Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

В общей теории государства и права под правоотношениями понимают общественные отношения, урегулированные нормами права [1]. Взяв за основу это общее понятие правоотношения, инновационное правоотношение можно определить как возникающую на основе норм института инновационного права правовую связь субъектов инновационной деятельности, взятую в единстве с их фактическим поведением.

Структурно-правовой анализ позволяет выделить элементы инновационного правоотношения.

Функциональное назначение рассматриваемых отношений проявляется в объекте правоотношения. Объектом инновационных отношений выступает инновационная деятельность. Под деятельностью вообще понимается целесообразное изменение в интересах людей окружающего мира [2]. Философы традиционно трактуют деятельность как совокупность элементов, к которым относятся следующие: субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; объект, на который направлена активность субъекта; и сама активность, выражающаяся в том или ином способе овладения объектом или в установлении коммуникативного воздействия между субъектами [3]. Субъектами правоотношения выступают физические лица, организации, публичные образования, выполняющие различные функции в инновационном процессе. Содержание правоотношения по осуществлению инновационной деятельности составляют субъективные права и юридические обязанности, которые являются мерой возможного либо должного поведения субъектов.

Рассматривая реальную ткань инновационных правоотношений по их конструкции, объектам и содержанию, можно выделить такие их виды:

  1. абсолютные правоотношения по ведению инновационной деятельности;
  2. относительные обязательственные инновационные правоотношения.

Для абсолютных правоотношений по ведению инновационной деятельности характерно то, что у субъекта, ведущего инновационную деятельность по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью вести инновационную деятельность данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях (например, банки) - содействовать ей. В абсолютном правоотношении организации ведут свою деятельность, не вступая в отношения с кем-либо, если ее нормальное течение не прервется под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права. В этом случае абсолютное правоотношение превращается в относительное: субъект получает право устранить незаконное нарушение его права, либо, наоборот, обязан по требованию управомоченного лица прекратить нарушение закона или законных прав и интересов этого лица. Например, организация использовала в составе единой технологии результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие другому лицу, без его согласия и без заключения с ним договора.

Правоотношения, в которых два контрагента связаны между собой правами и обязанностями встречаются чаще всего в качестве обязательственных правоотношений. В обязательстве один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект должен их выполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов обслуживают, подразделяются на четыре основных вида: хозяйственно-управленческие, внутрихозяйственные, оперативно-хозяйственные, территориально-хозяйственные. В инновационной сфере, по общему правилу, используются два вида обязательств: хозяйственно-управленческие и оперативно-хозяйственные.

Хозяйственно-управленческие обязательства возникают на основе актов государственных органов и договоров между государством, регионами и организациями, в сложных образованиях - между соподчиненными звеньями. Например, основанием возникновения такого обязательства может стать акт о выделении средств из бюджета на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд. В этом случае кредитором становится адресат финансирования, а обязанным субъектом - государство, а при финансировании из местного бюджета - регион. Хозяйственно-управленческие обязательства возникают в результате государственного регулирования инновационной деятельности.

Оперативно-хозяйственные обязательства между независимыми равноправными субъектами инновационной деятельности возникают в силу договора. Эта часть экономического оборота, опосредованная договорами и обязательствами, в наибольшей степени оснащена правовым регулированием и развитыми способами защиты прав. Большая часть правовых норм (общие положения об обязательствах, общие положения о договоре, отдельные виды обязательств, права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) находится в Гражданском кодексе РФ. Некоторые содержатся в различных положениях, правилах, инструкциях и иных подзаконных нормативных актах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2007. С. 295.
  2. Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М.-СПб., 1997. С. 348.
  3. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1972. С. 45-46.