В процессе изучения традиций и новаторства в ДЛИ Дагестана определены следующие задачи: дать представление о традиционных художественных промыслах, многовековом декоративно-прикладном искусстве горцев как неотъемлемой части общечеловеческой культуры; изучить эволюционные проявления художественно-эстетических особенностей орнаментального искусства; классифицировать художественно-эстетические функции традиционного и современного ДЛИ Дагестана; рассмотреть взаимосвязь различных видов народного творчества (художественные промыслы, изобразительное искусство, фольклор и др.) с традиционным и современным декоративно-прикладным творчеством; исследовать особенности влияния среды обитания на специфику художественно-эстетического содержания и локальных различий традиционных промыслов; проследить особенности воздействия общественно-экономических отношений на эволюционные проявления функционально-утилитарных качеств изделий ДЛИ; рассмотреть взаимообогащение художественно-образного оформления орнаментальных изделий, обусловленное общностью художественно-эстетических ценностных ориентации народов Дагестана; исследовать проявления домонотеисти-ческих и монотеистических верований в традиционном декоративно-прикладном искусстве горцев; проследить взаимодействие академических и самобытных традиций ДЛИ в профессиональном изобразительном искусстве известных дагестанских художников; изучить особенности художественно-эстетических проявлений декоративной сувенирно-экспозиционнои продукции, продиктованные, как традиционными, так и современными запросами потребительского рынка и др.
Содержание лекций и практических занятий данного курса разработано с учетом педагогической направленности специализации и, кроме реализации собственно дидактических задач, призвана способствовать развитию этнического самосознания молодежи, обеспечить ориентацию обучения на толерантность взаимоотношений в обществе, формирование способностей и потребностей студентов в художественно-эстетических переживаниях, активизацию их педагогического мастерства и духовно-нравственного потенциала.
Работа представлена Международную научную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», "Дагомыс" (Сочи), 21-24 сентября 2009 г. Поступила в редакцию 19.09.2009.