Для оценки индивидуального профессионального потенциала врача на додипломной стадии нами разработаны дифференциально-диагностические таблицы (ДДТ), позволяющие прогнозировать успешность профессиональной реализации студентов с учетом выбранного профиля специализации. В качестве предикторов профессионально важных качеств использованы показатели соматического здоровья и психоэмоционального состояния. Комплекс показателей отбирали с учетом информативности по критерию Джеффриса-Кульбака, достоверных непосредственных или опосредованных корреляционных связей с результативными признаками достоверных статистических различий в альтернативных экспертных группах врачей. Согласно полученным результатам в модельной группе будущих хирургов не выявлено лиц с высоким ИПП, свидетельствующим об оптимальном соответствии врачебному профилю. Средний ИПП (неполное соответствие профилю) регистрируется у 66,3% юношей и 42,4% девушек (р<0,005). Низкий ИПП выявлен у 33,7% юношей и 58,6 % девушек. В модельной группе будущих терапевтов не выявлено достоверных различий оценки ИПП между девушками и юношами, р>0,05. При этом высокий ИПП регистрируется у 10,2-11,3%, средний - у 59,4 - 60,5%, низкий - у 30,4-28,4%. Обращает внимание, что девушек-терапевтов с низким ИПП достоверно меньше, чем в группе хирургов (30,4% против 58,6 %, p<0,05). Низкий ИПП будущих терапевтов в основном обусловлен низкими показателями психоэмоционального статуса.
Результаты оценки личного профессионального потенциала с использованием ДДТ показали, что основной причиной несоответствия хирургическому профилю являются трудно компенсируемые низкие показатели соматического здоровья (гемодинамики, заболеваемости, физического развития), свидетельствующие о необходимости профессионального отбора для рассматриваемых специальностей. Социально-психологическими детерминантами профессиональной дезадаптации для врачей обеих модельных групп являются низкие показатели профессионально значимых характеристик психоэмоционального состояния и социально-психологических установок, обуславливающих целесообразность мероприятий медико-психологического сопровождения профессиональной деятельности независимо от врачебного профиля.