Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Несмотря на то, что психологические аспекты инженерной деятельности довольно давно и устойчиво интересуют специалистов [1], педагогические аспекты не удостоены подобного внимания. Можно предположить, что это происходит по причине того, что инженер в данном случае выступает и объектом, и субъектом педагогического исследования. Другими словами исследователь-педагог сам должен быть субъектом инженерной деятельности. Это довольно редкое сочетание, встречающееся на практике. Исследование данного сочетания позволяет надеяться, что эта представляемая работа в какой-то степени ликвидирует существующий пробел.

С вопросом профессиональной компетентности современного специалиста связан вопрос подготовки таких специалистов в стенах вуза. Уже в постановке проблемы кроется некоторый парадокс. Статус специалиста имманентно подразумевает профессиональную компетентность, то есть способность личности решать на конкретном уровне поставленные задачи в данной предметной области. Однако здравый смысл и жизненный опыт подсказывают, что не всякий специалист де юре является достаточно компетентным де факто. В дальнейших рассуждениях специалистом будет считаться субъект профессиональной деятельности, который имеет высшее профессиональное образование, подтвержденное документом о квалификации (диплом о высшем образовании). Компетентным специалистом будет называться тот субъект, который не только имеет документ об образовании, но и решает сложные нестандартные профессиональные задачи в условиях неопределенности или недостаточности данных с использованием современных эвристических и креативных подходов и алгоритмов.

Сегодня любое техническое решение вторгается в наше социальное бытие - трансформирует его, создает и навязывает новые материальные потребности, устанавливает новые стандарты качества жизни; изменяет наше мышление, образ жизни, окружающую реальность [2, 3, 4]; оказывает многообразное, не всегда предсказуемое и даже фатальное влияние на человеческую жизнь и жизнь всего человечества [5].

В самом деле, в современных условиях деятельность инженера в значительной степени предопределена, поскольку основным ее предметом является техника и технология, а уже этот факт таит в себе некую заданность мышления, поведения, сознания [5].

Речь идет о социально-гуманитарных результатах того или иного технического воздействия на естественную или искусственную систему.

Формирование социально важных свойств личности во многом детерминировано качеством полученного инженерного образования, в том числе социально-гуманитарной подготовки, а также врожденными природно-детерминированными особенностями индивида. В условиях изменяющейся парадигмы образования, когда важными становятся не только овладение когнитивными стандартами профессии, но и актуализация субъектом профессиональной деятельности своих личностных функций (профессиональное целеполага-ние и смыслотворчество, профессиональная рефлексия и способ жизнедеятельности и пр.), социальная компетентность приобретает все большую значимость [6]. Следовательно, профессиональная компетентность является одной из составляющих личности специалиста как субъекта социальной деятельности. В этом контексте социально важными качествами личности инженера являются его операциональные и психофизиологические возможности, ценностно-мотивационная сфера человека труда, его социальная активность и другие качества, обеспечивающие внепроизводственный ресурс специалиста.

Традиционно считается, что это как раз те качества личности, которые формируются в ходе социально-гуманитарной подготовки: не у всех и не всегда, но это явление имеет место. Следовательно, главная цель социально-гуманитарного образования в техническом вузе - это не только подготовить грамотного профессионала, но и обеспечить становление социально-значимых позитивных качеств личности. Имеет ли нынешняя система социально-гуманитарной подготовки специалистов инженерных направлений реальные возможности актуализировать свое высокое предназначение? Осмелимся дать на этот вопрос осторожно - положительный ответ.

Таким образом, сегодня сложилась ситуация, когда каждый субъект инженерного проектирования, разрабатывая какое-либо техническое решение, должен прогнозировать не только его возможные влияния на окружающую реальность, на изменение уклада жизни общества и отдельного индивида, но и те социальные, гуманитарные последствия, которые могут проявиться вследствие реализации данного технического решения и оказать не только явное и немедленное, но и фатальное влияние на человека и общество [5, 6].

