Технология мультимедиа - мощный дидактический инструмент, оказывающий поддержку в изучении различных дисциплин учебной программы медицинского вуза. Опираясь на потребности учебного процесса, можно выделить следующие функции мультимедиа. Это структуризация учебного материала; реализация принципа наглядности; организация межпредметных связей; формирование профессионально-значимых интересов и потребностей (интереса к выбранной специальности, дисциплинам специализации, применению информационных технологий и мультимедиа в профессиональной деятельности); управление вниманием и эмоциональным фоном обучаемой аудитории; адаптация к аудиовизуальной среде профессиональной деятельности; медиаобразование, а именно развитие навыков восприятия, обработки, критического осмысления и воспроизведения информации, предоставляемой средствами мультимедиа; моделирование медико-биологических процессов, а также экспериментов с лабораторными животными и другими биологическими материалами; система аудиовизуальных опорных конспектов; интенсификация процесса обучения за счёт адекватности мультимедиа механизму восприятия информации человеком; полимодальность представления информации; универсальное средство контроля знаний, позволяющее проверить не только вербальную составляющую знаний студента, но и аудиовизуальную.
Нами было проведено исследование по использованию мультимедийных презентаций в курсе лекций по общей патологии. Цикл лекций состоял из мультимедийных демонстраций и посвящался основным патологическим процессам в организме. На первом этапе студенты были разделены на 2 потока: 1-му - демонстрировались лекции на основе текстовых слайдов, а 2-му -мультимедийные лекции. Показаны способы реализации межпредметных связей в лекционном курсе и % респондентов из числа опрошенных в каждой группе, отметивших эффективные связи с указанными предметами. Прирост межпредметных связей в группе с использованием мультимедийных слайдов составил от 3 до 11%. Отмечено, что эти связи особенно помогли расширить знания и представления по таким дисциплинам как биология, анатомия, биохимия и физиология. Следствием грамотно организованных межпредметных связей является расширение профессионального кругозора, рост интереса к предмету общей патологии и дисциплинам специализации, что имеет важное профориентирующее значение, влияя на формирование профессионального самосознания и поиск своего места в профессии. Мультимедийный лекционный цикл вызвал интерес к исследованиям в области патофизиологии у 58% студентов, вопросам диагностики заболеваний у 60%, к хирургии - у 40%. В группе с демонстрацией текстовых слайдов показатели составили соответственно 36, 38 и 19%. Прирост интереса к исследованиям в профессиональных областях составил от 12 до 23%. Данные опроса свидетельствуют об углублении знаний по смежным дисциплинам за счёт межпредметных связей и рост интереса к исследованиям в профессиональных областях.
Итак, использование технологии мультимедиа усиливает влияние этих связей лекционного курса на студенческую аудиторию, что способствует профессиональному самоопределению студентов, формированию профессионально значимых интересов и потребностей, мотивации к получению знаний по смежным дисциплинам.