которые создают серьезные проблемы в формировании исторического сознания народов, особенно молодежи. Большую неоднородность исторического материала следует в срочном порядке привести в соответствие с историческими реалиями. Вся историческая литература должна максимально соответствовать отечественной исторической науке. В настоящее время мы встречаемся с огромным потоком околонаучной литературы, которая порой способствует формированию национализма, национальной исключительности.
Мы являемся свидетелями многочисленных фальсификационных исторических трудов, в которых существенно искажаются многие важные вопросы истории народов Северного Кавказа, в целом Российской Федерации. Массированным атакам дилетантов истории, фальсификаторов исторической науки подвергаются многовековые русско-кавказские взаимоотношения, в результате чего, безусловно, страдает научная достоверность и объективность. Фальсификаци-онные исторические труды, используемые в образовательном процессе в республиках Северного Кавказа, превращают их в мощный инструмент политической борьбы и межнационального противостояния, способствуют дезинтеграции и межнациональному противостоянию.
Сегодня и СМИ должны активно и продуманно пропагандировать мир, культуру межнационального общения, межконфессиональную и межнациональную толерантность, взаимовыгодное сотрудничество между народами РФ. Это может сыграть большую позитивную роль в деле приобщения к высоким образцам русской и российской культуры, как объединяющей силы в многонациональной стране.
Являясь географическим центром Северного Кавказа, Ставрополью приходится решать множество вопросов полиэтнического характера.
Значительную работу в этом отношении проводит краевой комитет по делам национальностей и казачества. Его деятельность в этом направлении осуществляется в соответствии с реализацией краевой целевой программы «О поддержке соотечественников, проживающих за рубежом».
В рамках этих программ было проведено ряд мероприятий:
- в целях воспитания у лидеров молодежных общественных организаций навыков работы по формированию у молодежи культуры межнационального общения, предотвращения случаев вовлечения юношей и девушек в экстремистскую деятельность проведен молодежный форум «Под знаком мира, дружбы и добра»;
- научно-практическая конференция по проблемам национальной политики в молодежной среде;
- международный детский слет «Дети Кавказа - за мир на Кавказе!»;
- в целях вовлечения молодежи в мероприятия по реализации общественно значимых социальных проектов, по противодействию проявления национального и религиозного экстремизма был проведен съезд православной и мусульманской молодежи края под девизом: «Созидательный потенциал религиозных организаций во благо России и Ставропольского края»;
- в целях выработки системы единых подходов по формированию у детей и юношества общероссийской идентичности, культуры мира и согласия проведен конкурс сочинений на лучшее освещение проблем межнациональных отношений по теме: «Песни мы поем на разных языках, а Родина у нас одна - Россия».
Теме совместного проживания народов Северного Кавказа был посвящен краевой форум молодежных объединений «Я голосую за мир на Кавказе».
Эти и другие мероприятия, проведенные в крае, выходят далеко за его пределы и имеют региональный характер.
Для стабилизации отношений в Северо-Кавказском регионе, требуются усилия как руководства субъектов региона, так и федерального центра. На наш взгляд, они должны, в первую очередь включать следующее:
- дальнейшее совершенствование правовой базы построения межнациональных отношений в сфере этнополитики, особенно с учетом принятых новых норм международного права и российских законодательных актов, а также национально-культурных особенностей Северного Кавказа;
- реализация конкретных шагов по поддержке национально-культурных автономий, общественных, религиозных объединений, гуманитарных организаций, выступающих проводниками национальной политики нашего государства. Важная роль в их дальнейшем развитии принадлежит органам местного самоуправления;
- управление миграционными процессами необходимо ориентировать на реалии рыночной экономики с максимальным учетом этнического фактора. Органы государственной власти, а также органы местного самоуправления должны взять на себя задачу организации грамотной диагностики и прогнозирования миграционных процессов на регулярной основе, учитывая прежде всего реальные потребности в трудовых ресурсах и состояния инфраструктуры;
- необходима скоординированная непрерывная, целеустремленная работа всех государственных, муниципальных и общественных структур, занятых в осуществлении образовательного процесса, направленная на воспитание и развитие высокой культуры межнационального общения, глубинного осознания общечеловеческого содержания традиционной национальной культуры.
Главная задача сегодня - научить новые поколения жить «миром», развивая знания о других, их истории, культуре, традициях. Растущая взаимозависимость регионов в современных условиях приводит к необходимости совместного анализа рисков, разумного решения предполагаемых конфликтов и осуществления совместных перспективных эволюционных проектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Уч.пособие. М., 2007.
- Магометов А.А. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект. М.2004.
- Мельников СИ. Образование как целенаправленный процесс формирования личности. Инновации в образовании. 2007, №10.
- Тарасов СВ. Школьник в современной образовательной среде. Спб, 2001.
- Молодежь Ставрополья. Ежегодный аналитический доклад. Ставрополь, 2009.