Одним из принципов при формировании приоритетов инновационной деятельности в сфере науки и образования является разработка и внедрение новой техники, новых материалов и, самое главное, подготовка кадров, соответствующих требованиям производственного процесса. Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, оборудовании, квалификации кадров, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах.
В настоящее время строительная отрасль испытывает большую потребность в подпитке новыми технологиями, как в новом строительстве, так и в реконструкции и эксплуатации зданий, сооружений, систем инженерного сервиса. Одной из основных проблем, с которой сталкивается процесс развития инновационного потенциала, является проблема кадров.
Главным принципом всех систем международных стандартов качества является ориентация на потребителя. За последние годы наблюдается снижение притока талантливой молодежи в науку. Поэтому перед высшими учебными заведениями стоит задача целевой подготовки кадров, что позволит повысить уровень инновационной культуры. «Связью» между вузом и производством является открытие филиалов выпускающих кафедр на профильных предприятиях.
Одним из недостатков существующего инженерного образования является неспособность будущих специалистов предупреждать и действовать в нестандартных ситуациях, творчески мыслить, а сотрудничество с производством позволяет компаниям получать хорошо подготовленных и мотивированных работников.
Как известно структуры «Газпрома» уже давно занимаются профессиональным высшим образованием, активно сотрудничают с ВУЗами. Так, в Саратове в ОАО «Саратовгаз» и «Сарато-воблгаз» на протяжении более десяти лет действует филиал кафедры «Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна» Саратовского ГТУ. Руководство этих предприятий старается оказывать влияние на качество получаемых студентами знаний. Кадровые службы регулярно приглашают лучших студентов для прохождения производственных и преддипломных практик, дипломное проектирование во многих случаях также осуществляется по тематике организаций. Таким образом, обучаясь на филиале, студент обеспечивает себе место будущей работы, а предприятие активно участвует в подготовке специалиста, которому в последствии не нужно будет адаптироваться к рабочему месту. На филиалах студенты получают техническое обеспечение и возможности для стажировок. Кроме того, студенты, проявившие наибольшую актив
ность, получают дополнительную именную стипендию.
Часть дисциплин учебного плана специальности преподается работниками предприятий, заинтересованными в получении специалистов, которые смогут эффективно работать в этих структурах в новых экономических условиях. Актуальной задачей сегодняшнего дня является повышение профессионализма работников отрасли. Поэтому одним из приоритетных направлений является внедрение современных технологий высокого уровня не только в практику газоснабжения, но и в процесс подготовки будущих кадров.
Лаборатории, имеющиеся в ОАО «Саратовгаз» и «Саратовоблгаз» оснащены современным технологическим оборудованием, приборами и аппаратурой, в процессе обучения применяются современные образовательные технологии, которые позволяют вывести процесс получения знаний на новый уровень. При этом учитываются требования производства, возможность апробации результатов научной деятельности студентов, возможность пользоваться исследовательской и методической базой организации, а также консультироваться с ведущими специалистами газовой отрасли.
Как правило, результаты научной деятельности носят многоаспектный характер и могут использоваться во многих сферах экономики в течение длительного времени. Одной из основных задач ВУЗа является обучение студентов основам научной и научно-технической деятельности, организация и проведение различного рода научных исследований, направленных на решение конкретных проблем и совершенствование профессионального образования студентов.
Одним из направлений при формировании научно-образовательных и инновационных кластеров на базе ВУЗов должно стать широкое привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности как в рамках проведения научных изысканий ВУЗа, так и участия в научных проектах и программах разного уровня (межвузовских, региональных, федеральных, международных), что позволит повысить уровень подготовки специалистов, соответствующий инновационному развитию различных отраслей экономики.