Концепция начального образования, равно как и общего среднего образования, на первый план выдвигает сегодня формирование личности школьника.
Следует с удовлетворением отметить, что начальное образование, в том числе и математическое, все больше приобретает развивающий характер.
Рассмотрение понятия «развитие в обучении» с методологических позиций показывает, что это целостный непрерываемый процесс, движущей силой которого является разрешение противоречий, возникающих в процессе изменений. Процесс преодоления противоречия создает условия для развития ученика, в результате которого отдельные его знания и умения перерастают в новое целостное новообразование, в новую способность. Но это происходит только в том случае, если между старыми и вновь формируемыми знаниями и умениями устанавливаются преемственные связи. Таким образом, проблема развития ученика в процессе обучения тесно связана с проблемой установления преемственных связей.
В связи с особенностью процесса обучения, где взаимодействуют два субъекта: «учитель» и «ученик», - в проблеме преемственности в обучении необходимо рассматривать два аспекта:
- внешний: деятельность учителя по установлению преемственных связей в процессе обучения;
- внутренний: организация процесса обучения, обеспечивающая установление преемственных связей самим учеником.
В.М. Туркина отмечает: «Установление преемственных связей в обучении математике рассматривается нами как перестройка самим учеником своего опыта, знаний и умений в новое целостное умение, что обеспечивает развитие математических способностей ученика» [5, с.6].
С философской точки зрения, преемственность - это не только подготовка к новому, но, что более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Современные основные задачи, связанные с проблемой преемственности и требующие решения, можно охарактеризовать следующим образом:
- Определение общих и специфическихцелей образования на каждой из ступеней обучения (начальная школа и основная школа) и, наоснове поступательной взаимосвязи этих целей,определение преемственных целей (сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах).
- Построение на этой основе единойвзаимосвязанной и согласованной методической системы обучения (целей, задач, содержания,методов, средств, форм организации) с обоснованием преемственных связей этих параметров наразных возрастных этапах.
- Построение единой содержательнойлинии в предметных областях, согласующейся собоснованием методической системы и исключающей необоснованные содержательные и процессуальные перегрузки учащихся.
Так как движущей силой развития является процесс разрешения противоречий, то устанавливаемая при этом преемственная связь является стабилизирующим фактором в развитии.
Таблица показывает имеется ли преемственность (хотя бы по содержательной линии) в создании единого образовательного пространства при изучении математики в 5-х классах.
Таблица
Первая строка таблицы показывает, что 61% учеников как обучались в начальной школе, так и продолжают в основной обучаться по традиционным учебникам традиционными способами.
Из 39% выпускников начальной школы только 15% продолжают обучение по учебно-методический комплекс (УМК), относимым к учебникам развивающего характера: Л.Г. Петерсон - 8% (в начальной школе было 26%), Г.В. Дорофеев - 3%, СМ. Никольский - 3%.
Самую большую тревогу вызывают показатели последней строки: таблицы: из 39% выпускников начальной школы большая часть - 24% -переводится в 5-й класс на традиционное обучение по традиционным УМК (по учебникам Н.Я. Виленкина обучается 49% всех пятиклассников, по учебникам И.Б. Барановой - 32%, и даже по морально устаревшим учебникам Э. Нурка - 5%), и это больше, чем по современным учебникам Г.В. Дорофеева или СМ. Никольского. Именно в таких классах остро стоит проблема преемственности и в обучении, и в развитии. При обучении в 5-м классе 24% учащихся могут испытывать и действительно испытывают дискомфорт из-за того, что их учат на уроке работать не так, как они уже умеют, что не хватает пищи для ума - значительная часть содержания программы 5-го класса знакома или уже усвоена ими в начальной школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Воронцов А.Б. Практика развивающегообучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. - М.: ЦПРО«Развитие личности», 1998. -360 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающегообучения. - М.: Интор, 1996. - 544 с.
- Далингер, В.А., Борисова Л.П Методические системы развивающего обучения математике в начальной школе: учебное пособие. - Омск:Изд-во ОмГПУ, 2004. - 205 с.
- Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного общего образования (напримере курса математики для дошкольников,начальной школы и 5-6 классов основной школы): Автореф. дис. на соиск. уч. степени докторапед. наук. - М.: Изд-во АПК и ПРО, 2002. - 44 с.
- Туркина В.М. Установление преемственных связей в преподавании математики в условиях развивающего обучения: Автореф. дис. насоиск. уч. степени док. пед. наук. - СПб.: Изд-во РПГУ, 2003. - 39 с.
Работа представлена на Международную научную конференцию «Актуальные проблемы образования», Греция (Лутраки), 16-23 октября