Теоретический анализ методики и практики видов борьбы, обобщение практического опыта, многолетние экспериментальные собственные исследования, позволили выделить основные разделы учебника, изложить материал в определённой логической последовательности в соответствии с требованиями программ детско-юношеских школ.
Содержание учебника соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, блока дисциплин специализации Федерального компонента, предъявляемым к компетенции выпускников по циклу общих гуманитарных дисциплин. Соответствует требованиям направления 032100 «Физическая культура», отвечающей специальности 032101 «Физическая культура и спорт». В написании отдельных глав привлекались ведущие учёные, тренеры и специалисты в области теории и методики дзюдо из различных регионов и ведущих спортивных школ дзюдо России. Структура учебника состоит из 11 глав, заканчивающимися вопросами для самоконтроля при подготовке к экзаменационным и семинарским занятиям студентов, темы рефератов по соответствующему содержанию главы, списком рекомендуемой литературы. Учебный материал иллюстрирован таблицами, кинограммами, схемами, графиками.
В условиях социальных и экономических перемен очевидна необходимость определению приоритетов гражданского воспитания средствами физической культуры и спорта. В связи с этим в содержание учебника включён раздел, направленный на проведение воспитательной работы в процессе занятий дзюдо.
Представлены определения основных понятий, принятых в общей теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки на примере дзюдо, знание которых необходимо будущим тренерам.
Содержание основного материла представлено методикой обучения и тренировки техническим действиям, поскольку именно методика является одним из важных разделов подготовки. Представлена структура обучения техническому действию, включающая общую характеристику приёма, наиболее благоприятную стойку, дистанцию, захват, динамическую ситуацию, важные детали техники, способы тактической подготовки, характерные ошибки, возможные контрприемы, защиты, варианты броска и подробное описание техника выполнения самого приёма. Представленный материал иллюстрирован 113 кинограммами.
Известно, что защитные действия соперника в единоборствах являются основными сбивающими факторами, препятствующим проведению технического действия. Защитные действия вызывают дискоординацию движений, нарушение функциональной устойчивости и снижение целевой точности движений. В связи с этим, в содержание введен раздел по методике обучения и тренировки повышения надёжности выполнения защитных тактико-технических действии в дзюдо.
Для формирования ведения единоборства на примере дзюдо даны комплексы специальных игр в касания, атакующие захваты, теснения, дебюты и методика их применения для различных эпизодов, возникающих в ходе ведения соревновательной борьбы.
Раскрыт раздел биомеханики, включающий кинематические и динамические характеристики выполнения атакующих и защитных тактико-технических действий на примере дзюдо. В издании дана методика тренировки бросков вположении борьбы стоя в зависимости от индивидуальной выраженности симметрии-асимметрии верхних и нижних конечностей.
Проведение технического действия связано с наличием захвата как кинематической цепи между атакующим и атакуемым дзюдоистом. Являясь условием целенаправленного силопри-ложения атлетами, обеспечивает проведение эффективного приёма. Только при наличии хорошего захвата можно успешно выполнять броски в положении борьбы стоя и приёмы лёжа. Захват меняется в каждое мгновенье, приобретает новые формы и двигательные задачи. Быстрая смена захватов соперника требует от дзюдоиста высокого уровня скоростно-силовой подготовленности и достаточной выносливости мышц рук. При этом методика их обучения в специальной литературе раскрыта недостаточно. В связи с важностью этого элемента техники в учебнике широко представлена методика изучения и тренировки техники выполнения атакующих и защитных захватов за одежду.
Отмечено многообразие причин возникновения травматизма. Они разделены на три группы: организационные, методические и обусловленные индивидуальными особенностями самого спортсмена. Высказаны мероприятия и дана инструкция по профилактике травматизма при занятиях дзюдо.
В учебном издании представлена технология написания, правила оформления и порядок защиты выпускной квалификационной работы по теории методике дзюдо.
Таким образом, глубокий теоретический анализ, современные научные данные по теории и практике единоборств, обобщение передового практического опыта, примерные программы обучения студентов в ВУЗах, культивирующих дзюдо, позволили изложить учебный материал в логической последовательности обучения студентов.
Представленный материал может быть использован для самостоятельного изучения и под руководством инструктора в общеобразовательных школах, колледжах, военно-учебных заведениях, воинских частях, объединениях, соединениях, а также с личным составом армии и флота в видах Вооруженных Сил, в том числе дислоцируемых воинских частей морской пехоты Военно-Морского Флота, в силовых структурах системы Министерства внутренних дел, учебных заведениях МВД России.
Учебнику, предназначенному для студентов высших учебных заведений, специалистов, тренеров, спортсменов-дзюдоистов, аспирантов, слушателей ФПК, студентов высших и средних учебных физкультурных заведений в 2008 году присвоен Гриф УМО Федерального агентства по физической культуре и спорту.
Работа представлена на научную Международную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», "Дагомыс" (Сочи), 21-24 сентября 2009 г. Поступила в редакцию 9.09.2009.