Рассмотрим в этой связи основные ключевые понятия инновационного развития, раскрываемых в этих документах, с точки зрения экономической социологии, экономики инноваций и инновационной деятельности. Это, в частности, понятия:
- инновация, как конечный результаттворческого труда, получивший реализацию ввиде новой или усовершенствованной продукции,нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическомобороте;
- инновационная деятельность, как процесс создания новой или усовершенствованнойпродукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ,либо иных научно-технических достижений;
- инфраструктура инновационной деятельности, или, иными словами, организации,предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Кажется, на первый взгляд, действительно, просто - чем больше будет различных новшеств (изобретений, открытий), доведённых к тому же до производственной технологии, тем эффективней экономика страны во всё своих характеристиках, и тем, следовательно, выше качество жизни. Однако, это только на первый взгляд. Это то, что обычно называют «кажимостью», или «видимостью» (как «нечто иное», «некоторое иное сущности») в явлении [см. 1, с. 429-434].
Тут возникает целый ряд вопросов. Во-первых, какая и чья экономика? Какой страны? Что такое, как понимается и как измеряется качество жизни? Является ли такой страной современная Россия? Ответ, по-видимому, очевиден.
Нужно признать, что страна всё ещё находится на втором, а сегодня - почти разрушенном -этапе НТР. В этих условиях уже созданные и всё ещё продуцируемые новации, не находящие в большинстве случаев своего места в существующем российском производстве, станут (и уже становятся!) ещё одним специфическим «сырьём», которое охотно (и недорого) закупят те самые -«наиболее развитые» - страны. В этом смысле вполне симптоматично, что ряд академиков РАН не без основания считают, что вся так называемая «инновационная политика» может свестись сегодня к выбросу на мировой рьшок (в очередной раз, и за бесценок) уникальных технологий и разработок, созданных в нашей стране в середине - конце XX века [см. 2].
Понятно, что простая коммерциализация инновационных разработок может обеспечить приток хотя и небольших, но очень «быстрых денег». В то время как их реализация в собственной экономике потребует огромных ресурсных вложений и большой работы, связанной с проведением маркетинговых исследований, созданием и развитием инновационной инфраструктуры, подготовкой кадров для инновационной деятельности, технологическим переоснащением производства, сертификацией и стандартизацией новых процессов, продуктов, услуг, изделий и др. Это -во-первых.
Во-вторых. Если учитывать любую инновацию только в качестве «конечного результата» (продукта) и фиксировать внимание только на её участии в экономическом (т.е. - рыночном) обороте, мы сознательно или по лукавству не включаем в её стоимость огромный объём затрат на предшествующую поисково-исследовательскую и научную деятельность, и ещё больший объём затрат на профессиональную подготовку (образование) людей, способных осуществлять инновационные разработки.
В-третьих, в вышеприведённых интерпретациях инноваций делается акцент лишь на научно-технических разработках. В этом случае за пределами рассмотрения оказывается инновационная деятельность в т.н. «гуманитарных производствах», в частности, в таких, как наука, образование, здравоохранение, социальная работа и др. А ведь именно эти производства (их эффективность и качество «продуктов») являются предпосылкой и условием эффективности всей так называемой инновационной экономики. Принципиально важно также и то, что ни одна форма общественной практики, ни один тип производства не являются самостоятельными и самодостаточными, и их возможность и потенциал инновационного развития могут быть обеспечены только во взаимосвязи и тесном взаимодействии друг с другом.
Для последующего анализа введём ряд ограничений и в то же время - «различений» внутри самого содержания понятия «инновация». При расширительном его толковании, инновация это главным образом и в первую очередь - деятельность (процесс), которую нельзя уподоблять деятельности в области научного творчества, точнее - неверно сводить её к этому. Такое понимание обессмысливает самостоятельность понятия «инновационная деятельность», так как, строго говоря, всякая научно-исследовательская деятельность по природе своей инновационна.
Поэтому в качестве первого ограничения можно принять следующее: инновационную деятельность необходимо рассматривать в пространстве вполне определённой социальной практики. С точки зрения конкретного субъекта этой практики инновационной можно считать всякую деятельность, приводящую к её существенным изменениям по сравнению с существующей традицией.
Второе ограничение: инновационная деятельность - это деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и (или) ещё только становящихся норм практики либо - несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям. Тогда инновация оправдана, более того, необходима.
Третье ограничение связано опять-таки с прагматичным характером инновационной деятельности. Она осуществляется не в пространстве идей и не только в пространстве действий отдельного субъекта, а становится подлинно инновационной только тогда, когда инновационный опыт осуществления этой деятельности становится доступным другим людям. Это предполагает фиксацию инновационного опыта, его культурное оформление и разработку механизмов его трансляции.
Наконец, четвёртое ограничение. Если инновационная деятельность отвечает трём предыдущим условиям, то её особый смысл заключается в направленности на преобразование существующей практики, либо - на порождение принципиально новой практики. В этом случае в ней должен присутствовать вектор «институциа-лизации» - организационно-управленческое оформление нововведений и их нормативное закрепление в изменяющейся практике.
Введённые ограничения на понимание инновационной деятельности могут быть рассмотрены в качестве рабочих критериев её выделения в общей функциональной деятельности научных и проектных учреждений. Так, в большинстве случаев эта деятельность разворачивается по следующим направлениям:
- фундаментальные научные исследования и концептуальные (теоретические) разработки;
- прикладные научные исследования,связанные с реализацией научных разработок впрактике;
- организационно-управленческая деятельность;
- образовательная деятельность;
- опытно-экспериментальная работа, которая может полностью исчерпываться деятельностью по внедрению научных разработок в практику, но может инициировать научные разработки в новых направлениях.
С точки зрения принятых критериев каждый из этих видов деятельности может быть или не быть составной частью инновационной деятельности. Так, апробация нового метода в практике, рождённого в стенах научной лаборатории, вполне может что-то менять в ней. Однако если исходная задача носит познавательный характер (испытание метода, изучение, диагностика, т.е. познание в широком смысле слова), то по принятым нами критериям эта деятельность не является инновационной, хотя может служить её пусковым механизмом в будущем. Очевидно, что подавляющее число различных новшеств, частных разработок, конкретных методик и рекомендаций, схем рационализации и совершенствования каких-либо фрагментов практики не являются «инновационной деятельностью» в собственном смысле этого слова.
Инновационная деятельность в своей наиболее полной и «развитой» форме предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых и обеспечивает появление действительных инноваций. К ним, на наш взгляд, относятся:
- научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знанияо том, как нечто может быть («открытие»), и отом, как нечто можно сделать («изобретение»);
- проектная деятельность, направленнаяна разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основенаучного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что можетили должно быть («инновационный проект»);
- образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектовопределённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проектвоплотился в практике («реализация»).
Обратим внимание на то, что указанные виды знаний могут лежать как в одной, так и в разных областях научного познания. Важно, что это принципиально разные знания, хотя и «включённые» в одну реальность. Иначе говоря, собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение - в проект, проект - в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гегель Г. Наука логики. - М.: Изд-во«Мысль», 1999. - 1072 с.
- http://www.researcher.ru/methodics/nauka/а lxizkd.html.