Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

На сегодняшний день в психологической и экономической литературе накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал, объясняющий отдельные моменты экономического поведения людей (Р.В. Рывкина, 1994; В.В. Радаев, 1997; Дж.В. Ньюстром, К. Дэвис, 2000; и др.), причем эти концепции весьма разрознены и не объединены в единую модель. Весьма удобной теоретической основой для подобного объединения нам представляется теория интегральной индивидуальности (Мерлин B.C., 1986), позволяющая рассматривать человека как целостное единство всех его свойств. При рассмотрении социума через призму экономических процессов интегральная индивидуальность обретает некую специфическую форму - экономическая индивидуальность - особая форма бытия отдельного человека в обществе как экономической многоуровневой системе, в рамках которой он живет, действует как автономная, уникальная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Введение данного термина позволяет, на наш взгляд, на новом уровне осмыслить подход Дж. Кейнса (1993), выделившего в качестве основных факторов экономического поведения человека «склонность к потреблению» и «склонность к инвестированию».

В частности, метод экономической двойственности (А.В. Афанасьев, 2005) позволяет рассматривать все экономическое поведение человека в системе двойственности - «потребление инвестирование». Причем как потребление, так и инвестирование рассматриваются в расширительном психолого-экономическом контексте. Однако остается неясным, к какой психологической категории относятся «склонность к потреблению» и «склонность к инвестированию». Может быть, это мотивация, или определенная экономическая деятельность, или готовность к деятельности, или поведение, или способности к деятельности, или ее результат, или совокупность этого всего. На наш взгляд, выделяемый феномен в самом общем плане отвечает формулировке «совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности», т.е. определению активности по В.А. Петровскому (1992) и И.А. Джидарьян (1988).

Экономическая активность - это сложное многокомпонентное образование, уровень, мера взаимодействия субъекта с объектами экономической действительности; интенсивность и качественное наполнение распоряжения субъектами ограниченными ресурсами, способ самовыражения и самоосуществления личности в жизни, включенной в экономические отношения не только производства, обмена и распределения, но также сбережения и потребления.

Распределение всех имеющихся у человека ресурсов происходит в соответствии с двумя основными векторами экономической активности.

Под «активностью потребления» мы понимаем использование имеющихся ресурсов на собственное единовременное благо, а под «активностью инвестирования» использование имеющихся ресурсов с целью получения максимальной долгосрочной экономической выгоды.

В связи с тем, что ресурсы человека всегда ограничены, процесс их распределения необратимо приводит к дилемме «потребление-инвестирование», невозможно «все проживать» и «все вкладывать» одновременно. В экономике данный феномен получил название «Кривая производственных возможностей».

Анализ литературы (контент-анализ более 300 экономических и психологических источников, а также самоотчетов отчетов бизнесменов о путях достижения ими высоких экономических результатов) позволил нам выделить основные группы имеющихся у человека ресурсов:

  • денежные средства (включая материальные ценности),
  • время,
  • интеллектуальный потенциал,
  • опыт и навыки,
  • физические и психологические усилия.

Сочетание распределения различных имеющихся ресурсов дает различные варианты экономической активности. Фактически можно говорить о неких индивидуальных стилях проявления экономической активности. Так, один человек может весьма активно инвестировать свой интеллектуальный потенциал (заниматься высоко интеллектуальной работой) и все заработанные средства тратить на удовлетворение текущих потребностей, а другой предпочитает положить деньги на вклад и жить исключительно «на проценты», третий же активно интеллектуально работает и часть получаемых денег вкладывает в акции. При таком разнообразии возможных вариантов встает вопрос об их эффективности. Исследования М.Ю. Семенова (2005) и др. позволяют нам говорить об объективной и субъективной эффективности (или результативности) экономической активности. В свете этих данных под объективной эффективностью можно понимать измеренный в денежном эквиваленте уровень дохода в пересчете на один вложенный рубль, а под субъективной эффективностью - ощущение удовлетворения от экономических результатов своей активности.

Т.о. у каждого человека есть некий двуединый наличный уровень экономической активности и двуединый ее результат. Пространство между начальным уровнем и результатом принадлежит непосредственно реализации активности. Выделенная нами модель экономической активности весьма близка к модели активности, выделенной А.А. Волочковым (1997), преобразуя ее с экономической точки зрения. При этом, безусловно, и активность потребления и активность инвестирования представляют собой сложные самостоятельные образования, со своеобразными имеющими качественную специфику структурами, функциями, стилями и «встроенностью» в структуру индивидуальности. Их взаимодействие необходимо рассматривать с точки зрения полисистемного подхода (ЛЛ.Дорфман, 1993) - как взаимодействие двух самостоятельных систем, объединенных единой, большей, чем они системой - экономической активностью.

Для изучения экономической активности на основании экспертных оценок (успешные бизнесмены, экономисты, психологи, практикующие в сфере бизнеса) и эмпирической проверки был разработан (с соблюдением всех необходимых проверок на надежность и валидность) «Опросник экономической активности», позволяющий оценить данный феномен в отношении различных ресурсов: денежные средства, время, интеллектуальный потенциал, опыт и навыки, интенсивность труда, физические и психологические усилия (подробное описание опросника и его психометрических показателей представлено в соответствующем разделе статьи).

Результаты, полученные при помощи данного опросника на выборке более 500 человек (мелкие и средние предприниматели, наемные работники разного уровня управленческой лестницы от топ-менеджеров до рядовых сотрудников ведущих предприятий Пермского края, работники сферы торговли и транспортной промышленности, производства и продаж примерно в равных пропорциях в возрасте от 35 до 60 лет) показывают довольно четкую факторную структуру (конфиматорный факторный анализ) экономической активности (χ2/df = 1,99; RMSEA = ,079).

Т.о. можно констатировать относительно высокую пригодность модели экономической активности для смешанной выборки работающих людей взрослого возраста.

Отдельного дальнейшего рассмотрения и эмпирического изучения требует специфика проявления экономической активности и отдельных ее компонентов у представителей различных профессий и экономических классов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев, А.В. Метод экономическойдвойственности [Текст] / А.В. Афанасьев // Вопросы экономики - 2005 - №8 - с. 4-18
  2. Волочков, А.А. Учебная активность вструктуре интегральной индивидуальности (наматериале младших школьников) [Текст]:Дисс....канд. психол.наук. / А.А. Волочков -Пермь, 1997-472 с.
  3. Джидарьян, И А. Категория активностии ее место в системе психологического знания.[Текст] / И.А. Джидарьян // Категории материалистической диалектики в психологии. М., - 1988. -С. 56-87
  4. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости,процента и денег [Текст] / Дж.М. Кейнс // Антология экономической классики. - Т.2. - М.: Эко-нов, 1993
  5. Мерлин, В.С Очерк интегрального исследования индивидуальности. [Текст] / B.C.Мерлин - М.: Педагогика, 1986 - 392 с.
  6. Радаев, В.В. Экономическая социология.[Текст] / В.В. Радаев - М.: АспектПресс, 1997 -299 с.
  7. Ражнева, Ю.А. Предпринимательствокак форма занятости женщин (На примере Алтайского края) [Текст]: Дис. ... канд. экон. наук :08.00.05 / Ю.А. Ражнева - Барнаул, 2004 -158 с.
  8. Рывкина, Р.В. Экономическая культурав России: социология, этнология, культурология.[Текст] / Р.В. Рывкина - СПб.: изд-во ГУ, 1994 -425 с.