Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни - такова подлинная цель и критерии успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам. В этом плане стратегические цели образования вернее определить как социально-личностные, ориентированные на гармоничное сочетание социальных (общественных, государственных, общечеловеческих) ценностей с одной стороны, и ценностей личностно-индивидуальных - с другой.

На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Какая бы его сфера не затрагивалась, какие бы аспекты обучения, воспитания, развития человека не рассматривались. Фактически предстоит ответить на вопрос - всем и всегда ли нужно образовываться и кому это нужно - обществу или личности? А еще точнее, какой формуле следовать: «образование на всю жизнь» или «образование через всю жизнь»?

Человечество в считанные десятилетия совершило поворот к совершенно новому типу социокультурного наследования, в рамках которого главным стало не усвоение прежних рецептов, а подготовка к овладению методами и содержанием познания, которых ранее нигде не существовало. Этот парадокс стал и следствием резкого рассогласования достижений творческой научной мысли, осознающей приоритет человека и необходимость непрерывного духовного, телесного и профессионального совершенствования его как высшей ценности.

Сложившаяся конкуренция на рынке труда делает востребованными наиболее подготовленных, компетентных специалистов и оставляет невостребованными тех, кто не обладает практическими навыками и опытом работы, хотя и имеет в наличие документы об образовании и обучении. Компетентные (конкурентноспособные) рабочие и специалисты получают возможность выбора предприятий, обеспечивающих высокий уровень оплаты труда, стабильность и высокую мотивацию к трудовой деятельности.

Как социально-экономическая система непрерывное профессиональное образование представляет собой единый, целостный процесс экономических взаимоотношений между государством - заказчиком на специалистов, подрядчиками - производителями образовательных услуг и потребителями этих услуг. Этот процесс состоит из ряда отдельных, персонифицированных уровней и ступеней учебно-научного, познавательного и производственного процессов, обеспечивающих образовательную и производственную траекторию деятельности человека в течение всей его жизни, а так же необходимые условия для развития его личностных и творческих способностей с целью поддержания конкурентноспособности человека на рынке труда и государства в целом.

Развитие системы образования - это развитие производственной инфраструктуры, цикличный характер протекания которого должен порождать и цикличность процесса образования. Непрерывность процессов образования и производства должны перерасти в единый системно-организованный непрерывный производственно-образовательный процесс подготовки кадров.

Как показывают социологические исследования, работодатель (предприниматель) ищет на рынке труда специалистов, обладающих не только общеобразовательными и общепрофессиональными знаниями, а прежде всего, конкретными умениями и навыками в определенной или в нескольких областях профессиональной деятельности.

Очень важной предпосылкой актуализации концепции непрерывного профессионального образования выступают тенденции развития демографической ситуации на данном современном этапе. Основным демографическим фактором является возрастающее число людей пожилого возраста в составе населения особенно в малых городах России, что ведет к увеличению темпов устаревания знаний и профессиональных навыков. С изменением экономической системы России формируется новый социальный характер личности в целом и профессиональной личности в частности, что обуславливает необходимость создания эффективной системы непрерывного образования для поддержания личности в процессе формирования и реализации его профессиональной карьеры.

Для каждого человека непрерывное образование становится процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов, духовных потребностей, развития задатков и способностей в различных учебных заведениях, с помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования и самовоспитания. Ведь становление личности, как утверждал в свое время Я.А.Каменский, происходит как в период ее социально-психологического и физиологического созревания, расцвета и стабилизации, так и в периоды старения организма.

Система непрерывного профессионального образования позволяет раскрыть и сформировать такие понятия и явления в педагогике как:

  • многоуровневость образовательных учреждений;
  • преемственность и маневренность образовательных программ;
  • гибкость организационных форм обучения;
  • интеграция образовательных структур;
  • переподготовка профессиональных кадров;
  • неформальное образование взрослых.

Сформировавшуюся у нас в стране часть образовательной системы, можно охарактеризовать как моноуровневую и до 90-х годов она являлась господствующей.

Обучающийся, поступив в учебное заведение, не мог закончить свое образование на каком то промежуточном этапе, не мог изменить профиль обучения, избрать свою индивидуальную траекторию обучения. Система ориентирована на массовую подготовку специалистов. Новая социально-экономическая ситуация действует на существующую систему разрушительно, выявляя все ее недостатки. Попытки приспособить эту систему к новым потребностям практики в настоящее время не могут увенчаться успехом хотя бы уже потому, что в ней человеку изначально отведена роль, которая не может удовлетворить современное общество. Профессиональная подготовка «по рабочее место» часто не способствует жизненному успеху обучающихся, может привести (и уже приводит) к появлению специалистов, чьи знания и умения не востребуются обществом.

Концепция модернизации образования предусматривает его структуирование и институциональную перестройку, оптимизацию сети его учреждений, отработку различных моделей интеграции начального, среднего, и профессионального образования, обеспечение его многоуровневости.

