Развитие таких качеств у детей, их творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Теория и практика проблемного обучения развивалась в рамках учебной сферы для учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы, в то время как согласно теориям Л.И. Божович, Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, Н.С и др., именно дошкольный возраст сензитивен к развитию таких видов активности, которые связаны с инициативностью, готовностью принятия решений в самых разнообразных ситуациях.. Развитие у ребенка неадаптивной активности позволит ему в дальнейшем контролировать обстоятельства, наращивать уверенность в себе, то есть мыслить прогностически.
В своей работе с дошкольниками я использую разнообразные формы обучения конструированию: по образцу, по заданной теме, по условиям, по замыслу, по моделям.
Значительная часть методических пособий касается содержательной стороны.
Таким образом, сложились противоречия между:
- потребностью в людях, обладающих высокой мобильностью, и недостаточной разработанностью условий, позволяющих выявлять и развивать эти качества;
- наличием в современной литературе описания проблемного обучения и недостаточной разработанностью проблемного подхода в обра -зовательном процессе, - сензитивностью старшего дошкольного возраста к развитию неадаптивной активности и отсутствием соответствующих практических методик.
Одно из главных условий применения проблемного обучения в работе с дошкольниками - создание проблемной ситуации.
Создание проблемной ситуации в учебно-воспитательном процессе преследует такие дидактические задачи, как: привлечение внимания ребенка; постановка его перед познавательным затруднением; помощь ему в определении основной проблемы и путей выхода из нее.
Опыт работы показывает, что ситуация должна быть не только интересной и доступной пониманию ребенка, но и содержать варианты возможного выхода из предложенной ситуации.
Я использую три основных вида учебного конструирования: по образцу, по модели, по заданным условиям.
Конструирование по образцу: В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
Конструирование по модели: Объемная модель: Детям в качестве образца предъявляется модель, в которой очертание отдельных элементов скрыто от ребенка, сразу возникает проблемная ситуация.
Плоскостное моделирование: Обучение плоскостному моделированию происходит в несколько этапов: преобразование фигур, составление фигур по расчлененным и контурным образцам, составление своих фигур. Проблемность заданий предполагается на всех этапах.
По чертежам и схемам: .Воссоздаются внешние и функциональные особенности реальных объектов, создает возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования.
Проблемные ситуации по данному виду конструирования могут быть следующими: а) найти из предложенных чертежей тот, который соответствует данной постройке б) необходимо достроить дом по чертежу, предварительно выбрав детали; в) убрать лишние детали, не соответствующие чертежу.
Конструирование по заданным условиям: Задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов не дается.
На занятиях дети не только обучаются конструктивным навыкам, но и получают знания по архитектуре, что обогащает содержание детских построек. Например, при знакомстве с архитектурой города я предложила построить детский парк, изобразив на столе знакомый детям ландшафт. При знакомстве с памятниками архитектуры, дети «восстанавливали старинную усадьбу по старым фотографиям, чертежам, рисункам». Такие занятия привлекают детей и изначально предполагают проблему, которую необходимо решить.
Технологию проблемных ситуаций на занятиях конструирования из строительного материала использую два года.
Проанализировав результаты диагностики, я пришла к следующим выводам: дети легко манипулируют различными строительными деталями, создают постройки по схемам, моделям, рисункам, проявляя при этом творческий подход; не боятся пробовать, искать новые выходы из предлагаемой ситуации. Важно и то, что улучшились показатели познавательного развития детей: дети лучше стали владеть такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение.