Эти явления в системе профессионального образования выступают, конечно, в единстве.
Современные условия развития общества,подвижность профессий и специализаций, свидетельствуют о том, что делать ставку на усвоение определенной суммы знаний и умений, переданных преподавателем, уже не возможно. Необходим переход от образования «на всю жизнь» нанепрерывное образование «через всю жизнь».Соответственно, образовательный процесс в высшей школе необходимо строить с использованием современных образовательных технологий с учётом как технических, так и человеческих ресурсов, и их взаимодействия. Оптимизацияформ образования должна проводиться так, чтобы будущие специалисты в учебном процессе учились приобретать знания, умения и опыт познавательно-творческой самостоятельности,формируя у себя теоретическую и практическуюготовность к интеллектуально-творческой и самообразовательной деятельности.
Формирование психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности осуществляется как в процессе направленного психолого-педагогического воздействия, так и в результате влияния всей совокупности условий социальной действительности, значительной частью которой является вуз. Именно в вузе, на стадии адаптации, возможно осуществление целенаправленного психолого-педагогического воздействия, с целью профессиональной ориентации, гуманистической убежденности и развития педагогического творческого воображения. Поэтому можно считать обоснованным предположение о том, что вуз как многофакторная и многокритериальная среда формирующим образом влияет, воздействует на студента. Выявление противоречий образовательного процесса открывает путь к познанию объективных причин его самодвижения и саморазвития. Кроме того, анализ диалектических противоречий образовательного процесса обеспечивает большую вероятность нахождения и педагогического подхода (стратегии) их разрешения. Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогических задач и достижения поставленной цели.
С одной стороны, образовательная система должна помочь человеку реализовать свои личностные качества в целях самосовершенствования (саморазвития), самореализации в профессиональной деятельности, а с другой - полученные знания должны обеспечить человеку достойную жизнь за счет умелого их использования.
Важнейшим социально-педагогическим феноменом, отражающим современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования и воспитания может быть рассмотрена гуманизация образования. Прежде всего, гуманизация образования представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения. По своим целевым функциям она выступает как условие (фактор) гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей.
Мы попытались учесть все выше сказанное, разрабатывая профессионально-ориентированные технологии обучения по циклу общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации. Наши образовательные технологии строились на основе профессионально-гуманитарной парадигмы. Исходя из того, чтотехнологии обучения в высшем профессиональном образовании не застывшая схема учебного процесса, не готовые шаблоны и стереотипы, а живой творческий процесс решения многочисленных и далеко не простых проблем подготовки будущих специалистов в области коррекционной педагогики, опирающийся на классическую дидактику и являющийся ее практическим продолжением. Технологию мы рассматриваем, как систему психологических, общепедагогических, дидактических, частно-методических процедур взаимодействия педагогов и студентов, направленную на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, содержанию будущейпрофессиональной деятельности.
Исходя из требований к уровню усвоения дисциплин выдвигаются следующие дидактические принципы:
- Принцип генерализации, концентрации содержания вокруг ведущих концепций, идей и закономерностей науки, на которых базируется учебная дисциплина.
- Приннип научной целостности, который означает, что рассматриваемые разделы, модули, темы являются частью учебной дисциплины.
- Принцип обеспечения внутренней логики науки, являющейся базой для учебной дисциплины.
- Принцип дидактической изоморфности,когда при дидактической обработке научной системы знаний требуется по возможности сохранить основные элементы теории и создать условия для раскрытия природы этих элементов ихарактера связи между ними, так как структурадолжна служить эталоном для сравнения целей ирезультатов обучения.
- Принцип соответствия содержания обучения профессиональной деятельности.
- Принцип единства содержания обучения выражает необходимость учета связей, существующих между различными учебными дисциплинами, в целях создания в сознании будущего специалиста целостной научной картины, служащей базовой основой его последующей профессиональной деятельности.
- Принцип перспективности развития научного знания.
При проектировании и конструировании профессионально-ориентированных технологий обучения по дисциплинам общепрофессионального блока среди основных принципов управления познавательной деятельностью студентов в учебном процессе целесообразно выделить следующие:
- гуманистическая направленность, ориентированность на развитие личности будущегоспециалиста;
- обеспечение непрерывности образования;
- информатизации и технического обеспечения образовательного процесса;
- рационального применения современных методов и средств обучения на разных этапах подготовки специалистов;
- принцип единства рационального иэмоционального.
Технология профессионально-ориентированного обучения студентов высшей школы предполагает: учет межпредметных связей; ориентацию на индивидуальные возможности; тесную взаимосвязь теории и практики, контроль и коррекцию аудиторной и самостоятельной работы; возможность видоизменять, варьировать соотношение объема и последовательности выполнения заданий; опору на достижения дидактики, отражающие взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося.
Личностно-деятельностный подход как ведущая стратегия гуманизации образования требует особой, психологически выдержанной технологии взаимодействия преподавателей и студентов. Основу такой технологии составляет полисубъективный (диалогический) подход. Нужно отметить, что - диалог первичная, родовая форма человеческого общения, определяющая развитие личности. Диалог обеспечивает функционирование механизма интериоризации, посредством которого внешнее изначально взаимодействие в системе «учитель-ученик» переходит «вовнутрь» последнего, определяя тем самым его индивидуальное («интерсубъектное» по содержанию) психологическое своеобразие. По нашему мнению, благодаря обратной связи, необходимо присутствующей в процессе диалога, включается механизм экстериоризации, в ходе которого интерсубъектное участников общения актуализируется в процессе дальнейшего общения. Таким образом, диалогическое общение реализует интегральный принцип личностно-ориетированной дидактики - единства субъективного и объективного в динамике их превращения друг в друга.
В русле этих тенденций в развитии системы высшего образования процесс успешного профессионального роста невозможен без создания особой развивающей среды в которой, представлены во всем многообразии связей и отношений все составляющие жизненного мира человека: природные, предметные, социальные и экзистенциальные. Создание этой среды возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- организации на аудиторных и внеаудиторных занятиях процесса взаимодействия наоснове субъект-субъектных отношений и диалогического общения;
- создание в ходе взаимодействия атмосферы доброжелательности и доверительности;
- учета и опоры па личный опыт каждогостудента с признанием его неповторимости.
Решение проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов в области коррекционной педагогики следует осуществлять путем реализации в образовательном процессе вуза профессионально-ориентированной технологии обучения. В качестве информационной ее составляющей рассматривается учебно-методический комплекс информационного обеспечения изучения специальной дисциплины, представляющий собой систему, в которую интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных и знаний в соответствующей предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих технологию обучения. В состав изучения специальной дисциплины обосновано включение следующих компонентов: компьютерной программы учебной дисциплины, компьютеризированного учебника, типового комплекта средств информационной поддержки учебной дисциплины, системы контроля и оценки знаний обучающихся. Дидактический комплекс позволяет реализовать следующие функции: информационную, развивающую, самообразовательную, ориенти-рующую, систематизирующую, стимулирующую, обучающую, координирующую, контрольно-оценочную.
При разработке целесообразно: определить цели и содержание обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста; выявить информационную емкость и систему смысловых связей между элементами содержания; провести структурирование учебного материала; задать требуемые уровни его усвоения; обосновать структуру и предметно-содержательное наполнение элементов дидактического комплекса информационного обеспечения.
Профессионально-ориентированную технологию обучения, обеспечивающую формирование заданного уровня профессиональной компетентности, целесообразно разрабатывать по следующему алгоритму: диагностическая постановка целей обучения; обоснование содержания предметной деятельности педагога; поиск специальных дидактических процедур усвоения материала, выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции сформированности профессиональной компетентности.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что использование инновационных технологий обучения направлено на оптимизацию процесса обучения, на достижение целей подготовки специалистов с минимальными затратами сил субъектов этого процесса и одновременным достижением не только высокого уровня знаний, умений и навыков, но и развития опыта профессионально творческой деятельности. Перемещение акцента с процесса преподавания на процесс учения самих будущих специалистов, освоение ими знаний и опыта на основе увеличения внеаудиторной самостоятельной работы. Кроме того, это позволит им работать в собственном темпе и организовать свое самообразование в соответствии со своими интересами.
Разработка профессионально-ориентированной технологии обучения показала, что решение проблемы формирования профессиональной компетентности у будущих коррекционных педагогов в вузе лежит в плоскости использования передовых достижений педагогической науки, в частности личностно-деятельностный, системно-деятельностного и личностно-ориентированных подходов к подготовке специалистов; всестороннего дидактического обеспечения как содержательной, так и процессуальных сторон учебного процесса; активизации познавательной деятельности обучающихся на основе ее планомерного управления, а также создания организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности внедрения в вузе информационных средств и информационной продукции.
Таким образом, у студента формируется и развивается опыт принятия творческих решений проблем проектирования, моделирования, частичной апробации и коррекции собственной авторской системы деятельности, развивается творческая готовность к предстоящей профессиональной деятельности.
Работа представлена на Международную научную конференцию «Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса», Италия (Римини, Рим, Сан-Марино, Флоренция), 10-17 июня 2009 г. Поступила в редакцию 04.06.2009.