Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

---
Структурирующим компонентом современной модели образовательного учреждения является его «образовательная среда», процесс воспитания и образования в которой осуществляется посредством взаимодействия субъектов образовательного пространства с различными структурами и объектами, и реализуется с помощью использования различных педагогических технологий. Основными целями образовательной среды являются создание условий для овладения профессиональной деятельностью; воспитание социально-активных членов общества для творческого участия в производстве, ответственности за результаты своего труда, решения экологических проблем; обучение методам непрерывного самообучения для поддержания конкурентоспособности индивида на рынке труда и более полного раскрытия способностей личности.

Новая парадигма профессионального воспитания основана на утверждении в качестве основной его цели развитие активной жизненной и профессиональной позиции обучающегося, способности к творчеству, заинтересованности и потребности в саморазвитии (Н.Ф.Гейнжан). Для духовного становления и развития личности в ходе профессионального образования необходима благоприятная по степени комфортности окружающая среда. Н.А. Коваль в своем исследовании использует понятие «гуманитарная среда» вуза. Гуманитарная среда обеспечивает профессиональную подготовку, формирование духовно-нравственной зрелости студентов, что в конечном итоге социально реализуется в таких качествах, как инициатива и ответственность, потребность в постоянном обогащении и обновлении своих знаний, способность принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь (Юдин Б.А.).

Таким образом, модернизация образовательной среды высшей школы должна предусматривать в качестве приоритетных направлений: возможность получения метаквалификации (т.е. системы знаний, облегчающей поиск и усвоение новых знаний); повышение значимости образования как для индивида, так и для общественных экспектаций; а также дальнейшую гуманизацию образования, основанную на знании о человеке как комплексном феномене - витальном, социально-культурном и психоментальном.