Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Демократизация современной жизни и ее усложнение диктуют системе образования новые требования, обнаруживая необходимость обновления содержания и условий деятельности входящих в ее состав институтов. В этой связи современная система образования может успешно функционировать только как адаптивная.

Динамика развития современной системы образования в настоящее время напрямую связана с кризисным состоянием страны и общества. Основа выхода из кризиса - развитие активных людей с творческим интеллектом, умеющих выявлять жизненно важные проблемы, проектировать пути их решения, преобразовать окружающую среду.

Своевременность данного исследования обусловлена необходимостью поиска путей разрешения следующего противоречия. С одной стороны, общество нуждается в активной личности, способной адаптироваться к постоянно меняющейся жизненной среде, умеющей обеспечить себе достойное проживание, преобразовывая ее, с другой стороны, в постдипломном образовании нет системы подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды как обязательного ресурса развития активной личности.

Таким образом, потребность педагогической практики в научном обосновании и внедрении системы подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды в процессе повышения квалификации работников образования очевидна.

Специфика педагогического обеспечения проектирования адаптивной образовательной среды состоит в реализации обновленного содержания, методов и средств обучения слушателей системы повышения квалификации в процессе достижения цели проектирования - создания адаптивной образовательной среды, как инновационного ресурса субъектов образования для развития их готовности к решению творческих задач обучения и жизнедеятельности в целом. При этом обучение творческому педагогическому проектированию носит ярко выраженный личностно ориентированный характер.

Основная функция педагогического обеспечения проектирования адаптивной образовательной среды в системе повышения квалификации работников образования состоит в том, чтобы создать условия для развития комплекса творческих умений педагога предвидеть негативные последствия образовательной деятельности учащихся, прогнозировать положительные результаты образования и достигать успеха в процессе проектирования и преобразования собственно образовательной среды.

Проблема исследования связана с обоснованием методолого-теоретических основ обновления системы подготовки учителя в процессе повышения его квалификации, обеспечивающих качественные изменения в деятельности участников образовательного процесса, происходящей на основе использования ресурсов адаптивной образовательной среды региона, а также ее сущности и структуры в контексте взаимодействия с региональной общественно-культурной средой.

Мы считаем, что педагогическое обеспечение подготовки учителя в процессе повышения квалификации будет эффективно способствовать развитию качественного образования, если:

  • адаптивная образовательная среда спроектирована как полифункциональный динамичный феномен, характеризующийся наличием ресурсов для образовательной деятельности с учетом динамично изменяющихся социально-педагогических условий, обеспечивающий гуманное по характеру и демократичное по стилю взаимодействие субъектов образования, осознанно принимающих нормы и правила социально-культурного окружения и имеющих установку на преобразование собственной образовательной среды;
  • проектирование адаптивной образовательной среды реализуется на основе обоснованных теоретико-методологических подходов как процесс создания и реализации модели развивающей образовательной практики повышения квалификации, ориентированной на творческое личностное и профессиональное развитие учителя;
  • концепция подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды в системе повышения квалификации работников образования отражает ведущие идеи, закономерности и принципы развития методологической, предметной, технологической, управленческой компетентности учителя;
  • модель педагогического обеспечения (цель, содержание, технологии, методы, условия) подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды в системе повышения квалификации выступает в совокупности психолого-педагогических, учебно-методических, организационно-технологических модулей;
  • научно-методическую система, обеспечивающая ход и логику процесса подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды в содержит методику, технологии и условия реализации обновленного процесса повышения квалификации;
  • мониторинг в системе повышения квалификации работников образования содержит научно-диагностический инструментарий и систему оценочных показателей динамики эффективности подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды в сочетании с результатами образовательной деятельности школьников.

Анализ существующих подходов к пониманию сущности педагогического обеспечения (С.А. Болотова, Л.М. Бочкова, А.В. Волохов, И.А. Гусева, А.Ф. Драничников, Т.Е. Коровкина, И.В. Протасова, А.И. Тимонин, Н.Ю. Шепелева Г.П. Шереметова) отражает управленческую природу данного явления, которая определяется функциями и целями, ресурсами (средствами) и предусматривает взаимосвязь трех компонентов психолого-педагогического, учебно-методическо-го, организационно-технологического.

Психолого-педагогического обеспечение заключается в создании психолого-педагоги-ческих условий, способствующих развитию обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей; создание в образовательном учреждении благоприятного психологического климата.

Учебно-методическое обеспечение проектирования адаптивной образовательной среды заключается в создании учебно-методических условий, которые способствуют развитию творческих профессиональных умений педагога-слушателя в соответствии с современными требованиями к образованию.

Организационно-технологические обеспечение проектирования адаптивной образовательной среды заключается в создании организационно-технологических условий, способствующих организации самостоятельной познавательный деятельности обучающихся и управлению этой деятельностью.

«Готовность» в педагогической литературе рассматривается как фундаментальное условие успешного выполнения определенной деятельности. Ученые выделяют разные подходы к определению готовности к деятельности. Первый - функциональный: готовность определяется как психическое состояние, как наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Готовность личности действовать представляет собой целенаправленное поведение человека, основанное на интеграции предшествующего общественного и индивидуального опыта, т.е. на эмоциях, убеждениях, склонностях и способностях. Второй - личностный. Готовность к деятельности в этом случае выступает как устойчивая характеристика личности. Характеризуя готовность личности к самообразованию, Г.Н. Сериков отмечает, что готовность личности - это интегративное состояние, в котором она пребывает в конкретный момент времени. При этом готовность рассматривается в развитии, как внутренний процесс, происходящий в личности и как психологическое новообразование личности. Основными внутренними условиями готовности являются адекватная мотивация, субъектная личностная позиция, развитая концептуальная модель профессиональной деятельности; основное внутреннее средство - системные умения организации индивидуализированных форм эффективной профессиональной деятельности и развитые формы рефлексивного мышления (В.П. Кузовлев).

Мы рассматриваем готовность учителя к проектированию адаптивной образовательной среды как результат целенаправленного взаимодействия слушателя с андрагогом в системе повышения квалификации и как следствие - начало самостоятельной профессиональной деятельности по педагогическому проектированию в школе.

Итак, педагогическое обеспечение - это комплекс условий психолого-педагогических, учебно-методических и организационно-технологических. Педагогическое обеспечение подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды позволяет развивать творческий потенциала учителя и ученика и, как следствие, развить умения адаптироваться к постоянно меняющейся жизненной среде и преобразовывать ее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьева, Н. Г. Педагогическое обеспечение саморазвития студентов как культурный феномен / Н. Г. Григорьева // Специалист. - 2002. - № 2. - С. 24 - 26.
  2. Кузовлев В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: АДД. - М., 1999.
  3. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя / Д. Ф. Ильясов [и др.]. - М. : Владос, 2008. - 343 с.
  4. Сериков Г.Н. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. - М. : Логос, 1999. - 272 с.