В современной оториноларингологии нашли использование самые современные технические решения (видеоэндоскопия, компьютерная и магнитно-резонансная томография, лазерная, ультразвуковая, радио- хирургии и многое др.). Кроме того, целый ряд вопросов оториноларингологии выделились в самостоятельные дисциплины: отология, отоневрология, вестибулогия, ринология, аудиология, фониатрия и др.
Однако процесс обучения специальности во многом сохраняется, а количество часов на обучение даже уменьшается. Между тем внедрение новых технологий, современного технически сложного оборудования требуют серьезных ма-нуальных навыков. Ушло в прошлое примитивное оборудование и инструментарий, которым пользовались оториноларингологи в прошлом столетии. Обучить студентов современным методам диагностики и лечения ЛОР-заболеваний и проведению хирургических операций достаточно трудная задача так, как сложные анатомические образования ЛОР-органов требуют современного технического оснащения не только в перевязочные и операционные, но ив анатомические залы.
Для качественного обучения будущего врача хирургическим навыкам необходима визуализация им каждого из этапов операции. Все это требует современного технического оснащения, которое позволяет создавать базу данных, своеобразный архив, используемый как для научных работ, так и для создания учебных фильмов на электронных носителях.
Современная оториноларингология - высокотехнологическая специальность, которая использует дорогостоящее оборудование. Однако финансирование педагогического процесса явно не соответствует сегодняшним реалиям.
Практическое здравоохранение, заинтересованное в качестве подготовки врача получает его в лучшем случае теоретически подготовленного, но с отсутствием необходимых мануальных навыков.
Для улучшения этой ситуации необходимо более тесное сотрудничество клинической базы с кафедрами института. В идеале это должна быть кафедра с клиникой и единым руководителем. Только в этом случае, на наш взгляд, возможна согласованная их деятельность, которая позволяет успешно решать многие проблемы.
Существенным вопросом подготовки врача является доступность к современным информационным технологиям. В наше время, при современных возможностях интернета, студент получает огромный поток информации, выделить необходимое не всегда легкая для него задача. Будущий врач должен иметь возможность знакомиться, прежде всего, с фундаментальными работами по морфологии, микробиологии, физиологии, генетике иммунологии в оториноларингологии.
Определенное место в учебной программе должны занимать вопросы социально-экономической значимости ЛОР-заболеваемости, экономической и правовой обоснованности действий врача, биоэтике.
Для дополнения и расширения знаний студентов по специальности имеет большое значение правильно выбранный элективный курс на кафедре, целью которого является углубление их знаний в одном из разделов специальности недостаточно освещенного в основной программе.
Считаем целесообразным приглашать студентов на семинары ЛОР-врачей республики, где проходит разбор, как возникающих организационных проблем, так и наиболее актуальных вопросов диагностики и лечения ЛОР-заболеваний. Участие будущего врача в подобных форумах повышает его заинтересованность в получении знаний, способствует возникновению глубокого интереса к специальности, создает устойчивый «микроклимат» во взаимоотношениях врачей со своими будущими коллегами.
Затронутые вопросы, конечно, не исчерпывают всех проблем подготовки врача по вопросам специальности, но, как нам кажется, акцентируют внимание на необходимости дальнейшего усовершенствования программы вузовской подготовки по оториноларингологии.