Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

Рыночная ориентация вуза предполагает следующие принципы и подходы в организации его деятельности, которые должны учитываться и в системе качества:

1- оказываются в основном те образовательные услуги, которые пользуются и будут пользоваться спросом на рынке. При нерыночном подходе оказываются только те услуги, которые традиционны для данного вуза или которые предписаны руководящими органами; 2- ассортимент услуг достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований общества, на­учно-технического прогресса. Процессы и техно­логии оказания услуг гибки, легко изменяемы. При нерыночном подходе ассортимент весьма узок, традиционен, медленно обновляется. Сами образовательные процессы и технологии негибки, трудно изменяемы;3- в системе качества вуза маркетинг - важный процесс деятельности. В нем четко определены продукт вуза, внешние и внутренние потребители, их требования и ожидания к основным результатам деятельности вуза. При нерыночном подходе этот процесс в системе качества может вообще отсутствовать ;4- содержание образовательных программ и основная учеб­но-методическая документация согласуется с потребителями. При нерыночном подходе этого практически не делается; 5- цены на образовательные услуги формируются под воздействием рынка, работающих на нем конкурентов, величи­ны платежеспособного спроса потребителей. При нерыночном подходе цены на оказываемые услу­ги формируются исходя из нормативов затрат, утвержденных вышестоящими органами, а также исходя из утвержденного плана приема студентов и фактического финансирования вуза ; 6- комму­никационная деятельность в ведется активно, направлена на конкретные целевые группы по­требителей услуг образования, на возможных посредников. Продвижение и продажи образовательных услуг децентрализованы. При нерыноч­ном подходе реклама и другие формы коммуникаций с потребителями и посредниками при про­движении услуг на рынок достаточно не разви­ты - в руководстве вуза стратегические решения готовятся и принимаются людьми, компетентны­ми в конъюнктуре образовательных услуг и вопросах экономики. В этой связи вводится долж­ность проректора по маркетингу, руководящего и коммерческой деятельностью учреждения. В структуре вуза формируется подразделение маркетинга. При нерыночном подходе руководят вузом, как правило, специалисты определенного профиля подготовки, часто не имеющие опыта работы на рынке образования и труда; 8- научные исследования ведутся как по профилю вуза, так и в сфере прогнозирования состояния рынка образовательных услуг. При нерыночном подходе научные исследования мало связаны с изучением потребностей и особенностей существующих групп потенциальных потребителей образова­тельных услуг.