В многоуровневой системе, как и в многоступенчатой, хотя и в меньшей степени, образовательный компонент остается подчиненным профессиональному; профессиональная подготовка пронизывает весь образовательный процесс. Проблема оптимального соотношения между образовательным и профессиональным компонентами в образовании является весьма важной. Для ее решения необходимо развести эти компоненты, определить их цели и содержание; это позволяет сделать многоуровневая модель образования.

Существуют и другие причины, обуславливающие целесообразность перехода к многоуровневой системе:

Одна из задач высшей школы состоит в развитии науки и формировании людей, способных к научно-исследовательской деятельности. Даже студент, готовящийся к практической работе по программам специалиста, должен пройти через опыт исследовательской работы и только в этом случае он может стать творческой личностью.

Многоуровневая система с ее возможностью дифференцированного обучения, усилением индивидуального подхода к обучающимся, четко обозначенным этапом элитарной подготовки обеспечивает продвижение не только в вопросе развития самостоятельной работы студентов, но и в реальной выработке у них необходимых обществу исследовательских навыков, в воспитании личности, самостоятельно контролирующей свою деятельность.

Непрерывное профессиональное образование представляет собой очень важный сектор системы образования, во многом определяющий ее новейшие и приближенные к практике направления обучения. Однако, мировой опыт последних десятилетий показывает возрастающую роль непрерывного профессионального образования в развитии человеческого капитала ведущих стран, их конкурентных преимуществ и инновационных достижений.

Быстрая смена ситуации в окружающем мире порождает необходимость непрерывного образования, под которым здесь понимается не столько единая система различных типов образовательных учреждений, сколько образование как способ реализации человека посредством самообразования, длящегося на протяжении всей его сознательной жизни. Что бы приспособиться к жизни в таком мире, человек должен быть готов не только к постоянному пополнению знаний и совершенствованию умений, но и зачастую к переучиванию.

Следовательно, выбор профессии для всё большей массы людей становится хотя и дискретным, но и многоактовым процессом. При этом профессию можно понимать и широко - как сферу деятельности, и узко - как конкретное «рабочее место».

Особенность системы образования в малых российских городах заключается в том, что интеграция разноуровневых образовательных и культурных учреждений в регионе, тесная связь с социальной инфраструктурой позволяет создать единое образовательное пространство, разноуровневое взаимодействие в котором предполагает развитие интересов обучающихся и их способностей, причем разного возраста.

Таким образом, становление системы непрерывного профессионального образования основывается на двух взаимосвязанных тенденциях: вторжении региональной системы производства в сферу базовой подготовки и, наоборот, проникновении обучения в производственный процесс региона. Происходит стирание граней между различными стадиями образовательного процесса. Особенно трудно определить границу между базовой подготовкой и повышением квалификации.

Очевидно, что непрерывное профессиональное образование не является очередной стадией развития системы образования, а выступает как необходимая составная часть процесса интеграции науки, образования и производства.

Первым этапом непрерывного профессионального образования должно стать профильное образование, его органическим компонентом, только тогда профессиональное самоопределение будет исходить в контексте самореализации личности.

Нормативная модель профессионального образования раскрывает преемственность образовательных стандартов. Представляется возможным построить «сквозную» структуру профессиональных стандартов, причем сформированная таким образом нормативная модель будет представлять собой инвариантную часть (ядро) профессионального образования специалиста. Вариативная часть будет отражать траектории профессионального развития.

Широкая диверсификация образования - один из путей развития образовательной системы России и вхождения ее в мировое образовательное пространство. Она предполагает:

  • многообразие образовательных учреждений и программ, квалификаций и документов об образовании.
  • разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков подготовки и переподготовки;
  • многоканальное финансирование и многообразие в управлении образованием.

Очевидно что, конкурентноспособность выпускников будет обеспечивать такое профильное образование, которое осуществляло бы двунаправленную подготовку: допрофессиональную (отдельные направления начального и среднего профессионального образования) и фундаментальную теоретическую (пропедевтика высшего профессионального образования).

Более 45% от общего приема в средние специальные учебные заведения осуществляется в городах, не являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, и других населенных пунктах, не имеющих статуса города, где нет вузов и возможность получения высшего профессионального образования ограничена. В этом случае среднее профессиональное образование приобретает особую социальную и экономическую значимость: средние профессиональные учебные заведения выполняют функции образовательно-методических и культурно-просветительских центров, объединяющих вокруг себя другие учебные заведения, выступают как многофунциональные образовательные учреждения, реализующие, помимо программ СПО, программы НПО, широкий спектр программ дополнительного образования ( повышение квалификации, профессиональная переподготовка кадров, оказание содействия органам службы занятости населения в виде организации курсов, семинаров, индивидуальной подготовки и др.), осуществляющие профориентацию школьников, методическую, научно-методическую, научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу, а также производственную деятельность по профилям подготовки специалистов. Процесс включения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в региональные системы требует проведения последовательной, целенаправленной политики как на государственном, так и на региональном уровне. Для этого необходимо прежде всего развивать систему договоров и соглашений между федеральными и региональными органами управления, предоставить региональным органам управления возможность более эффективного влияния на деятельность образовательных учреждений путем формирования регионального заказа на подготовку кадров, внедрения моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих многоуровневую профессиональную подготовку кадров.