Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Оптимизация процесса овладения детьми родным языком в дошкольном возрасте является одной из существенных задач обучения и воспитания в условиях детского сада. Многолетний опыт работы с дошкольниками показывает очевидное недоразвитие речи детей в последние годы. Общеизвестны объективные причины этого:
  • сокращение речевых контактов - с раннего детства непосредственное речевое общение подменено телевидением сначала и компьютерами потом;
  • значительно снизился уровень культуры речи самого общества;
  • из семьи ушла «Умная» книга.

Вместе с тем разработка соответствующих развивающих программ занятий педагогами дошкольных учреждений осуществляется достаточно редко. Особенностью это актуально для детей санаторных групп, для которых характерно: ослабленное состояние здоровья; замедленное развитие основных психических процессов (памяти, мышления); частые пропуски занятий в детском саду по состоянию здоровья; кратковременность пребывания воспитанников санаторных групп в дошкольном учреждении (в пределах 1-2 лет). Кроме того, в санаторных группах достаточно много детей из иноязычных семей и семей иммигрантов.

Отсюда следует очевидность такой системы занятий по русскому языку, которая позволила бы как компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии, так и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей.

На протяжении четырех лет с 2005 г по 2009 г в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с туберкулезной интоксикацией, ведется экспериментальная работа, целью которой является определение эффективности работы по обогащению словаря дошкольников на основе системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. В рамках исследовательской части разрабатываемой темы неоднократно проводились контрольные срезы по изучению состояния словарного запаса как основы речи. Результаты этих срезов привели к неутешительным выводам, а именно:

  • не сформированы понятия «предмет», «признак», «действие»;
  • слабое владение грамматическими нормами образования слов, их согласования;
  • отсутствие в речи образность выражения.

При всем этом показатель выполнения программы по грамоте выше показателя развития речи. Парадоксально, но, безошибочно делая звуковой анализ слова и часто умея читать, дети не умеют «говорить», т.е. грамотно и понятно выражать свои мысли. Причина этого, на наш взгляд, в несоразмерном соотношении задач по грамоте в разделе развития речи, ориентировании их в большей степени на овладение буквами и звуками, а не грамматическими основами.

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

  • необходимо разработать подробный перспективный план по развитию речи для каждой возрастной группы;
  • приоритетной задачей считать формирование понятий «предмет», «качество», «действие», используя элементы методики Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.

Исследования состояния речи детей средней санаторной группы (2005-2009 учебные года), проведенные в рамках экспериментальной работы, показали большое количество нарушений, как в звукопроизношении, так и в звуковосприятии.

Все выше перечисленное привело нас к пониманию того, что необходимо разработать такую систему работы, которая позволила бы как компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии, так и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей.