Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

В Таганрогском авиационном колледже имени В.М.Петлякова в течение последних четырех лет ведется активная работа по подготовке специалиста, отвечающего требованиям XXI века: компетентный, востребованный, конкурентоспособный и мобильный выпускник колледжа. В качестве генерального направления реализации такой подготовки нами выбрана интеграция с конкретными работодателями - авиационными предприятиями города, являющимися социальными партнерами колледжа. Разработанная нами идея интеграции образовательных ресурсов колледжа и социальных партнеров, с целью создания особой инновационной среды для подготовки современного специалиста, получила широкую поддержку со стороны Министерства образования и науки РФ: колледж был признан победителем конкурса инновационных программ в 2007 г. с проектом «Интеграция образовательных ресурсов колледжа и социальных партнеров с целью создания инновационной среды, обеспечивающей подготовку специалистов с акмеологической направленностью для высокотехнологичных производств» [1], а в 2009 г. - с проектом «Интеграция специальностей 151001 «Технология машиностроения» и 230105 «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем» на базе объединенных образовательных ресурсов колледжа и социальных партнеров с целью подготовки конкурентоспособных и востребованных специалистов для высокотехнологичных машиностроительных производств» [2].

В рамках реализации первой из инновационных образовательных программ коллектив колледжа, совместно с коллегами из других авиационных учебных заведений среднего профессионального образования (СПО) и социальными партнерами, принял участие в реализации Постановления Правительства РФ от 2006г. №36 и приказа Министерства образования и науки РФ от 20.12.2007 г. №370, в части разработки нормативно-учебной документации и Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения. К работе над стандартом нового поколения нами были привлечены наши социальные партнеры из авиационных предприятий города: ОАО Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева, ОАО ТАВИА и ОАО «325 авиационный ремонтный завод». В процессе совместной работы нам удалось определить профессиональные модули, общие и профессиональные компетенции для выпускников СПО наших базовых специальностей. Анализ требуемых новым стандартом компетенций показал, что их достижение возможно только при условии широкого внедрения в учебный процесс новых инновационных образовательных технологий.

Основной особенностью инновационных образовательных технологий, внедряемых в систему СПО, является их гуманистическая направленность, позволяющая рассматривать обучение не столько как сообщение и организацию усвоения студентом предметных знаний, сколько как организацию и управление учебно-профессиональной деятельностью студента - активного субъекта. Целевым ориентиром, системно определяющим выбор и приоритет инновационных образовательных технологий, выступает развитие студента, затрагивающее такие аспекты личности как функциональные механизмы психики, опыт, обобщенные типологические свойства, цели, ценности и смыслы личности. В своей практической деятельности преподаватель может ориентироваться на: развитие интеллектуальных способностей студентов, самостоятельности мышления; развитие творческого потенциала, способности к «видению проблемы»; развитие профессиональных компетенций - эффективности применения профессиональных знаний.

С учетом целей профессионального образования и интересов развития личности среди разнообразных направлений инновационных образовательных технологий, можно выделить следующие виды: интегративные - обеспечивающие интеграцию знаний и умений; диалоговые - основанные на диалоговом мышлении; метод проектов - совокупность исследовательских, проблемных методов; информационные - совокупность электронных средств. Таким образом, инновационные образовательные технологии, меняя представление преподавателей и студентов об учебно-познавательной деятельности, выступают ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса среднего специального учебного заведения.

Анализ результатов анкетирования социальных партнеров позволил установить, что их не устраивает реализуемый на настоящий момент уровень языковой подготовки выпускников и поэтому в проекте нового стандарта нашли свое отражение и требования по повышению коммуникативных компетенций выпускников колледжа. В связи с этим, в рамках реализуемой в настоящее время второй инновационной образовательной программы, весьма актуальным стал вопрос внедрения инновационных технологий обучения, в частности и в процесс обучения иностранным языкам. В дальнейшем речь пойдет о поисках, анализе и выборе инновационных методов развития языковых компетенций у студентов колледжа.

Овладение студентами иностранным языком подразумевает усвоение ими достаточно большого объема лексики профессиональной направленности. Переводить тексты по специальности им не так уж сложно, ведь даже не до конца поняв грамматические конструкции предложения, они могут догадаться, о чем идет речь и правильно оформить мысль. Отрицательная сторона занятий по переводу текстов традиционным способом с использованием словаря состоит в отсутствии интереса студентов к данному виду занятия. Поэтому для перевода специализированных текстов можно использовать компьютерную программу электронного перевода текстов, например PROMPT, версия 4.0. На данном этапе преследуются две основные цели: развитие навыков правописания английских слов и развитие навыков работы с клавиатурой компьютера (английский алфавит), что весьма актуально с учетом специфики специальностей, задействованных в инновационном проекте.

Данный вид работы может быть рекомендован для осуществления самостоятельной работы студентов. Одним из самых позитивных моментов является тот факт, что удается заинтересовать студентов в работе по переводу и освоению лексики.

Все больше преподавателей признают огромные возможности Интернета и перспективность его использования при обучении иностранным языкам. С помощью сети Интернет можно создать «подлинную языковую среду» и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работа с аутентичной литературой самого различного жанра, аудирование оригинальных текстов, записанных носителями языка. В Интернете студенты могут найти любую необходимую для проекта информацию, можно побеседовать в режиме on-line со сверстниками. Вот почему совместные международные проекты с носителями языка столь привлекательны для изучения иностранных языков. В основе проекта всегда лежит какая-то проблема. Если проект носит международный характер, значит должен проводиться на иностранном языке. Студенты не только совместно решают проблему, они знакомятся с национальными и культурными особенностями стран-партнеров, узнают много интересного друг о друге. Пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников.

Интернет предоставляет новые возможности и в плане письменной коммуникации, которая позволяет работать над текстом более тщательно. Возможность продумать, направить и переписать свой текст, особенно важна для начинающих. Польза такой коммуникации состоит в том, что она делает возможным общение на иностранном языке с реальными партнерами. Студенту важно то, что тексты составляются не для преподавателя с целью продемонстрировать свои знания и получить за это оценку, а для партнеров-сверстников, чтобы передать им интересную информацию или обсудить актуальные проблемы. Решается вопрос развития языковой компетенции студентов, повышается мотивация к дальнейшему изучению иностранного языка и, что немаловажно, студенты приобретают необходимые в рамках специальности профессиональные навыки в работе с компьютером.

Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о соответствии традиционного обучения и дистанционного. Информационная технология предполагает унификацию способов работы с различными программами. Программа English Discoveries отвечает современным требованиям к мультимедийным пособиям при обучении английскому языку. Программа имеет трехуровневую структуру (Basic, Intermediate, advanced), что позволяет успешно использовать ее в средних профессиональных учебных заведениях в качестве средства обучения языку как на базовом, так и на профессионально ориентированном уровне. Цель программы - развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности. В программе имеются удобные средства контроля работы и знаний студентов. Контрольные упражнения в области лексики и грамматики являются одной из наиболее продуктивных частей данной программы. Программа помогает организовать обучающую деятельность таким образом, чтобы оперативно получать сведения о результатах и качестве каждого задания. Для проведения занятий с применением данной программы студентам необходимо выполнить Placement Test, который определит языковой уровень студента.

Программа может быть использована как для коллективных занятий в учебной лаборатории, так и для самоподготовки студентов. Содержащиеся в программе видео уроки отражают реальные жизненные ситуации. Задача студентов -понять услышанную речь и с помощью контрольных упражнений проверить понимание содержания. Программа обеспечивает возможность дистанционной работы студентов и преподавателей через Интернет или локальный сервер учебной лаборатории, а также коллективной работы студентов через форум. Следует отметить также эффективность использования данной программы: увеличено время активной речевой тренировки и практики каждого студента. В учебный процесс внесены элементы дифференциации и индивидуализации. Повышен познавательный уровень, мотивация студентов. Программа развивает языковую память, качественно повышает уровень знаний студентов по иностранному языку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Медведев В.П. Опыт создания инновационной образовательной среды путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и производства. - Журнал «Успехи современного естествознания», №11, 2007.
  2. Медведев В.П. Интеграция специальностей технологического, вычислительного и экономического профилей подготовки как инновационный метод подготовки конкурентоспособных специалистов для высокотехнологичныхпроизводств - Международный журнал экспериментального образования, №3,2009.
  3. Медведев В.П. Опыт разработки образовательного стандарта для среднего профессионального образования на основе компетентностного подхода и привлечения социальных партнеров. -Материалы ХIII международной научно-методической конференции «Проблемы многоуровневого образования», Нижний Новгород:ННГАСУ, 2009.