Изучение дисциплин рефлексирующего характера, вводящих молодежь в мир культуры, трансцендентальных переживаний, знакомящих с системой общечеловеческих и профессиональных ценностей, делает их незаменимым педагогическим средством формирования ценностно-смысловой базы будущего специалиста и его внепроизводственного ресурса, с которым связываются такие качества личности, как единство слова и дела, следование здоровому образу жизни, участие в социально-одобряемой деятельности, ответственность за результаты своего профессионального труда и т. д.

Несмотря на то, что все субъекты образования осваивают одинаковое содержание обучения, результат на выходе получается различный, поэтому можно утверждать, что существенное значение в процессе профессионального становления имеют природно-детерминированные качества личности, довузовская история развития субъекта.

Изменить устойчивые характеристики личности невозможно в силу возрастных особенностей студенчества Психологи связывают студенческий возраст не с окончанием детства, а с начальным этапом взрослой жизни [6]. Студенты - довольно самостоятельная в экономическом отношении когорта молодежи, с высоким уровнем самости, с устоявшейся системой ценностных ориентации и предпочтений, со своими представлениями о профессиональном пути, о личной жизни, о жизни общества, и о жизни в обществе.... В общем и целом эта категория довольно трудно поддается влиянию преподавателя-гуманитария. Однако личный пример преподавателя (его отношение к студентам, к коллегам, науке, работе, событиям, происходящим вокруг и пр.) способен во много раз увеличить социализирующий и воспитывающий гуманитарный потенциал. Поэтому так важно, чтобы слова преподавателя, произнесенные на практике или семинаре, не расходились с его делами за стенами аудитории.

Второе обстоятельство связано с внеучеб-ным ресурсом социально-гуманитарных дисциплин. Истоки этого неисчерпаемого ресурса лежат в недрах научных интересов преподавателей. Глубокая личная заинтересованность преподавателей в научных исследованиях, умение заразить студентов поиском и производством нового «еще не существуещего» знания и, безусловно, объективная потребность в материале для организации самостоятельной работы студентов приводят к порождению новых современных форм научной работы.

С целью повышения социализирующей роли социально-гуманитарной подготовки в вузе и формирования целостного гуманитарно-образовательного пространства технического вуза, с точки зрения автора, необходимо внести, не нарушая сложившуюся дидактическую систему вуза, актуальные изменения в ту часть содержания образования, которая предполагает некоторый простор для педагогического творчества. Речь идет о формах и содержании организуемой самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. Традиционные для социально-гуманитарного блока рефераты можно заменить более актуальными и современными формами, например, смотром-конкурсом студенческих научных работ. В этом случае студенты технического вуза не только участвуют в социально-гуманитарных научных исследованиях, но и расширяют свой когнитивный задел в социально-гуманитарных науках. При этом важно то, что в результате выполнения таких работ у студентов должен формироваться новый взгляд на сущность имеющихся технических или социальных проблем, поскольку прочный фундамент реального инженерного образования позволяет им раскрыть невидимые для специалиста-гуманитария грани проблемы, а высокая социально-гуманитарная подготовка позволяет квалифицированно привле
кать к решению технических проблем научные методы из гуманитарной сферы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Хрестоматия по инженерной психологии: учеб. пособие / Б.А. Душков, Б.Ф. Ломов,Б.А. Смирнов; под ред. Б.А. Душкова. - М.:Высшая школа, 1991.
  2. Петрунева Р М. Сониоинженерные задачи /Высшее образование в России. - 2003. - №3.
  3. Ясперс К. Современная техника. / Новая технократическая волна на Западе. - М.:Пресс, 1986.
  4. Савицкий И. Философия образованиядля XXI века: кризис образования - необходимость принципиально новых воззрений. / Современная высшая школа. - 1990. - №1.
  5. Хайдегтер М. Вопрос о технике / Новаятехнократическая волна на Западе. - М.: Пресс,1986.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М.: Логос, 2000.