Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет и основную цель профессионального образования -это подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Главной идеей развития компетентности личности является приобретение не только знаний и умений в условиях формального образования, но и увязывание этих знаний с теми, которые человек приобретает вне формального образования.
Структура и содержание материалов Конвенции ПДМНВ-95 по сравнению с ранее действовавшей существенно изменены в части требований к уровню компетентности специалистов морского флота и к системе контроля над обеспечением и поддержанием необходимого уровня компетентности, в частности введения более строгих норм к профессиональной подготовке и здоровью моряков. Задача подготовки морских специалистов усложняется постоянным ростом объема профессиональной информации, появлением новой техники, технологий, что требует от профессионального образования ускоренного обновления его содержания и разработки новых педагогических технологий, позволяющих достигать все усложняющихся образовательных целей.
Инженерный труд на море протекает в экстремальных условиях, работают моряки в условиях сложного технического комплекса. По гигиенической оценке деятельность оператора на движущемся объекте относится к самой высокой категории нервно-эмоционального труда, а для членов машинной команды одновременно и тяжелого. Важную роль играет профессиональное взаимодействие в экипаже, а также между экипажем и другими морскими и береговыми службами. Деятельность моряков проходит в условиях постоянного взаимодействия с внешней средой и зависит от состояния погоды и моря, работа проходит как внутри судна, так и на палубе, что влечет за собой негативные факторы - перепады температур, штормовые условия, смена климата, и т. д. При работе в море большинство моряков в той или иной степени страдает от морской болезни.
Модель конкурентоспособного выпускника морского вуза, на современном этапе должна включать в себя все компетенции, предъявляемые к морскому специалисту. Были выделены ключевые, общепрофессиональные, специальные компетентности и их компоненты.
Компетентность в здоровьесбережении предполагает под собой наличие некоего числа деятельностно, ценностно ориентированных компетенций. Но какими конкретно компетенциями в здоровьесбережении должен обладать специалист? Здесь также необходимо разграничение на общие и профессиональные компетенции. В данном случае дисциплина «Физическая культура» (как здоровьесберегающая) относится к ключевым (общим) компетенциям выпускника, как компетенция деятельности. В то же время высокие требования, предъявляемые к физической подготовке морского специалиста, профессионально-прикладную физическую подготовку относят к специальным (профессиональным) компетенциям, которые включают в себя следующие компоненты:
Учебно-образовательный компонент подразумевает овладение знаниями в области физической культуры и спорта, здоровьесбережения, здоровьеформирования, производственной физкультуры.
Деятелъностный компонент включает в себя не только формирование двигательных умений, навыков, необходимых в профессиональной деятельности, но и развитие профессионально важных физических и психофизиологических качеств морских специалистов: прикладное плавание, прыжки в воду, перемещения в усложненных условиях, лазание, повышение устойчивости к укачиванию, совершенствование функции равновесия, развитие сенсомоторной двигательной реакции на движущийся объект, умение ориентироваться и быстро принимать решение в изменяющейся обстановке, способность к быстрому переключению внимания, его объема, концентрации и устойчивости, оперативного мышления памяти, развитие эмоциональной устойчивости и т.п.
В задачи развития информационного компонента специалиста входит: обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно -коммуникационных технологий; развитие интеллектуальных способностей.
Социально-коммуникативный компонент: соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп; привлекать других людей и социальные институты к решению поставленных задач; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; представлять и цивилизованно отстаивать собственную точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.
Личностный (психологический) компонент подразумевает развитие психологических качеств личности, необходимых в профессиональной деятельности: силы воли, инициативности, самообладания, смелости и решительности.
Компонент саморазвития: способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию: выявлять пробелы в своих знаниях и умениях; оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности; осуществлять информационный поиск с использованием различных средств.
Таким образом, реализация компетентностного подхода в образовании на современном этапе обеспечит выполнение основной цели профессионального образования - подготовку квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Байденко В.И Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетент-ностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004.
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетент-ностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С.8.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.// Модернизация российского образования. Документы и материалы. - М.: Изд-во ВШЭ, 2002.
- Международная Конвенция о подготов-ке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДМНВ-78) с изменениями и дополе-нениями, принятыми Комитетом по безопасности на море в 1995, 1997, 1998, 2000, 2004, 2006 г.г. -Одесса, «Негоциант», 2007.
- Щодро М.В., Комаров С.Н. Надежность в стрессовых ситуациях как фактор профессионального отбора курсантов морских вузов // Физическая подготовленность и здоровье населения: Сб. материалов Международ.науч.симпозиума. -Одесса: ТЭС, 1998.